Интересные вопросы о растениях и животных. Викторина: « В мире растений


ВИКТОРИНА «ЖИВАЯ ПРИРОДА»

Цель:
- проверить и углубить знания детей о живой природе;
- помочь детям вспомнить уже известных животных и
- внешние особенности каждого из них;
- развивать сообразительность, быструю реакцию, фантазию;
- помочь детям учиться работать в команде.

Класс делится на 2 команды.

Ведущий: Наша сегодняшняя викторина посвящена живой природе. Для начала давайте вспомним, что же такое живая природа?

Команды получили домашнее задание перед игрой. Они должны были придумать название своей команде и нарисовать эмблему. Условие было такое: название команды должно быть связано с живой природой.

1 конкурс - " Загадки".
Ведущий:
- Загадки эти будут непростые. Все они о природе. Отгадкой может быть название животного, птицы или растения.
- За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
(Загадки по очереди предлагаются командам.)

1. Мордочка усатая, шерстка полосатая,
Лапкой умывается, а с водой не знается. (кошка)

2. Гладишь - ласкается, дразнишь - кусается. (собака)

3. По веткам скачет, а не птица,
Рыжая, а не лисица. (белка)

4. Что за зверь лесной встал передо мной?
Он стоит среди травы, уши больше головы. (заяц)

5. Кто в беретке ярко- красной, в чёрной шапочке атласной?
Он без дела не сидит, всё стучит, стучит, стучит. (дятел)

6. Спинкой зеленоватая, грудкой желтоватая,
Чёрненькая шапочка и полоска шарфика. (синица)

7. Не зверь, не птица, а нос как спица.
Летит - кричит, сядет - молчит,
Кто его убьёт, свою кровь прольёт. (комар)

8. Четыре ноги, пятый - хвост, шестая - грива. (лошадь)

9. Он высокий, он огромный,
Он похож на кран подъёмный,
Только этот кран живой, с настоящей головой. (жираф)

10. Разлинованы лошадки словно школьные тетрадки,
Разлинованы лошадки от копыт до головы. (зебры)

Ведущий:
- Животные очень часто становятся героями сказок. Поэтому наш следующий конкурс называется "Сказочный".
- Подскажите, в кого превращались...
1. князь Гвидон (сказка А. С. Пушкина) - в комара, муху, шмеля;
2. великан - людоед (сказка Ш. Перро) - в льва, в мышь;
3. одиннадцать братьев - принцев (сказка Г. X. Андерсена) - в лебедей;
4. гадкий утёнок (сказка Г. X. Андерсена) - в лебедя.
- Назовите недостающие имена животных - известных сказочных героев...

1. Муха...(Цокотуха)

2. Курочка...(Ряба)
З. Уточка...(Серая Шейка)

4. Черепаха.. .(Тортилла)
5. Оленёнок...(Бемби)
6. Медведь... (Балу).

3 конкурс называется " Пофантазируем"
Ведущий: - Команда за короткое время должна придумать и нарисовать растение или животное, которых на самом деле не существует, дать им название.

А пока команды трудятся над выполнением задания, предлагаю для болельщиков игру " Да - нет". На вопрос нужно отвечать хором "да" или " нет". (Вопросы по очереди предлагаются болельщикам то одной, то другой команды.)
1. Может ли сазан забраться в океан? (нет, это речная рыба)
2. Может ли дрозд отморозить хвост? (нет, он зимует на юге)
3. Может ли оса взлететь под небеса? (да)
4. Может ли кулик прикусить себе язык? (нет, у птиц нет зубов)
5. Может ли тюлень на боку лежать весь день? (да)
6. Может ли синица под крышей поселиться? (да)
7. Могут ли собаки отодрать хвосты всем ракам? (нет, раки живут на дне водоёмов)
8. Может ли медведь зимою потолстеть? (нет, зимой медведь спит и худеет)

4 конкурс называется " Изобрази животное".
Ведущий:
- Каждое задание этого конкурса - это подражание повадкам какого-нибудь известного вам животного.

Представитель каждой команды получает листок с названием животного. Без слов, с помощью мимики и пантомимы вы должны изобразить это животное. Команда - соперник должна угадать, что это за животное. Жюри оценивает и показ животного, и угадывание.

(Участвуют по два представителя от каждой команды.)
1. кошка
2. заяц
3. лягушка
4. медведь

5 конкурс называется " Знакомые незнакомцы".
Ведущий: Каждая команда получит листок, на котором написано зашифрованное название животного. Команда должна как можно быстрее расшифровать эту запись. Ключ к расшифровке - алфавит.


Ведущий: - Пока команды выполняют задание, среди болельщиков мы проведём аукцион песен о животных. Вы должны по очереди назвать или исполнить строчку из песни, где упоминается какое - либо животное.

Следующий конкурс называется " Спой песенку".
Ведущий: - Мы с вами продолжаем говорить о природе и главным образом о животных. Мы уже перечислили тех животных, каких знаем, вспомнили, какие у них повадки. Ребята, а скажите, как разговаривают животные?
- О некоторых животных мы скажем, что они разговаривают, а о некоторых, что они поют.
- А теперь представьте, что вы - животное, которое очень любит петь, но не умеет это делать по-человечески. Давайте попробуем его изобразить.
- Нужно взять какую-нибудь известную всем песню, например " В
лесу родилась ёлочка" и напеть её мотив, но не так, как это делается обычно, а...

1. прокрякать
2. пролаять
3. промычать
4. промяукать
(Участвуют по два представителя от каждой команды, используется фонограмма песни)

Подведение итогов викторины.
Ведущий: Сегодня мы с вами были участниками викторины "Живая природа". Мы вспомнили названия многих животных, больше узнали об их повадках и немножко поиграли. Надеюсь, что после нашей викторины вы будете бережнее относиться к нашей природе, станете внимательнее наблюдать за миром, который вас окружает и будете его оберегать.

Лидия Азатовна
Викторина «Растительный и животный мир земного шара»

Цели:

1. Формировать у учащихся познавательный интерес.

2. Развивать любознательность, познавательную активность.

3. Расширять знания о жизни животных, растений.

4. Воспитывать любовь к живой природе.

Оборудование: мешочек из ткани, карточки с числами, иллюстрации животных, иллюстрации растений.

Представители от 4-х классов сидят по группам, по 5 человек в каждой группе.

Ход викторины

Ведущий представляет жюри:.

1. Разминка.

Ведущий задает одинаковые вопросы всем группам. Группа, которая быстрее поднимет руку и ответит на вопрос, получает 1 балл.

Растительный мир

1. Какое растение называют символом мира? (Оливу)

2. Какое растение называют символом солнца? (Лотос)

3. Какое растение называют «золотым» яблоком? (Помидор)

4. Какое дерево самое высокое в мире? (Эвкалипт)

5. Какое растение самое толстое? (Баобаб)

6. Какое растение самое длинное? (Ротовые пальмы – 400 м)

Животный мир.

1. Кто бегает быстрее всех? (Гепард)

2. Кто плавает быстрее всех? (Рыба-меч)

3. Какая птица летает быстрее всех? (Стриж)

4. Кто «дышит» одной ноздрей? (Кит-кашалот)

5. Кто слышит ногами? (Кузнечик)

6. Какое животное имеет в окраске только два цвета? (Зебра)

7. Какое животное всегда с сумкой? (Кенгуру)

8. Кто всегда поет на одной ноге? (Комар)

2. Графический диктант «Животные тундры».

