Влияние профессиональной деятельности на личность. Влияние профессиональной деятельности на личность консультанта: позитивные и негативные аспекты


Профессия консультанта ТД с одной стороны, приносит удовлетворение оттого, что за короткое время можно глубоко и близко узнать жизнь разных людей, от уверенности в оказании помощи, отзывов абонентов. С другой стороны, полезности этой профессии, по мнению А.Стора, противопоставляется:

Угроза утратить идентичность и «раствориться» в клиенте:

Отрицательные последствия могут сказаться в личной жизни (семья, друзья);

Угроза психических нарушений из-за постоянных столкновений с темными сторонами жизни и психической патологией (К.Юнг называет это «подсознательной инфекцией»). .

Консультанты ТД не имеют возможности узнать о деятельности абонента в реальной жизни, и только со слов узнают об их тревогах, страхах, неудачах, в меньшей степени – достижениях за короткий промежуток времени. И не всегда звонки от абонентов повторяются, за исключением постоянных одиноких или с нарушениями психики абонентов, которым необходимо общение, поддержка, забота.

Излишняя увлеченность профессиональной деятельностью может отразиться на семье консультанта. Р.Кочюнас выделяет здесь две особенности:

1. Требования этики не позволяют консультанту делиться с семьей своими психотерапевтическими впечатлениями.

Правила очного консультирования имеют сходство с телефонным консультированием, в котором консультант ТД не имеет права рассказывать родственникам, знакомым, друзьям о месте работы. Исключение из этических правил составляет работа службы ТД в ночную смену: самый близкий родственник (муж или мать) может знать о роде занятий консультанта.

2. Консультирование требует больших эмоциональных затрат, иногда это значительно уменьшает эмоциональную отдачу в семье, т.е. за выслушиванием проблем других людей, углублением в их заботы, после рабочего дня бывает трудно проникнуться заботами жены или мужа и детей.

Неопытный консультант-новичок может думать о неразрешимых проблемах абонента даже после окончания рабочего времени.

Психологическое консультирование и психотерапия отнесены к профессиям, требующим большой эмоциональной нагрузки, ответственности и имеющим весьма неопределенные критерии успеха. Представителям этих профессий грозит опасность «синдрома сгорания».


Психологический анализ деятельности учителя.
Схема анализа педагогической деятельности построена на основе трех базовых категорий отечественной психологии -деятельности, общении, личности. Труд учителя составляет единство осуществления педагогической деятельности, педаго­гического общения и самореализация личности учителя. Эф­фективность труда определяется обученностью и воспитанн...

Первичные компоненты телосложения
После значительного периода исследований и обсуждений этих изображений Шелдон и его сотрудники заключили, что, получив три компонента, они исчерпали возможности выделения новых. Эти три параметра стали сердцевиной методики измерения внешней структуры тела, и следующая стадия исследований Шелдона была посвящена тщательному описанию и изм...

Дрессировка.
- коррекция поведения жив с целью комфортного проживания с ним. Герд выдел 3 стадии дрессир: 1. наталкивания (простое (косвенное); сложное; непосредств (находка в поведении) 2 обработка навыка 3 упрочения отработанного навыка. ...

Профессия психолога - консультанта интересна и дает немало полезного самому консультанту. Нередко она доставляет консультанту чувство удовлетворенности собой, особенно когда его ценят клиенты, когда он уверен, что смог помочь. Однако, несмотря на полезность профессии, зачастую она стоит занимающимся ею людям довольно дорого. Воздействие не всегда заметно со стороны, но его настоящую цену чувствует сам консультант.

Выделяют несколько важных аспектов этой "платы":

Угроза утратить идентичность и "раствориться" в клиентах;

Отрицательные последствия могут сказаться в личной жизни (семья, друзья);

Угроза психических нарушений из-за постоянных столкновений с темными сторонами жизни и психической патологией (Юнг называет это "подсознательной инфекцией").

