В какой главе евангелие нагорная проповедь. В э том разделе проводится анализ нагорной проповеди иисуса христа
Нагорная проповедь. Толкование. Иисус отменил заповеди закона Моисея, н-р, око за око? «Слышали, что сказано, а я говорю вам»
- ВОПРОС ОТ АНДРИАНА
Почему Вы пишите, что закон Моисея актуален. Но в Нагорной проповеди Иисус изменил закон Моисеев до неузнаваемости. "В законе написано.., а Я говорю.." "Написано - исполняй перед Богом клятвы, а Я говорю - не клянись вообще". Т.е. этими словами заповедь о клятве из закона фактически УДАЛЕНА!
Сегодня в ряде христианских церквей распространено мнение, что Иисус Христос отменил заповеди закона Моисея. Под заповедями закона Моисея понимают заповеди Божьи, записанные Моисеем в Торе (Пятикнижье Моисея – первых пяти книгах Библии). Среди этих заповедей были как морально-нравственные заповеди, так и обрядовые, касаемые служения в храме, где приносились заместительные жертвы за грехи людей.
Давайте вместе прочтем слова Христа, с которых Он начал разговор о законе в Нагорной проповеди:
«Не думайте , что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнит ь (в оригинале — наполнять, исполнять, дополнять). Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших ().
Пословный перевод Библии с оригинала можно посмотреть онлайн на сайте www.biblezoom.ru . Нагорную проповедь я уже частично разбирал в свой книге “ ” и отвечая на вопросы в материале « ». Сейчас мы более подробно ее разберем.
В начале мы проанализируем процитированные выше слова Христа из Нагорной проповеди, помня, что они были вступлением к перечислению Иисусом некоторых заповедей закона Моисея:
«Не думайте , что Я пришел нарушить (в оригинале – разрушать, сносить, сокрушать, ниспровергать, свергать, упразднять, отменять) закон или пророков:…»
Иисус здесь четко и однозначно заявил, что цель Его пришествия не РАЗРУШИТЬ, СНЕСТИ, ОТМЕНИТЬ, УПРАЗНИТЬ… закон и пророков . Словосочетание “закон и пророки ” часто употребляется для указания на Танах – то, что мы сегодня называем книгами Ветхого завета – это Пятикнижие Моисея (Тора), которая содержала в себе закон Моисея, и письмена пророков (см. Матф. 7:12: 11:13; 22:40; Лук. 24:44; Деян. 13:15 и мн. др.).
«не нарушить пришел Я, но исполнить (в оригинале — наполнять, исполнять, дополнять)»
Христос повторил, что пришел . Именно это и делал все Свое служение Иисус. Он всю Свою жизнь с рождения не нарушал, а исполнял закон. Также, Он является исполнителем, то есть воплощением, реализацией всех образов служения в Израильском храме по очищению людей от грехов. Иисус стал истинным жертвенным Агнцем, отдавшем свою жизнь за грехи людей, а также Священником в небесном храме, что хорошо видно из послания к Евреям 7-10 глав. Иисус прямо заявлял, что Он есть храм и даже больше храма (см. Иоан. 2:19-22, Матф. 12:6) . Кроме того, Иисус стал исполнением предсказаний закона и пророков о Христе (в переводе Мессии):
«И сказал им: … надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах» (Лук. 24:44)
«Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта (буква и знак) не прейдет (не исчезнет) из закона, пока не исполнится все (в оригинале — всякий, каждый, целый) »
После того как Иисус убедительно заявил, что пришел не отменить закон, но исполнить , Он объяснил почему именно Он так сказал и поступает: «Ибо» — потому, что .
Итак, прочтем вместе сокращенно фразу Христа: Я пришел не отменить закон, а исполнить и дополнить, потому что пока не кончится небо и земля ни одна буква и знак не исчезнут из закона, пока не исполнится каждая из них (см. ). Люди, знакомые с алфовитом иврита поймут странное выражение Иисуса, ведь в письменах иврита ценной была не только каждая буква, но и каждый знак.
Давайте запомним заявление Христа, что ВСЕ буквы и знаки в законе действенны пока не исполнится их данное Богом предназначение! Иисус тут не зря сказал “Ибо ”, т.е. “потому что ”. Он напомнил, что Бог не раз в Писании говорил о вечности Его закона, см. главу « ». И в начале Нагорной проповеди, знаменующей начало Его земного служения, Иисус на этом акцентировал внимание!