Команда выбирает одного представителя. Если учащиеся согласны с высказыванием, ставят +, нет -. (10 баллов)

1. В тундре водится небольшой по размеру грызун – лемминг.

2. Белая куропатка – хищная птица.

3. Белая сова – растительноядная птица.

4. Белая куропатка и белая сова постоянно живут в тундре.

5. Песцы питаются леммингами.

6. Дикий северный олень питается ягелем.

7. Летом в тундре немного комаров и мушек, так как для них нет корма.

8. Полярные волки в основном охотятся на больных оленей.

9. Плотное оперение белой совы защищает ее от ледяных ветров.

10. Кулики и утки питаются растениями и насекомыми.

О т в е т ы: + -- + + + - + + +.

3. Волшебный мешочек.

Каждая команда вытаскивает из мешка карточку с номером. Ведущий зачитывает описание животного под этим номером. Дети должны узнать животного. (1 балл)

1. Он – полярный житель. Этот великан – близкий родственник тюленя. Он большой и сильный, и мало кто решается нападать на него. У него два длинных клыка, которые он использует при драках, чтобы выбраться на лед для отдыха. А, кроме того, клыками он выкапывает из ила раковины и съедает их содержание. (Морж) .

2. Он питается рыбой. Он прекрасный пловец и ныряльщик. Вместо ног у него ласты. Вынырнет, наберет воздуху и снова в воду. А зимой, когда вода быстро замерзает, ему приходится пробивать лед головой, иначе задохнется. (Тюлень) .

3. Он – огромный зверь, длиной до 3 м и весом до 1000 кг, может бегать со скоростью 40 км/ч. Хорошо плавает, загребая своими огромными лапами, он охотится не только в воде, но и со льда. Не только силен, но и терпелив. Иногда подолгу сидит у лунки, поджидая тюленя. Когда тюлень всплывает, хищник хватает его. А весной, когда лед начинает подтаивать и ломаться, зверь, ныряя среди плавучих льдин, подплывает под льдину, сильно накреняет ее так, что находящиеся на ней тюлени соскальзывают в воду, и тогда хищник убивает их одним ударом мощных лап. (Белый медведь) .

4. Пасть его огромна. Кажется, кого угодно проглотит. А на самом деле он питается крохотными рачками. За сутки он съедает две-четыре тонны пищи. (Полярный кит) .

Ведущий. Великий сказочник Г. -Х. Андерсен сказал: «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок». Сегодня мы будем говорить о цветах. Поиграем в игру «Садовник» Она начинается так: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме…» В течение минуты вы должны перечислить названия цветов. Названия не должны повторяться, а последний, назвавший цветок выигрывает.

Правильный ответ – 1 балл. Выигрывает команда, набравшая больше баллов.

4. Вопросы викторины.

Группа которая быстрее поднимет руку и ответит на вопрос, получает 1 балл.

1. Как называется первый весенний цветок? (Подснежник)

2. Как называют подснежник другие народы мира? (Англичане – снежной каплей, французы – снегосверлителем, чехи – снежинками, испанцы – белым цветком, немцы –снежным колокольчиком, болгары – задирой.)

3. Назовите ранние весенние цветы. (Мать -и- мачеха, пролеска, прокусы, сон – трава, барвинок, фиалка, маргаритка, незабудка, нарцисс, тюльпан, гиацинт, ландыш.)

4. Какой цветок в переводе с латинского языка называется синий? (Василек.)

Ведущий. В Древнем Риме василек назывался цианус. Существует древняя легенда о происхождении названия этого цветка. В Древнем Риме жил юноша, которого звали Цианус. Юноша очень любил синий цвет: он носил синюю одежду, любил синие цветы, из которых плел венки и гирлянды. Как – то на хлебном поле среди сорванных синих цветов юношу нашли мертвым. Богиня флора вдохнула жизнь в мертвое тело, превратив юношу в василек.

Какие синие и голубые цветы вы знаете? (Василек, лен, незабудка, колокольчик, фиалка, барвинок, адонис.)

Ведущий. В каждом цветке живет поэзия. Поэтому стихов и песен о цветах немало. Приведите примеры песен о цветах.

Какие цветы являются символами государств?

Россия – ромашка. Украина – подсолнух.

Беларусь – цветок льна. Болгария – роза.

Индия - лотос. Япония – хризантема.

Китай – пион. Голландия – тюльпан.

Франция – лилия. Англия – маргаритка.

Ирландия – клевер. Италия – гвоздика.

Швеция – василек.

Ведущий. Интересна и неповторима живая природа. И самое большое чудо в ней – цветы, изумительные ее творения. Мир цветов таинствен и чудесен. Тысячи цветов украшают нашу планету. Однако многие цветы наших лугов и лесов занесены в тревожный список охраняемых растений Красной книги.

Какие цветы занесены в Красную книгу? (Кувшинка, ландыш, подснежник, колокольчик, незабудка.)

Ведущий. Говорят, кто выращивает цветы, тот приносит радость и себе и людям. Давайте дарить цветы людям и друг другу!

5. Найди слово.

Командам дается карточка со словом викторина, надо найти как можно больше слов в этом слове. (Слово – 1 балл)

6. Итоги викторины.

Жюри подводит итоги викторины.

Награждение участников.

Разделы: Биология

Игра–викторина может проводиться как в качестве заключительного урока по курсу «Природоведения» (5 класс), так и в качестве внеклассного мероприятия в рамках предметной недели ОО «Естествознание».

Класс делится на пять команд по 5 – 6 человек.

ЦЕЛИ ИГРЫ

  1. Повторение и закрепление полученных знаний в процессе игровой деятельности.
  2. Выработка умений чётко, ясно и конкретно излагать свою точку зрения, отвечать на вопросы.
  3. Развитие экологического сознания и мышления у учащихся.
  4. Воспитание любви к «малой Родине».
  5. Приобщение учащихся к самостоятельной работе с дополнительной литературой о природе, природных явлениях и особенностях природы родного края.
  6. Использование полученных знаний для решения нестандартных ситуаций и на практике.

ПРОВЕДЕНИЕ ИГРЫ

Для игры необходим диск – вертушка (см. Приложение 1), который разделён на четыре сектора – красного, желтого, зелёного и оранжевого цветов. Каждый сектор включает по 16 вопросов (по 8 в наружном и внутреннем кругах).

Красное поле – вопросы о животных, зелёное – о растениях, жёлтое – о природе Донского края и экологии, оранжевое – загадки о природе и природных явлениях.

В каждом цветном секторе есть по 2 вопроса со звёздочкой (так называемый «Счастливый случай»).

ПРАВИЛА ИГРЫ

  1. Каждая команда имеет право вращать вертушку три раза подряд (в случае правильных ответов).
  2. За правильный ответ на вопрос из красного, зелёного и жёлтого секторов команда получает 2 балла, за неполный ответ или дополнение – 1 балл, за неправильный ответ – 0 баллов. За правильный ответ на вопрос из оранжевого сектора – 1 балл.
  3. За правильный ответ на вопрос со звёздочкой из красного, зелёного и жёлтого секторов команда получает 4 балла, а из оранжевого сектора – 3 балла.
  4. За подсказки и неуважительное отношение к командам и к ведущему баллы снимаются.
  5. На обсуждение вопросов отводится 20 секунд.
  6. Если команда, вращающая вертушку, отвечает на вопрос неправильно или ответ неполный, другие команды имеют право ответить на вопрос или дополнить ответ.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

  1. Пока жюри подводит итоги, команды получают задание – собрать по 6 «рассыпанных» пословиц и поговорок о природе (см. Приложение 2).
  2. За все правильно собранные пословицы и поговорки команде начисляются дополнительные 2 балла.
  3. Победившей считается команда, которая набрала наибольшее количество баллов.