Консультанты нередко забывают, что их преимущество в познании клиентов весьма относительно, поскольку они видят клиентов в специфических условиях и, как правило, непродолжительное время. Консультанты не имеют возможности наблюдать за деятельностью клиентов в реальной жизни и только с их слов знают об их тревогах, страхах, неудачах, и в меньшей степени - о достижениях. Зачастую консультант преувеличивает личностные нарушения клиента, и главнейшим последствием ошибочного представления становится ориентация на лечение, а не на понимание и выявление позитивных аспектов жизни. Ориентация на лечение слишком связывает консультанта с клиентом, требует от него больших усилий, чем нужно в действительности, и, наконец, заставляет смотреть на жизнь через "темные очки".

Излишняя вовлеченность в профессиональную деятельность нередко заставляет страдать семью консультанта.

Во-первых, требования этики не позволяют консультанту делиться с семьей своими "психотерапевтическими" впечатлениями, поэтому члены семьи лишь приблизительно представляют, чем занимается консультант. Такова общая проблема семей, члены которых из профессиональных соображений должны думать, что и как говорить близким о своей работе.

Во - вторых, консультирование требует больших эмоциональных затрат, и иногда это значительно уменьшает эмоциональную отдачу в семье. Когда на работе весь день приходится выслушивать других людей и углубляться в их заботы, вечером бывает трудно проникнуться заботами супруга и детей. И это не единственные проблемы, с которыми сталкивается консультант. В процессе профессиональной деятельности на личность специалиста большое влияние оказывают его непосредственный руководитель, наиболее авторитетные личности коллег, культура взаимоотношений в профессиональной среде.

Консултант как человек не может безразлично решать свои профессиональные задачи. Его профессиональная деятельность не мыслима без эмоционального и волевого проявления.

Эмоциональное проявление – это чувственное переживание консультанта, которое он испытывает в процессе деятельности. Такое переживание возникает под влиянием ведущих факторов профессиональной деятельности: специфика профессиональной деятельности; эмоциональное воздействие объекта деятельности; среда в, которой работает консультант (например, телефонная служба доверия) и результат профессиональной деятельности. Среда выступает фоном, стимулирующим или сдерживающим самопроявление и развитие чего-либо в процессе профессиональной деятельности консультанта.

Обобщая изложенное, отметим, что профессиональная деятельность оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на личность и поведение. Влияние это определяется определяется личным социальным статусом, отношением к профессиональной деятельности и самоактивностью в ней, средой в которой она осуществляется и направленностью в профессиональном самосовершенствовании. Все это в совокупности обеспечивает развитие (сдерживание в развитии) личностного потенциала (положительного и отрицательного) консультанта, формирование его профессионально и личностной индивидуальности.

Можно утверждать, что эффективный консультант - это прежде всего зрелый человек. Чем разнообразнее у консультанта стиль личной и профессиональной жизни, тем эффективнее будет его деятельность. Иногда выражать чувства и попросту слушать, что говорит клиент, - это самое лучшее, но опасно ограничиваться только такой тактикой консультирования, порой необходимо вступать с клиентом в конфронтацию. Иногда следует интерпретировать его поведение, а подчас и побуждать клиента толковать смысл своего поведения. Порой в консультировании требуется директивность и структурированность, а иногда можно позволить себе увлечься беседой без определенной структуры. В консультировании, как и в жизни, следует руководствоваться не формулами, а своей интуицией и потребностями ситуации. Такова одна из важнейших установок зрелого консультанта. К. Schneider (1992) выделяет три важные постулата квалифицированного психологического консультирования и психотерапии: 1) Личная зрелость консультанта. Подразумевается, что консультант успешно решает свои жизненные проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к себе; 2) Социальная зрелость консультанта. Подразумевается, что консультант способен помочь другим людям эффективно решать их проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к клиентам; 3) Зрелость консультанта - это процесс, а не состояние. Подразумевается, что невозможно быть зрелым всегда и везде. Предполагается, что свойства личности эффективного консультанта могут выступать критериями результативности психологического консультирования - появление этих свойств у клиента в этом случае становится показателем эффективности консультирования.