А затем мы читаем про ответственность, которая по утверждению Господа грозит за неисполнение закона и пророков :
Итак (вывод) , кто нарушит одну из заповедей сих (речь о заповедях закона, о котором говорилось выше) малейших (несложных) и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» ().
Внимание! После того как Иисус предупредил об ответственности за нарушение несложных заповедей закона Моисея и неправильное обучение людей закону Божьему, Христос тут же перешел к обличению фарисеев и книжников. Он прямо сказал, что если у учеников фарисеев и книжников будет такая же показанная праведность как и у их учителей, то они не войдут в Царствие Небесное:
«Говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы НЕ ВОЙДЕТЕ в Царство Небесное» ().
Стоит акцентировать внимание на том, что 19 и 20 тексты теснейшим образом связаны. Раньше в Библии не было деления на стихи и тем более на главы. Поэтому любая отдельная речь изучалась полностью – как одна цельная проповедь, коею она и была. Поэтому 17, 18, 19 и 20 стихи нужно воспринимать как одну фразу, имеющую общую главную мысль. В нашем случае – это неизменность закона и ответственность за его неверное исполнение. Таким образом, в 19 и 20 стихах Иисус указал на то, что фарисеи и книжники зачастую учат народ неверно: неправильно, формально, поверхностно понимая наставления, данные Богом Своему народу в законе Моисея. И лишь закончив с ответственностью и предупреждением, Христос перешел к непосредственному анализу неверного понимания фарисеями и книжниками заповедей закона Моисея, которые, напомним, Он пришел не отменить, а исполнить, наполнить, дополнить…
Слышали, что сказано, а я говорю вам… Разберем заповеди закона Моисея из Нагорной проповеди
«Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду» ()
Здесь Иисус процитировал заповедь «не убивай» () и ответственность за убийство. Законоучителя Израиля понимали буквально это наставление закона Моисея: значит нельзя убивать. Конечно, это верно. Но разве это все, о чем возвещает заповедь? Давайте теперь посмотрим, отменил ли эту заповедь Христос или пояснил и дополнил?:
«А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» ().
Разве Иисус сказал, что теперь заповедь «не убивай» отменена и можно убивать? Конечно, нет! Он пояснил, что по своей сути означает эта заповедь: не просто «не убивай» , а даже не гневайся, потому, что гнев уже является формой антипатии к человеку, и не оскорбляй, потому что и словом можно доставить огромную боль.
Смотрим следующую заповедь закона Моисея «не прелюбодействуй» (Исх. 20:14), которую якобы отменил Иисус в Нагорной проповеди:
«Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй» ()
« А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» ()
Господь тут указывает, что прелюбодеяние начинается в сердце и только потом реализуется в реальности… Не напрасно, другая заповедь закона Моисея учит: «не желай жены ближнего твоего» (Исх. 20:17). К сожалению в среде иудев было распространено деление заповедей на главные и второстепенные. Мол главные соблюдать нужно приоритетно, при этом жертвуя якобы второстпенными. Иисус не раз возражал против такого неверного понимания Божьего закона: нельзя игнорировать заповеди, которые кажутся человеку второстепенными или ненужными, ведь на напрасно Бог дал людям эти наставления (см. Матф. 23:23).
Переходим к следующей заповеди, которая в Нагорной проповеди нашла свое толкование:
«Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную» ().
Приглашаю посмотреть на заповедь закона Моисея, упомянутую Христом, которая констатировала возможность развода с выдачей разводного письма:
«Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней ЧТО-НИБУДЬ ПРОТИВНОЕ (в оригинале словосочетание «что-нибудь противное » имеет перевод «дело срамное, нагое, голое »), и напишет ей разводное письмо…» ()
В то время иудеи по-разному толковали эту заповедь. Школа раввина Гиллеля учила, что данный текст позволяет развод практически по любой причине, однако школа Шаммая утверждала, что заповедь говорит только о сексуальной распущенности. Иисус четко подтвердил вторую позицию:
«А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, КРОМЕ вины прелюбодеяния (в оригинале — любые незаконные сексуальные отношения, разврат), тот подает ей повод прелюбодействовать» ().