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ ДЛЯ ВИКТОРИНЫ

РАСТЕНИЯ (зелёное поле)

1. Как распределяются следующие растения: дуб, рябина, мхи, барбарис в лесном сообществе? (I ярус – дуб, II ярус – рябина, III ярус – барбарис, IV ярус – мхи) .

2. Перечислите условия, необходимые для жизни растений. (Свет, тепло, вода, воздух, минеральное питание) .

3.* Какое растение и почему называют «одолень-трава»? (Кувшинка белая, раньше считали, что корневище этого растения одолевает нечистую силу. Кусочки корневища зашивали в ладанку и носили на шее) .

4. Из чего в лесу можно испечь хлеб? Как это сделать? (Муку готовят из высушенных и измельченных корневищ кувшинки белой, рогоза и тростника) .

5. Решите анаграммы и исключите лишнее слово: а) а б з е е р (береза); б) л н ё к (клён); в) ь я н с е (ясень); г) а с ц и и к (кислица). (Лишняя кислица – травянистое растение .

6. Чем отличается березовая каша от дубовой? (Дубовую кашу можно варить из желудей, а березовой кашей называли наказание провинившихся школьников, которых пороли березовыми ветками по субботам) .

7. Почему про тундру говорят, что там грибы растут выше деревьев? (Потому что, в тундре деревья карликовые и их ветви стелятся по земле) .

8. Это растение можно встретить во влажных тропических лесах Индии или Зондских островов. Местные жители из этого растения делают ткани, стебель соцветия используют как фитиль, древесину на постройки, кору для изготовления краски, млечный сок смешивают с кокосовым маслом и получают клей. Листья заменяют бумагу, скатерти, тарелки и даже головные уборы. О каком растении идет речь? И как местные жители используют плоды этого растения? (Это хлебное дерево, плоды которого имеют вес 20 кг. Их режут на пластинки и пекут лепешки) .

9. Назовите отрасли растениеводства. (Полеводство, овощеводство, цветоводство, плодоводство) .

10. Мы оказались в лесу. И нам захотелось выпить чашечку горячего ароматного кофе. Но, увы, мы не в тропическом лесу, где растет кофейное дерево. Как быть? Осуществимо ли наше желание? (Да, из желудей дуба или из корневища рогоза и тростника можно сварить кофе) .

11. Для нормального питания человеку нужны углеводы, крахмал, сахар, жиры и белки. Крахмал и жиры можно найти в растениях. Но вот белков в цветковых растениях мало, особенно в дикорастущих. Даже в пшеничном хлебе всего только 8% белков. Зато в мясе белков 38%. Но, где нам в лесу достать мясо? Ведь мы, не имеем право входить в лес с ружьем и стрелять. Можно ли в лесу найти заменитель мяса? (Да, можно. Это грибы) .

12. Где в лесу найти вату? (На болоте растет торфяной мох – сфагнум, который очень хорошо впитывает влагу и обладает бактерицидным действием) .

13. Перечислите продуцентов степи. (Продуценты – это растения, например, ковыль, полынь, чабрец и др.) .

14. *Какое растение и почему называют «след белого человека»? Как его можно использовать? (Это подорожник. Называют его так, потому что на Американский континент это растение попало туда с появлением людей с белой кожей. Семена этого растения прилипают к подошве и разносятся. Это растение можно использовать при ушибах и небольших ранениях) .

15. Как попить лесного чайку? (Лесной чай можно приготовить из листьев земляники малины, черники, брусники. Листья надо обработать. Сначала их подвяливают в тени, затем, скручивают ладонями до появления сока. После этого накрывают мокрой марлей и выдерживают 10 часов на солнце. Завершают обработку сушкой листьев) .

16. Перечислите продуцентов пресного водоема (Это растения: ряска, элодея, рогоз, частуха, кувшинка, кубышка и другие) .

ЗАГАДКИ (оранжевое поле).

1. Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Дерево, лес) .

2. Летел пан, на воду пал. Сам не тонет и воды не мутит. (Лист) .

3. В маленьком горшочке кашка сладка. (Орех) .

4. Ни зверь, ни птица, а нос как спица, летит – кричит, сядет – молчит. Кто его убьет, свою кровь прольет. (Комар) .

5. Под берегом сидит Тарас, кричать горазд. (Лягушка) .

6. Не по рыбам, а сети расставляет. (Паук) .

7. *а) Светит, а не греет. (Луна) ;

б) Чего в комнате не видишь? (Воздух) ;

в) Виден край, да не дойдешь. (Горизонт) .

8. Что быстрее всего на свете? (Ветер) .

9. Ждали, звали, а показался – все прочь побежали. (Дождь) .

10. *а) Дышит, растёт, а ходить не может. (Растение) ;

б) Что растет верх ногами? (Сосулька) ;

в) Сидит – зеленеет, летит – пожелтеет, падет – почернеет. (Лист) .

11. Что сильнее всех на свете? (Вода) .

12. Кругом вода, а с питьем – беда. (Море) .

13. Не море, не земля, корабли не плавают, а ходить нельзя. (Болото) .

14. Я вода, да по воде же и плаваю. (Лёд) .

15. Мушка села на траву, а трава ту мушку съела. (Росянка) .

16. Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина) .

ЖИВОТНЫЕ (красное поле)

1. *Тело этого зверька «одето» в густой коричневый мех с серебристым отливом. Длина зверька 40 см, вес около 500г. Отличается удлиненным носом-хоботком. Хоботком он не только вынюхивает добычу, но и хватает все, что можно съесть, и направляет пищу в рот. Обитает в водоемах. Когда ныряет, ноздри на хоботке и отверстия в ушах закрываются клапанами. Назовите его. (Выхухоль) .

2. Каждое лето в положенный срок улетает из воды рыбий обед. Что это за обед? (Комары) .

3. Назовите потребителей I порядка лесного сообщества. (Потребители I порядка – это растительноядные, например, белка, заяц, лось, полевка и др.) .

4. Может ли в природе белый медведь съесть пингвина? Объясните. (Нет, так как они живут на разных полюсах) .

5. Это единственное, совершенно слепое животное нашей фауны. Приспособлен к подземной жизни. Питается луковицами степных растений. Направление бесконечных подземных ходов обозначено выброшенными наружу кучами земли. О ком идет речь? (Слепыш) .

6. Назовите потребителей III порядка пресного водоема. (Потребители III порядка – это хищники, например, щука, судак, окунь) .

7. Почему дятла называют лесным доктором? (Потому что он поедает вредителей и их личинок) .

8. Этот зверёк широко распространен в лесах нашей страны. Большую часть времени он проводит на деревьях, по которым превосходно лазает. Зверек питается желудями, орехами, почками, ягодами, грибами. На зиму делает запасы. О ком идет речь? (Белка) .