Профессия медицинских работников с одной стороны, приносит удовлетворение от уверенности в оказании помощи, отзывов пациентов. С другой стороны, полезности этой профессии, по мнению А.Стора, противопоставляется :

Угроза утратить идентичность и «раствориться» в пациенте;

отрицательные последствия могут сказаться в личной жизни (семья, друзья);

угроза психических нарушений из-за постоянных столкновений со сложными сторонами жизни и психической и физической патологией (К.Юнг называет это «подсознательной инфекцией») .

Излишняя увлеченность профессиональной деятельностью может отразиться на семье медицинских работников, Р.Кочюнас выделяет здесь две особенности:

1. Требования этики не позволяют медработнику делиться с семьей своими психотерапевтическими либо терапевтическими впечатлениями.

2. Деятельность требует больших эмоциональных затрат, иногда это значительно уменьшает эмоциональную отдачу в семье, т.е. из-за проблем (в-первую очередь со здоровьем) других людей, углублением в их психосоматический и физиологический мир, после рабочего дня бывает трудно проникнуться заботами жены или мужа и детей.

Психологическое консультирование и психотерапия, лечебная деятельность отнесены к профессиям, требующим большой эмоциональной нагрузки, ответственности и имеющим не всегда определенные критерии успеха. Представителям этих профессий грозит опасность «синдрома выгорания» .

Синдром «эмоционального выгорания» как показатель профессиональной дезадаптации медработник.

В поле зрения специалистов, занимающихся изучением профессиональной деятельности медработников, находится синдром «эмоционального выгорания».

«Синдром выгорания» - сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки и является показателем профессиональной дезадаптации работника .

Феномен «сгорания» является кризисным состоянием и характеризуется душевной и физической усталостью, утратой веры в свои силы и, как следствие, невозможностью проводить эффективно профессиональную деятельность. Причинами возникновения синдрома «сгорания» по мнению Моховикова А.Н. являются: внутриличностный конфликт, острый психологический стресс, острая или хроническая фрустрация .

В отечественной литературе в основном выделяются следующие признаки синдрома «выгорания» :

Психическая и физическая усталость;

Ощущение беспомощности и ненужности;

Использование стереотипных наработок в действиях либо лечении;

Нежелание идти на дежурство;

Нежелание или боязнь предстоящего визита;

Подавленность, повышенная тревожность или раздражительность;

Стремление побыстрее завершить работу;

Неверие в эффективность работы (лечения)

Перенесение комплекса отрицательных эмоций на окружающих;

Перенос внутренних проблем на проблемы пациента;

Стремление уйти и реализовать себя в другой области.

«Синдром выгорания» проявляется остро, но развивается в течение довольно длительного времени. Поэтому особое внимание требуют самые первые его симптомы.

Медработникам необходимо изредка, по обязательно оценивать свою жизнь - живет ли он так, как ему хочется. Если существующая жизнь не

удовлетворяет, следует решить, что нужно сделать для положительных сдвигов. Таким образом, заботясь о качестве своей жизни, можно остаться эффективным специалистом .

Модель личности эффективного специалиста в медицинской области.

Нами было проанализировано большое количество литературы по проблеме профессиональных и личностных качеств медработников. Качества, выделяемые зарубежными и отечественными авторами, подчеркивают важность одних и тех же качеств, незначительные различия наблюдаются лишь в их формулировке.

На основе всех вышеперечисленных зарубежными и отечественными авторами качеств, можно предположить, что одним из основных первичных качеств личности медработников является аутентичность.

«Аутентичность» с греческого языка означает - «подлинный». Данное понятие разработано в гуманистической психологии и отражает одну из важнейших интегративных характеристик личности. Психологический смысл аутентичности можно определить как согласованное, целостное, взаимосвязанное проявление основных психологических процессов и механизмов, обусловливающих личностное функционирование . Человек стремится быть самим собой и является таковым. Он всегда находится в состоянии «здесь и теперь» и не расходует энергию на проигрывание ролей и создание внешнего фасада, а использует ее на решение реальных проблем. Дж. Бьюдженталь отождествляет слово «аутентичность» с близким словом «присутствие». В этом качестве он выделяет две стороны:

Доступность - степень того, насколько человек допускает, чтобы происходящее в данной ситуации имело для него значение, воздействовало на него.