Христос не раз вспоминал, что семья создана Богом как одно целое неделимое, поэтому Он пояснил, что развод возможен лишь по причине негативного сексуального поведения, неприемлемого для супруга. Именно это и написано в заповеди с употреблением в оригинале фразы о сексуальной распущенности.
Итак, что мы наблюдаем? Иисус разве отменил заповедь закона Моисея о разводе? Нет, Он дал ее правильное толкование!
Приступаем к анализу следующей истолкованной в Нагорной проповеди Христом заповеди закона Моисея:
«Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои» ()
Откроем закон Моисея и прочтем эту заповедь:
«Если кто даст обет Господу, или поклянется клятвою , … то он не должен нарушать слова своего , но должен исполнить все, что вышло из уст его» (Числ. 30:3).
Мы видим, что в законе Моисея записано, что человек не должен был нарушать своей клятвы. Следуя логике тех христиан, которые верят в отмену Иисусом закона Моисея, далее в Нагорной проповеди должна быть фраза Христа о том, что теперь можно нарушать клятвы. Но мы этого не увидим:
«Не клянись вовсе (Внимание! на этом фраза не заканчивается, а продолжается перечислением): ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; … ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» ()
Я тут не вижу, что Иисус отменил необходимость исполнения человеком своего слова - клятвы. Разве Он заявил, что теперь можно нарушать свое обещание? Также здесь нет и запрета клясться, то есть давать обещание. Но здесь явно определен запрет клясться ЧЕМ-ТО («небом, землею…»), что не в твоей власти и от тебя не зависит! Многие знатоки истории Израиля понимают о чем здесь говорил Иисус. В то время, иудеи придумали обход заповеди закона Моисея о запрете нарушать клятвы. Они решили, что можно поклясться чем-то таким, чтобы потом можно было отказаться от выполнения обещания. Иисус об этом более подробно говорил в 23 главе:
«Горе вам, вожди слепые (фарисеи и книжники), которые говорите: если кто поклянется храмом, то НИЧЕГО, а если кто поклянется золотом храма, то ПОВИНЕН…» (Матф. 23:17).
Иисуса до глубины души возмущало это лицемерие и попытки людей уклониться от выполнения своего обещания, то есть клятвы. Поэтому Он и сказал, что в клятве пусть будут только слова Да или Нет, а что сверх, имея ввиду предметы и вещи, которыми подкрепляются слова, то от лукавого.
Мы подошли к очень важному принципу из закона Моисея, которые многие христиане считают отмененным:
«Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб» ()
Многие думают, что до пришествия Бога Сына Иисуса Бог Отец был жестокий, который учил отмщению обидчику соразмерным увечием. А Иисус вдруг пришел и стал учить, что Бог Отец был не прав и дал злые заповеди, а Я мол — Сын, изменяю закон и дам добрые заповеди! На самом деле, многие богословы уверены, что изначально именно Иисус и давал заповеди людям (см. Ис.63:9; Деян.7:38; 1Кор.10:4). Кроме того, Иисус Бог, а разве может Бог Сам себе противоречить и говорить, что мол, ранее Я был не прав? При том, что этот же Бог не раз говорил, что Он неизменен и Его закон вечен!
Все встанет на свои места, если понять к чему призывала заповедь «око за око, зуб за зуб » (Лев. 24:20, Исх.21:24)
Там, где звучит эта заповедь в законе Моисея, рядом находится разъяснение ее применения:
«Кто убьет скотину, должен заплатить за нее, скотину за скотину» (Лев. 24:18).
«Когда ссорятся, и один человек ударит другого камнем, или кулаком, и тот не умрет, но сляжет в постель, то, если он встанет и будет выходить из дома с помощью палки, ударивший не будет повинен смерти; только пусть заплатит за остановку в его работе и даст на лечение его» (Исх. 21:18,19).
Можете спросить у любого простого иудея или раввина и Вам объяснят, что НИКОГДА заповедь “око за око , зуб за зуб ” не применялась буквально, как законченное повеление. Эта часть закона Моисея посвящена соразмерности и адекватности наказания и необходимости восстановления ущерба при нарушении чьих-то прав, а не мести таким же образом. Кстати в законе Моисея есть конкретная заповедь, запрещающая месть:
«Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя» (см. Лев.19:18).