10. Какой обитатель пресных водоемов никогда не пьет? (Лягушка) .

11. Все ли комары пьют кровь человека и животных? (Нет, самцы питаются нектаром) .

12. Назовите отрасли животноводства. (Разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, коневодство, кролиководство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство) .

13. Составьте цепь питания: растения, мышь, орел, уж, ящерица, кузнечик, заяц.

14. К названию какой реки надо прибавить одну букву, чтобы получить название лесной птицы? (И-волга) .

15. У кого из животных уши на ногах? (Кузнечик) .

ПРИРОДА ДОНСКОГО КРАЯ. ЭКОЛОГИЯ (жёлтое поле).

1. Есть ли болота в Ростовской области? (Да, в низовьях Дона) .

2. *Назовите ядовитые растения Ростовской области. (Лютик едкий, паслён красногорький, вех ядовитый, болиголов обыкновенный, белена чёрная, мак снотворный) .

3. Что такое заповедник? Есть ли заповедники на территории Ростовской области? (Заповедник – это территория, полностью изъятая из какой-либо хозяйственной деятельности, где ведется научно-исследовательская работа. На территории Ростовской области есть три заповедника «Персиановская степь», «Донской Государственный рыбный заповедник (Донское запретное рыбное пространство)», Государственный степной заповедник «Ростовский») .

4. Расскажите о круговороте воды в природе.

5. «У лукоморья – дуб зеленый, Златая цепь на дубе том…» А где находится это «Лукоморье»? (Лукоморье – это старое название Таганрогского залива) .

6. Назовите лекарственные растения Донского края. (Зверобой, ландыш, пастушья сумка, шиповник, чабрец, мать-и-мачеха, тысячелистник) .

7. Расскажите о Красной книге. (Красная книга – это реестр редких и исчезающих видов животных и растений. На красных страницах – исчезающие виды, на жёлтых – редкие, на черных – исчезнувшие, а на зелёных – восстановленные виды) .

8. Что такое заказник, национальный парк?

9. Назовите редкие и охраняемые растения Дона. (Пион узколистный, кувшинка белоснежная, валериана лекарственная, рябчик русский, тюльпан Шренка, подорожник ланцетовидный и др.) .

10. Назовите редких и охраняемых животных Донского края. (Степной орёл, пеликан розовый, журавль-красавка, дрофа, каравайка, выхухоль, гигантская вечерница и др.) .

11. Перечислите основные формы охрана природы. (Заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы, Красная книга, ботанические сады, зоопарки, питомники) .

12. Где находится «свидетель» лесной мощи Дона? (В 3-х км от ст. Вёшенской находится дуб-великан 400 лет) .

13. Какова площадь Ростовской области и её главное богатство? (На территории области могут разместиться такие государства, как Бельгия, Португалия, Дания и Швейцария, вместе взятые. Главное богатство – плодородная почва - чернозём) .

14. Почему Дон часто величают «Ивановичем»? (Потому что, Дон берёт начало из Иван-озера) .

15. *Какой год продолжается всего один день? (Новый год) .

16. На каком пути ещё не бывало ни одного человека? (На Млечном пути) .


^ Викторина «Животный и растительный мир»

  1. Какие птицы не умеют летать? (Пингвины, страусы)

  2. Где ночует белая куропатка? (В снегу)

  3. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст)

  4. Откуда плывёт утка? (От берега)

  5. Какая певчая птица в поисках корма может нырять и бегать под водой?
(Оляпка – водяной воробей)

  1. Дышит ли цыплёнок в яйце? (Да)

  2. Что птицам страшнее зимой: холод или голод? (Голод)

  3. Что ест зимой жаба? (Ничего, она спит)

  4. Кто спит головой вниз? (Летучая мышь)

  5. Какое самое распространённое животное на земном шаре? (Лягушка)

  6. Какая птица самая распространённая в мире? (Курица)


  7. (Монстера перед ненастьем за сутки начинает выделять влагу).

  8. Какие растения опускают листья с заходом солнца и раскрывают их с восходом солнца (Гелиотроп, мимоза).

  9. (Пчёлы, птицы)




  10. (Она закрывает цветки перед дождём и к вечеру).

  11. (Мокрица)

  12. 19.Когда «плачут» деревья и почему? (Весной, вовремя сокодвижения)

  13. 20.Какую траву любят кошки? (Валериану)

Викторина «Охрана природы»

1. Почему нельзя разрушать и уносить из леса лесную подстилку?

(Подстилка влияет на рост растений, молодых всходов, создаёт благоприятные условия для жизни землероек, личинок насекомых, предохраняет корни растений от заморозков, от жары.)

2. Нашёл грибник один боровик, а разрыл вокруг весь мох и подстилку, выискивая мелкие грибочки. Какой вред он нанёс природе?

(Такой «старатель» погубил грибницу, возраст которой, может быть, 300 – 500 лет.)

3. Напомните правила сбора грибов.

(Нельзя разрывать мох, нарушать грибницу. Гриб срезать ножом или выкручивать, ямку засыпать землёй или прикрыть мхом. Не собирать незнакомые и старые грибы, не трогать ядовитые. Ядовитыми грибами лечатся лоси и другие животные.)

4. Почему не в каждом лесу растут лишайники?

(Лишайники растут лишь там, где чистый воздух.)

5. Почему особенно весной и вначале лета нельзя шуметь в лесу, включать магнитофон, разводить костёр?

(Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнёзда, зверюшек искать укромные места.)

(Не вытаптывать траву у гнезда, если оно на земле, не трогать яйца руками, не брать в руки птенцов.)

7. Вылетевших из гнезда птенцов называют слётками. Почему нельзя уносить их домой?

(Птицы учат птенцов искать пищу, защищаться от врагов. Дома покормить птенца трудно; выпущенный на волю, он будет беспомощный.)

8. Почему к весеннему шмелю нужно относиться особенно бережно?

(Зимуют у шмелей только самки, дающие потомство.)

9. Какая охота разрешается в лесу в любое время года?

(Фотоохота.)

10. Как правильно разжечь костёр? (Выбрать место подальше от деревьев, снять дёрн и положить под куст. Когда костёр будет залит водой, убрать головни, уложить дёрн обратно, хорошо полить).

Викторина «Вспомните, как и о ком говорят в народе?»


  1. Смелый, как... (лев) .

  2. Трудолюбивый, как... (муравей (пчела)) .

  3. Беспечный, как... (стрекоза) .

  4. Злой, как... (собака) .

  5. Коварная, злая, как... (змея) .

  6. Верный, преданный, как... (собака) .

  7. Хитрый, как... (лиса) .

  8. Упрямый, как... (баран, осёл) .

  9. Кровожадный, как... (шакал (волк)) .

  10. Трусливый, как... (заяц) .

  11. Слабый, беззащитный, как... (мышонок) .

  12. Могучий, как... (орел) .

  13. Скользкий, как... (угорь) .

  14. Тихий, как... (мышь) .

  15. Вольный, как... (птица) .

  16. Глупый, как... (утка) .

  17. Мудрый, как... (ворон) .

  18. Хищный, как... (акула) .

  19. Выносливый, как... (лошадь) .

  20. Холодный, как... (лягушка) .

  21. Важный, надутый, как... (индюк) .

  22. Зубастый, как... (крокодил) .

  23. Голодный, как... (волк) .

  24. Толстощекий, как... (хомяк) .