Экспрессивность - степень, в которой человек склонен позволять другому действительно узнать себя в данной ситуации. Это включает в себя самораскрытие без маскировки каких-то субъективных переживаний .

Аутентичность обобщает многие свойства личности, но ее границы нечетки. В качестве синонимов этого термина используются такие определения, как полноценно функционирующая личность [Роджерс], свобода [Олпорт], самоактуализация [Маслоу], самость, целостная личность [Перлс], конгруэнтность [Гриндер, Бендлер].

Понятие «свобода» - один из основных элементов структуры качеств аутентичности и означает, что в самоопределении и ответственности перед собой человек является нравственно свободным. И.М.Сеченов говорил: «...Человек есть существо свободное, определяющее действия из самого себя» .

Рефлексия - одно из важнейших качеств аутентичной личности. В работе медработника рефлексивность выступает как качество, проявляемое в совместной деятельности. Она отображается в понимании специалистом своей сущности в реальной действительности (состояние «здесь и сейчас»): процесс самопознания внутреннего состояния, эмоциональные реакции. Кроме того, рефлексивное слушание, если это консультация, способствует установлению положительного эмоционального контакта, взаимного чувства близости и доверия пациента к специалисту.

Рефлексия - это искусство словесного выражения того, что выразил другой человек так, что знание точного выражения словесных значений;

Высокий уровень интеллектуальных способностей, способность комбинировать, подвижность и непостоянство мышления, понимания отношений, обстоятельность мышления;

Развитую эмоционально-волевую сферу.

Адекватная самооценка является необходимым личностным качеством медработников и регулятором его поведения. От самооценки зависят взаимоотношения с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности медработника и его дальнейший личностный рост.

Одним из наиважнейших первичных особенностей медработников является самоактуализация. Самоактуализация как стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих возможностей, к актуализации собственного личностного потенциала является основой для гуманистической психологии, рассматривающей личность как уникальную целостную систему .

Иерархическая модель мотивации А.Маслоу, включающая необходимые для жизнедеятельности и развития личности потребности, говорит о том, что при удовлетворении всех этих потребностей возникает система этических и моральных ценностей, которые включают в себя жизненную философию медработников. Этико-моральные ценности - это жизненные важнейшие критерии о восприятии окружающего мира и других людей, принятии объективных решений. В деятельности медработников, основными качествами являются объективность и нейтральность ценностей.

Личность является субъектом деятельности, «вершиной» всей структуры человеческих свойств . В свою очередь, деятельность - это всегда проявление активных действий, а значит, ключевым качеством медработников является активность.

По мнению Б.Г.Ананьева, активность является «одним из важных индикаторов человеческой индивидуальности», воплощающим «великие возможности исторической природы человека». «...Через активность и опосредованный ею характер в структуре личности проявляется индивидуальность человека в целом и индивидуальность человека как субъекта деятельности... Активность также обнаруживается отдельным, относительно самостоятельным параметром, поскольку в своем особом качестве координационно связывает структуры свойств человека, - от его психофизиологии до социальной психологии» . Активность человека оценивается по его познавательным и практическим интересам, а также адекватности самооценки.

В.Ф.Сержантов выделяет свойства активности: креативность, эмоциональность, конструктивность и т.д.

По мнению А.Н.Леонтьева, сущность, истоки и цель активности опосредованы идеей свободы человека, поэтому в общем смысле можно сказать, что целью активности является свобода человека. Свобода личности неизмеримо взаимосвязана с коммуникативными особенностями, такими как: доступность, интерес к людям, доброжелательность, альтруизм. Условия жизни и аффилиация являются частными, и первичными особенностями коммуникации, так как они представляют собой смысл существования аутентичного человека.