  25. Косолапый, как... (медведь) .

  26. Длинноногий, как... (цапля) .

  27. Желторотый, как... (птенец) .

  28. Большеглазый, как... (филин (сова)) .

  29. Быстрый, как... (олень) .

  30. Порхать, как... (бабочка) .

  31. Тащиться, ползти, как... (черепаха) .

  32. Топать, как... (слон) .

  33. Прыгать, скакать, как... (блоха (кузнечик)) .

  34. Скользить, как... (змея) .

  35. Выступать величаво, как... (павлин) .

  36. Плавать, как... (рыба) .

  37. Трещать, болтать, как... (сорока) .

Викторина «Маленькие тайны природы»

1. Летом на траве, цветах можно увидеть комочки пены, похожие на слюну. Что это такое? (Это домик личинки цикадки-пенницы или слюнявицы. Она высасывает сок из растения, выпускает его и ножками взбивает пену, выделяя в неё особое клейкое вещество.)

2. «Летят паутинки над сонным жнивьём». (М.Исаковский) Объясните это явление. Когда оно бывает? (Летящие нити – это паутина, на которой, расселяясь, летят маленькие паучки осенью.)

3. Всегда ли ящерица, схваченная за хвост, отбрасывает его? (Нет, только в ответ на боль, даже слабую.)

4. Какое дерево «переодевается», становясь, то серо – серебристым, то зелёным?

(Осина. Это дрожат её листочки даже в безветренную погоду, так как черешки у них в верхней части сильно сплющены.)

5. Почему крапива «жжётся»? (В волосках, на листьях, крапивы есть муравьиная кислота. При прикосновении к коже, кончик волоска ломается. Волосок делают ранку на коже, жидкость выливается в ранку и вызывает жжение.)

6. Зайчиха может приносить приплод три раза в году. Как называют зайчат каждого выводка? (Зайчата 1 выводка – «настовики», так как появляются, когда на снегу есть наст; летние зайчата – «колосовики» и «травники»; осенние – «листопаднички».)

8. Какой зверёк самый чистоплотный? (Барсук. Около норы всегда чисто, туалет – глубокие ямки – барсук устраивает в нескольких метрах от норы. Кода ямка заполняется, барсук зарывает её и делает новую. Уходя на охоту, он очищает шёрстку от прилипшей грязи, распрямляет примятые в норе волоски.)

10. Почему яркую божью коровку птицы не клюют? (Она выделяет едкую жидкость. Раз попробовав, птица запоминает яркого жука.)

11. Назовите самого прожорливого хищника планеты. (Стрекоза, так как за день она съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама.)

12. Почему луговую герань называют журавликом? (Плодик с длинным отростком похож на клюв журавля.)

Викторина «Лесная аптека»

1. Ты натёр ногу в пути. Как облегчить боль? (Приложить лист подорожника.)

2. Свежие листья какого растения прикладывают при ссадинах, ожогах и укусе насекомого? (Листья подорожника.)

3. Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты?

(Мох сфагнум, или торфяной мох. Он хорошо впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество сфагнол.)

3. Какая ягода заменяет лимон? (Клюква содержит лимонную кислоту.)

4. Плоды каких кустарников очень богаты витамином С?

(Чёрной смородины, шиповника.)

5. Каким лечебным свойством обладает мать – и мачеха?

(Отвар сухих листьев – хорошее средство от кашля.)

6. Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает?

(Валериану. Валериановые капли употребляют при бессоннице и нервных расстройствах.)

7. Какие болезни лечит красавица берёзка?

(Почки берёзы используют как мочегонное, потогонное желчегонное средство.)

8. Когда следует собирать лекарственное сырьё?

(Когда в растениях накапливается больше питательных веществ: цветки – в начале цветения; листья – перед цветением или в начале его; корни и корневища – весной и осенью; кору – в начале сокодвижения. Собирают растения в сухую солнечную погоду, когда высохнет трава.)

9. Назовите правила сушки лекарственных трав.

(Сушить растения надо под навесом, избегая попадания прямого солнечного света, разложив тонким слоем. Листья кладут черешками в одну сторону. Корневища и корни отмывают от грязи и разрезают. Три – четыре раза в день растения переворачивают, сухие убирают. Мох сфагнум сушат на крыше навеса, на солнце.)

^ Викторина « Знатоки естествознания»


  1. Какое море обязано своим названием водорослям? (Красное море)

  2. «Я и туча, и туман, и ручей, и океан, и летаю, т бегу, и стеклянной быть могу». (Вода)

  3. Зона растительной нищеты. (Пустыня)

  4. Растения, убивающие микробы. (Черёмуха, листья дуба, чеснок, хрен, лук, берёза, сосна, жасмин, чёрная смородина, мята).

  5. Жители бразильских джунглей называют его «дамой под покрывалом». Что это? (Гриб)

  6. Хищный цветок. (Росянка)

  7. Водяные блохи. (Дафнии)

  8. Воздушный замок под водой. Кто его построил? (Паук – серебрянка)

  9. Дерево пустыни, умеет добывать и беречь каждую каплю воды. (Саксаул)

  10. Газели и антилопы не пьют воды в течение всей жизни. Как они обходятся без воды? (Вода образуется в теле животных.)

  11. Живёт в Центральной и Южной Америке. Если его не тревожить, будет спать почти всё время. (Ленивец)

  12. Когда эти насекомые собираются в походные колонны и шагают по лесу, спасается бегством даже ягуар. (Муравьи).

  13. Что такое айсберги? (Плавучие острова льда.)

  14. Что такое гейзер? (Периодически фонтанирующий источник горячей воды и пара.)

  15. Смерч гигантской разрушительной силы. (Торнадо.)

Викторина «Живой мир лесов»

1. Какие два зверька самые мелкие в лесах? (Землеройка – крошка и мышь – малютка.)

2. Какие звери строят гнёзда на деревьях, как птицы? (Мышь – малютка и белка.)

3. Каких летучих зверей вы знаете? (Летучие мыши и белки-летяги.)

4. У каких зверей самый ценный мех? (У соболя, бобра, куницы, выдры, норки.)

5. Какие водные звери вам известны? (Выдра, норка, бобр, ондатра, водяная полёвка.)

6. Назовите белых зверей и белых птиц. (Белый медведь, песец, горностай, ласка, заяц-беляк, белая куропатка, полярная сова, лебедь, журавль - стерх, снежный подорожник.)

7. Какая птичка самая маленькая? (Желтоголовый королёк.)

8. Какие птицы лучше всех охраняют лес от вредителей? (Синицы, дятлы, поползни, пищухи, корольки.)

9. Какие три птицы поют лучше всех? (Соловей, певчий дрозд, полевой жаворонок.)

10. Пользу или вред приносят совы? (Совы приносят пользу, так как питаются грызунами.)

11. Какая сова самая маленькая? (Сыч-воробей.)

12. Какие змеи ядовиты, а какие безопасны для человека? (Ядовиты гадюка чёрной и серой окраски, безопасны уж и медянка.)

13. Существуют ли безногие ящерицы? (Веретеница.)

14. Водятся ли в наших лесах носороги? (Водятся, это жуки-носороги.)

15. Сколько видов тритонов можно найти весной? (Три вида: обыкновенный тритон, сибирский тритон - углозуб, бревенчатый тритон.)

16. Назовите самую крупную ночную бабочку. (Бабочка большая сатурная, или большой ночной павлиний глаз.)

17. Есть ли на болотах поющие лягушки? (Есть, жерлянки.)

18. Каких бабочек больше – дневных или ночных? (Ночных бабочек – их несколько тысяч видов, дневных же около ста.)

19. Какой хищник бегает, как вол, лазает, как кошка, а с виду похож на медведя? (Росомаха.)

20. Какой зверь нашей тайги самый ловкий? (Медведь.)

Викторина «Растения и животные – предсказатели»


  1. Какое комнатное растение может предсказать погоду?
(Монстера перед ненастьем за сутки начинает выделять влагу)

  1. Какие растения опускают листья с заходом солнца и раскрывают их с восходом солнца? (Гелиотроп, мимоза)

  2. Какие животные имеют внутренние часы? (Пчёлы, птицы)

  3. Как ласточки предсказывают погоду? (Ласточки низко летают перед дождём над землёй, т.к. насекомые тоже опускаются вниз.)

  4. Как кувшинка предсказывает дождь и показывает время? (Она закрывает цветки перед дождём и к вечеру.)

  5. У этого сорняка прозвище «барометр». Если он не раскрыл цветы до 9 утра, то жди дождя. Кроме того, это любимая пища певчих птиц. (Мокрица)

  6. Какое болотное растение плачет перед дождём? (Камыш)

  7. Цветки каких растений перед дождём всегда закрываются? (Одуванчика, мать – и – мачехи, козлобородника)

  8. Что означает раннее и позднее цветение черёмухи?
10. К чему закрывает цветки мокрица утром? (К дождю.)

11. Цветки какого растения распускаются в пасмурную погоду и предвещают ясную? (Вьюнка полевого)

12. Что предвещает цветение акации? (Холода не будет.)

13. Соцветия ноготков перед дождём закрываются, а рано утром раскрываются – к чему? (К ясной погоде)

14. К чему распускаются цветы шиповника и одуванчика осенью? (К долгой и тёплой осени)

15. Что предвещает цветение рябины? (К долгому теплу)

16. Какие насекомые особенно злы перед дождём? (Оводы)

17. К чему сильно трещат кузнечики? (К жаркой погоде)

18. Что означает ранний излёт пчёл из ульев? (К ранней весне)

19. К чему мошки лезут в лицо? (К дождю)

20. К чему просыпаются мухи зимой? (К теплу)

Приложение № 8

Положение о конкурсе чтецов

1. Цели и задачи

Конкурс проводится с целью привлечения детей к чтению стихотворений о природе; эстетического нравственного воспитания подрастающего поколения, а также развитие их творческих способностей.

2. Сроки проведения

3. Организаторы конкурса:



  • Перегребинское участковое лесничество,


4. Номинации конкурса

4.1. Лучшее прочтение стихотворения.

5. Участники конкурса

1-й этап - прием заявок на участие в конкурсе.

Заявки в произвольной форме, соответствующие номинациям, принимаются в установленные оргкомитетом сроки по адресу: д. Чемаши, ул. Школьная, д.15.

3-й этап - подведение итогов конкурса, награждение победителей и призеров.

Выразительность чтения стихотворения;

Творческий подход;

Оригинальность замысла.

8. Награждение

9. Дополнительная информация

Дополнительную информацию об условиях участия в конкурсе можно получить на сайте школы.

Приложение № 9

Положение о конкурсе рисунков

Тема: Изменение в природе происходят год от года…

1. Цели и задачи

Конкурс проводится с целью эстетического, нравственного воспитания подрастающего поколения, а также развития их творческих способностей.

2. Сроки проведения

Конкурс проводится 3 раза в год по сезонам – осень, зима, весна.

3. Организаторы конкурса


  • МОУ ДОД «Дом детского творчества»,

  • Перегрёбинское участковое лесничество,

  • школьное лесничество «Лесовик»,

  • МОУ «Чемашинская СОШ» НОУ «БИОМ».
4. Номинации конкурса

4.1. Лучший рисунок на тему «Сезонные изменения в природе».

4.2. Самый юный участник конкурса.

5. Участники конкурса

К участию в конкурсе допускаются все желающие, независимо от пола и возраста.

6. Порядок проведения конкурса

1-й этап - прием конкурсных работ.

Работы, соответствующие номинациям, принимаются в установленные оргкомитетом сроки по адресу: д. Чемаши, ул. Школьная, д.15. Рисунки принимаются с кратким описанием (наименование, фамилия, имя и адрес автора).

2-й этап - оценка работ, определение победителей и призеров конкурса.

3-й этап - подведение итогов конкурса, подготовка наградных материалов.

4-й этап - торжественное награждение победителей и призеров конкурса.

7. Критерии определения лучших работ конкурса

При подведении итогов конкурсная комиссия учитывает:

Соответствие тематике конкурса;

Необычность рисунка;

Оригинальность рисунка.

8. Награждение

Участники, занявшие 1-3 место в каждой номинации, награждаются дипломами.

9. Дополнительная информация

Дополнительную информацию можно получить на сайте школы

Приложение № 10

Загадки о природе


  1. Не вода и не суша:
На лодке не уплывёшь.

И ногами не пройдёшь.

(Болото)


  1. В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка.

(Ручей)


  1. Меж гор, меж дол
Бежит белый конь.

(Река)


  1. Не снег и не лёд,
А серебром все деревья уберёт.

(Иней)


  1. Ни в огне не горит,
Ни в воде не тонет.

(Лёд)


  1. День и ночь кричит,
А голос не устанет.

(Водопад)


  1. Ревнул вол
За сто сёл,

За сто речек.

(Гром)


  1. Рассыпался горох
На семьдесят семь дорог;

Никто его не подберёт:

Ни царь, ни царица,

Ни красная девица.

(Снег)


  1. Шёл долговяз,
В землю увяз.

(Дождь)


  1. Лежал, лежал,
Да и в речку побежал.

(Снег)


  1. Летит - молчит,
Лежит – молчит,

Когда умрёт,

Тогда заревёт.

(Снег)


  1. Заря – заряница,
Красная девица

По миру (по свету) ходила,

Слёзы (ключи) обронила;

Месяц видел,

Солнце скрало.

(Роса)


  1. Без рук, без ног
Под окном стучится,

В избу просится.

(Ветер)


  1. Бежал по одной улице,
На другую перешёл,

И по третьей полетел.

(Ветер)


  1. Синенька шубёнка
Покрыла весь мир.

(Небо )


  1. Летит орлица
По синему небу,

Крылья распластала

Солнышко застлала.

(Облако)


  1. Крашеное коромысло
Через реку повисло.

(Радуга)


  1. Ходит без ног,
Рукава без рук,

Уста без речи.

(Тень)


  1. У меня есть,
У тебя есть,

У дуба – в поле,

У рыбы в море.

(Тень)


  1. Я и туча, и туман,
И ручей, и океан.

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу. (Вода)


  1. Неизвестно, где живет.
Налетит, деревья гнет. Засвистит – по речке дрожь. Озорник, а не уймешь. (Ветер)

  1. Ниток много, а в клубок не смотаешь. (Паутина)

Игра-викторина

«Экологический экспресс»

Цель: формирование экологического сознания системы эколого-биологических знаний учащихся как компоненте экологической культуры личности.