Ключевым источником активности является темперамент. Психологами установлено, что в темпераменте, его характерологических чертах отражаются такие психологические свойства личности как общительность, готовность к сотрудничеству, доброжелательное отношение к людям, эмоциональная стабильность и реалистическая настроенность, эмоционально-волевые качества, высокий самоконтроль и самосознание личности.

По отношению к модели личности медработника одним из важнейших психофизиологических качеств можно считать адаптацию. В ситуации работы в медучреждениях адаптация является постоянным процессом активного приспособления медработников к окружающим условиям: различные пространства, различные психические и физические реакции на неблагоприятные проблемные, как правило, стрессовые ситуации и т.п. Адаптация также является результатом этого процесса.

Эффективность адаптации в значительной степени зависит от того, насколько адекватно медработник воспринимает себя и свои социальные связи. Поэтому эффективность лечебного процесса зависит от адаптивности и позиции, направленной на успешность в своей деятельности.

Ключевую роль в успешной адаптации к экстремальным условиям работы медработников, играют процессы тренировки, функциональное, психическое и моральное состояние индивида.

Дезадаптация личности медработников может выступать как неадаптивность в случае постоянной неуспешности попыток реализации цели, т.е. неудовлетворенности процессом и результатом лечпроцесса. Подобная ситуация может свидетельствовать о незрелости личности, невротических отклонениях, дисгармониях в сфере принятия решений или являться прямым результатом экстремальности ситуации .

В серию приспособительных психофизиологических особенностей медработников можно отнести толерантность (терпение) и эмоциональную устойчивость.

Толерантность - отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. Например, толерантность к больному или к консультируемому проявляется в повышении порога эмоционального реагирования на угрожающую ситуацию, а внешне - в выдержке, самообладании, способности длительно выносить неблагоприятные воздействия без снижения адаптивных возможностей .

Эмоциональная устойчивость - постоянная личностная черта, по мнению Я.Рейковского выражается в чувствительности к эмоциональным стимулам и в податливости психических механизмов регуляции к разлаживанию под влиянием эмоционального возбуждения.

В работе медработники нередко испытывают сильные отрицательные эмоции.

Исследования психологов и физиологов указывают на взаимосвязь эмоциональной устойчивости и свойств высшей нервной деятельности. П.К.Анохин говорит о том, что эмоциональные ощущения, закрепились как своеобразный инструмент, удерживающий жизненный процесс в его оптимальных границах. Я.Стреляу полагает, что эмоциональная устойчивость зависит от свойства «реактивности личности». В данном случае «реактивность» характеризует высоту порога чувствительности и порога работоспособности: чем ниже порог чувствительности, тем ниже порог

работоспособности. Лица, у которых реактивность к стимулам высока, в значительной степени ухудшают качество деятельности в стрессовых ситуациях.

Таким образом, по мнению В.Д.Небылицына , проблема свойств нервной системы «переводится в план проблемы факторов оперативной надежности человека, сталкивающегося с экстремальной ситуацией и решающего в условиях значительной напряженности достаточно сложные и ответственные задачи.

Согласно аналитической психологии К.Г. Юнга , индивидуально-психологические различия человека соответствуют направленности личности либо на мир внешних объектов, либо на явления его собственного субъективного мира. Для работы в лечебных учреждениях предпочтительно преобладание экстравертивного типа, поскольку в отличие от интровертивного ему свойственна социальная адаптивность, общительность, гибкость поведения.

Таким образом, считаются, основными особенностями темперамента в эффективной деятельности медработников:

Хорошая адаптация, эмоциональная устойчивость, работоспособность. Основными особенностями мотивации являются:

Психологическая установка, потребности, интересы, склонности, убеждения, мировоззрение личности.

В рамках лечебной деятельности в раздел профессиональных и личностных особенностей межличностного общения и коммуникации личности входят:

Условия жизни и высокая степень адаптации,

Интерес к людям, доброжелательность, альтруизм;

Доступность, открытость (общительность), дипломатичность, гибкость;

Конгруэнтность, самоконтроль.

К познавательным способностям медработников относятся:

Высокий интеллектуальный уровень, научная и социальная информированность;

Большой объем оперативной зрительной памяти;

Способность к распределению, переключению и концентрации внимания;

Креативность, воображение, интуиция;

Специальные способности.

Важнейшей особенностью медработников является эмпатия. Эмпатия - это понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир . Самое раннее определение эмпатии содержится в работах З.Фрейда: «Мы учитываем психическое состояние пациента, ставим себя в это состояние и стараемся понять его, сравнивая его со своим собственным» . Эмпатия в триаде Роджерса при клиент-центрированной психотерапии является важным условием для конструктивных изменений личности. А.Бодалев, Т.Каштанова считают, что эмпатия включает чувства и мысли, сопутствует процессу взаимоотношений «психотерапевт-пациент», т.е. приносит успех в деятельности.

Эмпатическое понимание зависит от доступности и богатства жизненного опыта медработников, точности восприятия, умения настроиться с пациентом, на одну с ним эмоциональную волну.

Профессионализм - одно из высших показателей эффективности в деятельности медработников. Профессиональное искусство включает в себя, прежде всего мотивацию и активность к познавательной деятельности, средне-специальное либо высшее образование, специальную подготовку для работы в различных сферах медицины.

Ролло Мэй, описывая личность медработников, отдает предпочтение ее полноте и целостности и, ссылаясь на Адлера, говорит, что «метод лечения должен быть в самих терапевтах».

В данной модели нами обобщен опыт отечественных и зарубежных психологов.

Профессиональные и личностные качества эффективного медработников сочетаются друг с другом. Несмотря на то, что эти качества различны - одни рождаются вместе с личностью, другие приобретаются ею, слияние их дает мощный толчок к успешной профессиональной деятельности медработников. В рассмотренной нами модели личности эффективного специалиста основными являются первичные качества. К этим качествам мы отнесли: аутентичность, самоактуализацию, жизненную активность, эмпатию и профессиональное искусство. Однако в процессе длительной профессиональной деятельности некоторые личностные черты заостряются.

В эмпирической части данного исследования мы изучили особенности активности и самоактуализации личности медработников, так как жизненная активность и самоактуализация личности выступают важнейшими свойствами личности, определяющими ее способности развиваться, саморазвиваться. В процессе развития приобретаются новые уровни, изменяются содержание и структура активности, как свойства системы «Человек-человек» .

5471 0

Врачи, работающие в медицинском учреждении, подвержены значительному личностному дистрессу... им трудно раскрыться перед кем-нибудь за пределами своей непосредственной семьи и круга друзей. Преобладающая особенность врачебной профессии — отрицать проблемы, связанные с личным здоровьем.
M.B.King, 1992


В настоящее время наука все чаще обращается к проблеме влияния профессиональной деятельности на личность специалиста с целью более детального изучения разнообразных аспектов личностной деформации. Особенно это касается лиц коммуникативных профессий, то есть профессий системы «человек—человек»: всех категорий руководителей, медицинских работников, педагогов, менеджеров, консультирующих психологов, учителей, воспитателей детских домов, представителей различных профессий сферы сервиса, полицейских и др.

Лица, работающие в сфере охраны психического здоровья (психиатры, психотерапевты, медицинские психологи, логопеды, педагоги-дефектологи, социальные работники, средний и младший медицинский персонал), в наибольшей степени подвержены профессиональному выгоранию, так как их профессиональная деятельность связана не только с большим количеством контактов с людьми, но и с особенностями этих контактов и отношений.

Полнее всего сформулировали характер этих отношений З.Фрейд и его ученики, которые описали неизбежно возникающие при общении врача и других медицинских работников с пациентами такие феномены, как «перенос», «контрперенос», «сопротивление», «негативная психотерапевтическая реакция», «отреагирование» (S.Freud, 1912-1915).