Задачи:

  1. расширить знания учащихся о животном и растительном мире;
  2. формировать ценностные экологические ориентации;
  3. развитие познавательных интересов учащихся в изучении окружающей среды;
  4. вовлечение учащихся в игровую деятельность;
  5. воспитание чувства взаимопомощи, коллективизма во взаимодействии с природой.

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нём солнце,

дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нём птицы и цветы,

Весенний звон ручья,

Живёшь в том светлом доме ТЫ

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели

Всегда ты будешь в нём.

ПРИРОДОЮ родной земли

Зовётся этот дом.

(Л. Дайнеко)

Ход игры

В игре принимают участие четыре команды по восемь человек в каждой.

Педагоги: Сегодня мы с вами поиграем в игру-викторину «Экологический экспресс». Нам предстоит выяснить, насколько вы хорошо знаете родную природу. Она, как никогда, сегодня нуждается в защите, заботе и любви. В игре победит тот, кто действительно хорошо знает жизнь зверей, растений, птиц, насекомых, умеет правильно вести себя на природе, готов ее оберегать. Итак, начинаем игру.

Оценивать знания команд в ходе игры будет жюри. Болельщики тоже могут принести своей команде дополнительный балл за правильный ответ, но и за плохое поведение они могут лишить свою команду балла.

I. Первая станция. «Царство растений».

Педагоги: Нашу Землю называют Зелёной Планетой. Кто подарил ей зелёный наряд?

Ответ: Деревья и травы, цветы и кустарники. Они всюду вокруг нас. На крайнем севере и в жаркой пустыне. Высоко в горах, в лесу, на лугу и у самой воды. Тысячи видов, сотни тысяч названий.

Педагоги: Итак, в путь. Первая станция нашего путешествия «Царство РАСТЕНИЙ».

Когда ты идешь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно «почему?» меж деревьями мчится,

Летит по пятам за неведомой птицей.

Другое - пчелою забралось в цветок,

А третье - лягушкою скок в ручеек.

«Что?» мышкой шныряет

под листьями в норах,

«Кто?» ищет в кустах притаившийся шорох

Сидит «отчего?» на зеленом листке.

«Куда?» полетело верхом на жуке.

«Зачем?» вслед за ящеркой влезло на пень.

Вопрос за вопросом, и так -

целый день!

Мы с вами, друзья, по тропинке идем

Ответы искать под зеленым шатром.

1-й конкурс. Викторина «Узнай растение».

Каждая команда внимательно слушает свой вопрос.

  1. Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает - разлетается на все стороны света. (Одуванчик ).
  2. Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосну ). Почему?
  3. Какие деревья с белой корой? (Береза, осина ).
  4. Какая ягода бывает красной, белой, жёлтой, черной? (Смородина ).
  5. На этом цветке любят гадать влюблённые девушки. (Ромашка ).
  6. Какой газ необходим для дыхания растений? (Кислород ).
  7. Это самый первый цветок, появляющийся из под снега. (Подснежник ).
  8. Какой цветок называют - царицей цветов? (Роза ).
  9. Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен ).
  10. У каких деревьев листья осенью красные? (Клен, рябина ).
  11. Листья какого дерева и без ветра трепещут? (Осина ).

Педагоги: Молодцы, ребята!

2-й конкурс. Кто больше составит слов - существительных из слова ПРИРОДА.

У каждой команды лист и карандаш.

Ответ: Род, пир, ода, дар, ар, пора, ад, ирод, и др.

3-й конкурс. Какие листья и плоды и на каком дереве они растут?

Лист берёзы - берёзовый.

Лист липы - …

Лист клёна - …

Шишка ели - …

Плод дуба - …

Лист дуба - ….

Лист осины - …

Лист ивы - …

Шишка сосны - …

Плод яблони - …

4-й конкурс. Игра «Четвёртый лишний».

Педагоги: Вычеркни лишние. Объясни - ПОЧЕМУ?

Клён, рябина, ель, тюльпан. Так как …

Берёза, дуб, шиповник, тополь. Так как …

Яблоня, смородина, малина, рябина. Так как …

Осина, липа, дуб, ель. Так как …

Сосна, тополь, рябина, ива. Так как …

Липа, осина, клён, яблоня. Так как …

Груша, слива, тополь, вишня. Так как …

Клубника, роза, ландыш, фиалка. Так как …

Педагоги: А пока команды работают, болельщикам предлагаем отгадать загадки и принести дополнительный балл своей команде.

Загадки

Русская красавица,

Всем нам очень нравится.

Бела она, стройна,

Одежда зелена. (Береза)

Прямо в небо рвутся, ввысь;

Ты внимательно всмотрись:

Не березы, не осинки,

Нет листочков, есть хвоинки. (Ели)

Вот бочонок с шапочкой,

С дерева упал.

Год прошел - и деревцем

Маленьким он стал. (Желудь )

Ветви над рекой склонила,

В реку смотрится уныло. (Ива )

Осень тихая настанет,

Дивным дерево то станет:

Листья - звезды яркие,

Золотые, жаркие. (Клен )

Летом знойным зацветет -

Сразу пчел к себе зовет.

Круглые листочки,

Светлые цветочки.

Вкусен, сладок их нектар...

Кто-то дерево узнал? (Липа )

Что за дерево такое

Угощает снегирей?

Снег стоит, трещат морозы,

Ну а ягоды вкусней. (Рябина )

II. Вторая станция. «Царство Животных».

Педагоги: Лес - это большой дом, где по соседству живут самые разные растения и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу. Послушайте стихотворение Б. Заходера

Про всех на свете.

Все-все, все на свете,

На свете нужны,

На свете нужны,

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись

Без чудищ нелепых

И даже без хищников,

Злых и свирепых.

Нужны все на свете!

Нужны все подряд -

Кто делает мед,

И кто делает яд!

Плохие дела

У кошки без мышки,

У мышки без кошки

Не лучше делишки!

И если мы с кем-то

Не очень дружны,

Мы все-таки очень

Друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь

Лишним покажется,

То это, конечно,

Ошибкой окажется!

Все-все,

Все на свете нужны,

И это все дети

Запомнить должны!

1-й конкурс. Викторина «Лесные загадки».

  1. Что человек делает для сохранения животного мира?
  2. Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы )
  3. Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы)
  4. Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери)
  5. Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки )
  6. Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук )
  7. У кого на сучке кладовая? (У белки )
  8. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина )
  9. Почему весной запрещена охота? (Весной пушные звери линяют, из-за чего мех обесценивается. Кроме того, у зверей весной детеныши ).
  10. Какую птицу называют «белобока»? (Сорока )

Загадки:

Есть на речках лесорубы

В серебристо-бурых шубах

Из деревьев, веток, глины

Строят прочные плотины. (Бобры )

Скачет зверюшка:

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка. (Лягушка )

Над рекою он в полёте,

Этот чудо-самолётик.

Над водой парит он гладкой,

На цветке его посадка. (Стрекоз а)

На спине я дом ношу,

Но гостей не приглашу:

В костяном моём дому

Место только одному. (Черепаха )

Лежит верёвка,

Шипит плутовка,

Брать её опасно -

Укусит. Ясно? (Змея)

Волны к берегу несут

Парашют - не парашют

Не плывёт он, не ныряет,

Только тронешь - обжигает. (Медуза )

2-й конкурс. «Забавные зверюшки».