Значение этих отношений стало основополагающим при создании динамической психиатрии. Достижение продуктивного терапевтического альянса невозможно без учета этих феноменов, в основе которых лежат мировоззренческие и личностные характеристики не только пациента, но и врача.

Однако в некоторых случаях эти взаимоотношения могут вызвать и «профессиональную деформацию». И.Харди (1974), изучая взаимодействие триады «врач—сестра—больной», описал специфические состояния, характерные для медицинских работников, которые он назвал «отравление людьми». Они проявляются эмоциональным напряжением, раздражительностью и вспыльчивостью Он отмечал, что у медицинского персонала возможна защитная форма поведения в виде холодности и равнодушия к пациентам. В некоторых случаях у врачей, любящих свою профессию, наблюдается феномен ухода от жизненных трудностей и проблем в работу.

На эмоциональную вовлеченность врача при работе с больными указывал и П.В.Симонов (1981), описав феномен эмоционального резонанса или «заразительности эмоций» (П.В.Симонов, 1981; В.Д.Менделевич, 1997). И.Р.Семин (1995), изучая последствия длительного общения с психически больными, выявил у работающих с ними медицинских работников резкое снижение толерантности к душевнобольным

Польский психиатр и философ А.Кемпински (1975) так описал взаимоотношения врача и пациента:
«Отношение психиатра к больному можно определить как амбивалентное. Больной его привлекает,без него он не может обойтись, отношения с так называемыми нормальными людьми становятся скучными, они возбуждают в нем чувство раздражения; его привлекает динамика мира больных,но больной его отталкивает. Тогда он чувствует себя потерянным в мире больших чувств, трагедий, тайн и бессильным в своих усилиях; чувствует, что его эмоции притупляются... Он убегает от больного в безопасное место, в вихрь организационных работ, теорий, научных биохимических исследований, физиологических опытов, статистических разработок, где контакт с больным сведен до минимума. Перед тайной, какой является человек, его охраняют диагностические этикетки, готовые схемы истории жизни... профессиональный язык, с его таинственными греческими и латинскими словами, а в последнее время и английскими, которые создают научную атмосферу».

Процесс консультирования можно рассматривать как процесс специфического расщепления личности консультанта (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Профессиональная личностная позиция консультанта

Личность консультанта в процессе консультирования как бы расщепляется на две составляющие:

  • 1) собственно личность - очень важно, чтобы консультант в процессе консультирования был аутентичен, был "собой";
  • 2) профессиональная личностная позиция ("терапевтическое Я" консультанта) - особое личностное образование, сформированное за все годы обучения и включающее все знания и умения консультанта.

В процессе консультирования консультант вступает в контакт с клиентом как аутентичная личность, однако все его действия находятся под контролем профессиональной личностной позиции. Последняя как бы "наблюдает со стороны" за происходящим во время контакта и не допускает выхода консультанта из профессиональной позиции. "Терапевтическое Я" ищет момент и форму для использования тех или иных техник и трансляции нужной информации клиенту, не нарушая при этом эмпатического состояния. "Профессиональное Я" контролирует процесс консультирования, и дает возможность "прорываться" некоторым компонентам личности консультанта в нужный момент.

Консультант, который работает только за счет "профессионального Я", не включая аутентичную личность, воспринимается неискренним, играющим роль. Он будет иметь значительные трудности в установлении консультативного контакта с клиентом.

Консультант, у которого не сформирована профессиональная личностная позиция - это "наивный психотерапевт", непрофессиональный "консультант", именно такую "помощь" оказывает подруга подруге в процессе "кухонной беседы". Выход из профессиональной личностной позиции в процессе консультирования фактически означает окончание профессиональной консультативной работы.

Влияние профессиональной деятельности на личность консультанта

Любая профессиональная деятельность влияет на личность, и эти изменения могут быть как благоприятными, так и неблагоприятными. С одной стороны, по мере профессионализации формируются и автоматизируются профессионально важные качества и навыки, с другой - формируются стереотипы, которые могут приводить к нежелательным деформациям личности и общения.

Деформации, формирующиеся в результате профессиональной консультативной деятельности, могут быть следующие :

  • 1) утрата собственной идентичности и растворение в клиентах. Эта деформация формируется из-за необходимости эмпатического слушания, сопереживания, и чем более эмпатичен консультант, тем более вероятно для него появление данной деформации;
  • 2) отрицательное влияние на семью, личные отношения. Работа требует больших эмоциональных затрат, и это уменьшает эмоциональную отдачу в отношении близких;
  • 3) необходимость сохранения конфиденциальности приводит к тому, что психолог привыкает к тому, что нельзя делиться с другими людьми информацией или чувствами, все время контролирует себя, чтобы не сказать "лишнего", и в результате замыкается в себе или становится излишне сдержан и неразговорчив (иногда это придает его облику своеобразную загадочность);
  • 4) возникает угроза психических нарушений и склонность к преувеличению проблем из-за постоянного столкновения с темными сторонами жизни;
  • 5) вероятен также переход профессиональных навыков - слушания, расспроса - в обычную жизнь. В этом случае психолог начинает "работать", как только кто-нибудь начинает что-то о себе рассказывать, и не может общаться с людьми непосредственно, спонтанно;
  • 6) может появиться ограничение интересов - психологу становятся неинтересны художественные книги, кино, театр и т.д., он читает только специальную литературу, интересуется только новостями, связанными с профессией.

Для преодоления и профилактики данных деформаций важно развивать другие интересы, не связанные с профессией, хобби, общаться с широким кругом непсихологов.

Наиболее опасным и тяжелым нарушением является синдром эмоционального выгорания.

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) - это эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной и психической нагрузки в результате длительной работы с людьми. Синдром эмоционального выгорания может возникать у людей любых профессий, но особенно ему подвержены представители социономических профессий - работающие с людьми (учителя, менеджеры, психологи).

Проявления СЭВ могут быть разнообразными, основными являются депрессия, усталость, опустошенность, недостаток энергии и энтузиазма, утрата способности видеть положительные результаты своего труда, отрицательные установки по отношению к работе и к жизни.

Более подвержены СЭВ люди беспокойные, чувствительные, эмпатичные, склонные к интроверсии, имеющие гуманистическую жизненную установку, склонные отождествляться с другими. То есть выгоранию способствуют именно те личностные качества, которые являются предпосылкой эффективной консультативной работы. Таким образом, люди, в наибольшей степени ориентированные на клиента, являющиеся наиболее эффективными консультантами, могут выгорать быстрее.

Факторы, усиливающие вероятность развития СЭВ:

  • монотонность работы;
  • отсутствие смысла работы;
  • вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостатке признания и положительной оценки;
  • строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках;
  • работа с немотивированными клиентами (например, в психиатрической клинике, армии, где клиенты недобровольно приходят к психологу);
  • напряженность и конфликты в профессиональной среде;
  • нехватка условий для самовыражения личности на работе, когда не поощряются, а подавляются инновации;
  • работа без возможного дальнейшего обучения;
  • неразрешимые личностные конфликты самого консультанта.

Можно выделить способы избегания и профилактики СЭВ:

  • принятие личной ответственности за свою работу;
  • культивирование других интересов, не связанных с профессией (хобби);
  • сочетание работы с учебой, исследованием, публикацией - это помогает преодолеть монотонность в работе;
  • постоянное повышение квалификации, освоение новых методик;
  • внесение разнообразия в работу;
  • поддержание своего здоровья, режима, использование разнообразных методов саморегуляции;
  • активная социальная жизнь, наличие друзей и знакомых других профессий;
  • стремление к тому, чего хочется, без стремления выиграть;
  • способность к самооценке без ориентации на мнение других;
  • открытость новому опыту;
  • умение не спешить;
  • обдуманные обязательства;
  • чтение непрофессиональной (художественной) литературы, посещение театров, выставок;
  • участие в конференциях;
  • совместная работа с коллегами;
  • балинтовские группы, супервизия.
  • См.: Кочюнас Р. Психологическое консультирование. С. 36-40