Педагоги: Если понаблюдать за животными, то можно увидеть много интересного и забавного. А сейчас я предлагаю командам изобразить зверей, так чтобы все догадались - КТО ЭТО?

Командам раздаются карточки с заданием.

Задания:

Цапля и лягушата в озере.

Лев и собачка.

Ворона и лисица.

Машенька и три медведя.

III. Третья станция. «Царство Грибов».

Педагоги: Отгадайте загадку и узнаете, какая нас ждёт станция.

По дорожке, по тропинке

В лес за ними мы идём.

Если место попадётся,

То лукошко наберём. (Грибы )

Педагоги: Среди даров природы, которыми богата наша страна, значительное место занимают грибы - ценный продукт питания. Собирая грибы, мы много времени проводим на свежем воздухе, вдыхаем аромат леса, любуемся красотой природы. Это очень полезное и увлекательное занятие.

А сейчас мы отправляемся за грибами.

Вы любите собирать грибы?

1-й конкурс. «На лесной полянке».

Педагоги: Сейчас мы вспомним правила сбора грибов. За несколько минут обсудите в команде эти правила и решите, кто будет отвечать. Выходят по одному человеку от команды и по очереди говорят правила.

Ответ: Правила сбора грибов.

  1. Не собирайте неизвестных, совершенно незнакомых и сомнительных грибов.
  2. Собирайте только те грибы, в безвредности которых вы совершенно уверены.
  3. Не покупайте грибы на рынках, не прошедшие предварительную ветеринарно-санитарную экспертизу.
  4. Не пробуйте на вкус сырые грибы.
  5. Не собирайте и не употребляйте в пищу старые и переросшие грибы.
  6. Все собранные или купленные грибы перебирайте для выбраковки сомнительных и подозрительных экземпляров.
  7. Если перебирая грибы, вы нашли ядовитые, выбросьте без сожаления и все остальные.
  8. Следуйте технологии приготовления блюд из грибов. Не забывайте, что грибы нужно дважды кипятить по 10 минут, меняя воду.
  9. Грибы запрещается включать в рацион питания пожилых людей, особенно больным заболевания ЖКТ, почек.
  10. Ни в коем случае не позволяйте собирать и употреблять грибы детям.
  11. При подозрении на отравление грибами немедленно обратитесь за медицинской помощью к специалисту. На сегодняшний день не существует надежных способов определения истинных грибов. Утверждение о том, что в отваре грибов, где есть ядовитые, чернеют изделия из серебра, приобретают бурый цвет луковица или зубок чеснока, что ядовитые грибы не едят насекомые и слизни, что все грибы в молодом возрасте можно употреблять без предостережения и т.п. ошибочны.

2-й конкурс. «Грибные загадки».

Вот в траве приметные

Шляпки разноцветные.

Вспомни ты их имя,

Но не ешь сырыми! (Сыроежки )

Очень дружные ребята

У пенька живут... (Опята )

Где хвоинок многовато,

Поджидают нас... (Маслята )

Под осиной гриб тот, дети,

В ярком красненьком берете. (Подосиновик )

У берёзок, посмотри:

Здесь один, тут целых три! (Подберёзовик )

Царь грибов живёт в дубраве.

Для жаркого нужен маме. (Боровик, белый )

3-й конкурс. «Собери пословицу».

Педагоги: Участники команд получают конвертики с разрезанным на слова текстом пословицы. По сигналу ведущего они должны открыть конверт и склеить пословицу.

(«Грибок к грибку - наберёшь и лукошко»).

Текст пословицы представляется жюри, которое оценивает правильность и скорость выполнения задания.

IV. Четвёртая станция. «Экологическая».

Педагоги: Ребята, что такое «экология»?

Ответ: Наша планета - наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее. Но не все люди помнят об этом. Вот послушайте стихотворение о горе - туристах, которые пришли отдохнуть в лес.

Прогулка. (С. Михалков)

Мы приехали на речку

Воскресенье провести,

А свободного местечка

Возле речки не найти!

Тут сидят, и там сидят:

Загорают и едят,

Отдыхают, как хотят,

Сотни взрослых и ребят.

Мы по бережку прошли

И поляночку нашли.

Но на солнечной полянке

Там и тут пустые банки

И, как будто нам назло,

Даже битое стекло.

Мы по бережку прошли,

Место новое нашли.

Но и здесь до нас сидели;

Тоже пили, тоже ели,

Жгли костёр, бумагу жгли -

Насорили и ушли!

Мы прошли, конечно, мимо

- Эй, ребята! - крикнул Дима, -

Вот местечко хоть куда!

Родниковая вода,

Чудный вид!

Прекрасный пляж!

Распаковывай багаж!

Мы купались, загорали,

Жгли костёр.

В футбол играли -

Веселились, как могли:

Пили квас, конфеты ели,

Хороводом песни пели…

Отдохнули - и ушли!

И остались на поляне

У потухшего костра:

Две разбитых нами склянки -

Две размокшие баранки -

Словом мусора гора.

Мы приехали на речку

Понедельник провести,

Только чистого местечка

Возле речки не нашли!

Педагоги: Как вы думаете, почему в понедельник туристы не нашли чистого местечка?

А как бы вы поступили на месте этих туристов?

Какой вред наносят люди таким поведением?

Какие ещё источники загрязнения природы вы знаете?

Дети перечисляют.

Конкурс «Правила друзей природы».

Педагоги: Вспомните правила друзей природы?

Называют правила по очереди.

Ответ: Десять правил друзей леса.

1. Сохраните леса такими, чтобы они могли радовать нас, наших детей и внуков наших внуков.

2. Сохраняйте "зеленое" равновесие - новые посадки должны полностью восполнять срубленные и погибшие деревья.

3. Приходите в лес с любовью к природе.

4. Леса несут успокоение нашему перегруженному мозгу, они успокаивают душу. Слушайте таинственную музыку леса.

5. Относитесь к старым, полувысохшим деревьям как к выполнившим свой долг солдатам - пусть их участь еще раз напомнит вам о необходимости беречь лес.

6. Уважайте жизнь в лесу, даже ту, что невидима, включая микроорганизмы.

7. Если вы видите новое, неизвестное растение или животное, то старайтесь узнать его название.

8. Если вы собираете дикие плоды и грибы, не уничтожайте то, на чем они росли: деревья, кустарники, грибницы.

9. Относитесь к животным в лесу как старший брат, без жестокости, не мешайте им.

10. Кроме ягод и грибов уносите из леса только приятные воспоминания и восхищение его красотой.

Педагоги: Молодцы, ребята. Я надеюсь, когда вы будете отдыхать на природе, вы будете помнить о том, как нужно вести себя, чтобы не навредить природе.

День ЗЕМЛИ. (М. Дубин)

Как яблоко на блюдце,

У нас Земля одна.

Не торопитесь, люди,

Все исчерпать до дна.

Не мудрено добраться

До скрытых тайников,

Разграбить все богатства

У будущих веков.

Мы общей жизни зерна,

Одной судьбы родня,

Нам пировать позорно

В счет будущего дня.

Поймите это, люди,

Как собственный приказ.

Не то Земли не будет

И каждого из нас.

Педагоги: Вот и подошло к завершению наше путешествие в удивительный мир ПРИРОДЫ.

Слово для подведения итогов я предоставляю нашему жюри.

Награждение команд.