Неужели, Бог одними заповедями учил Свой народ любви к ближним как с самому себе , не мстить , а потом в другой заповеди написал, чтобы за перелом сломали руку виновному, а выбившему глаз тоже выбили глаз!? И рядом с этими словами, как мы прочли выше (в Исх. 21:18,19, Лев. 24:18) Бог дал наказ, чтобы виновный восстановил ущерб и компенсировал простой в работе тому кому причинил вред. Получается виновному надо и глаз выбить и компенсацию у него просить?
Конечно нет. В Божьем законе часто применимы образы. Например, есть заповедь:
«Если найдешь вола врага твоего, или осла его заблудившегося, приведи его к нему; если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь вместе с ним» (Исх.23:4,5)
Здесь Бог учит уважать даже врагов и помогать им. И конечно здесь речь НЕ ТОЛЬКО об осле и воле. Это касается и коня и кошелька и если враг сам будет лежать раненый… Каждый иудей понимает, что нужно не БУКВАЛЬНО исполнять эту заповедь, а она показывает на принцип. То же касается и заповеди закона Моисея око за око – она указывает на принцип соразмерности ответственности и восстановления ущерба. Этот принцип применяется в еврейском суде, а не призывает в досудебном порядке сразу выбить обидчику глаз в ответ на выбитый глаз.
В доказательство можно привести комментарии еврейских раввинов. Вот цитата с еврейского сайта о законе Моисея (www.threeda.ru):
“Писаный закон: Око за око, зуб за зуб - никогда не соблюдался в своем прямом смысле. Традиция знала только о наложении материальных взысканий, но, когда объявились люди, толковавшие око за око в прямом смысле, то хазал (мудрецы) вынуждены были объяснить и истолковать написанное”
Также можно привести цитату из открытой энциклопедии «Википедия» о заповеди око за око:
«Из следующих (за фразой око за око, зуб за зуб ) стихов Торы ОЧЕВИДНО, что всем физическим повреждениям, нанесенным одним человеком другому, - при условии, что они не приводят к смертельному исходу, - должно быть найдено денежное выражение, и нанесший повреждение должен компенсировать их. Таким образом, выражение Торы «глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу» следует понимать как требование возместить пострадавшему нанесенный ущерб, заплатив штраф в том размере, который судьи определят как стоимость потери здоровья, трудоспособности и т. п.»
Об этом же говорит и другая заповедь закона Моисея:
«И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым: если мужчина или женщина сделает какой-либо грех ПРОТИВ ЧЕЛОВЕКА , … то пусть исповедаются во грехе своем, который они сделали, и ВОЗВРАТЯТ СПОЛНА то, в чем виновны » (Числ. 5:5-7)
Кроме того, далеко не все христиане знают, что многие еврейские богословы - иудеи (например, Авраам Гейгер, Иосиф Сальвадор и др.) признают Иисуса за хорошего раввина и согласны с тем, что он учил правильно понимать и соблюдать закон Моисея. Они считают, что евреи могли бы принять его за пророка, если бы ученики его не обожествили. Есть также мессианский иудаизм - евреи, которые признают Иисуса за Мессию (Христа), правильно учившего народ Торе (закону), но не все из них считают Его Богом.
Но конечно самое большое доказательство, что Иисус понимал заповедь око за око именно как призыв возмещать причиненный ущерб, а не мстить, это комментарий Самого Иисуса:
«А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду» ()
Очевидно, что Иисус здесь не говорит лишь о том, что мстить не нужно, это ведь и так понятно, так как есть соответствующая заповедь в законе Моисея «не мсти» (Лев. 19:18). Обратите внимание, комментируя заповедь око за око , Господь в 40 стихе прямо употребляет описание процесса суда: «захочет судиться» ! Если присмотреться, то видно, что Иисус здесь обращается сразу к двум категориям людей в СУДЕБНОМ процессе: 1) кому причинен ущерб и 2) к тем, на кого подали в СУД. Иисус призывает тех и других быть милосердными и смиренными: первым – кому доставлен вред - не бежать сразу в суд треся заповедью ОКО за ОКО, а научиться прощать, а вторым – если на них подали в суд, то отдать все требуемое и даже больше…
К сожалению, как раньше, так и сейчас есть люди, которые пользуются случаем, когда им сделан какой-то ущерб. Да, они имеют право по смыслу заповеди око за око на соразмерное восстановление! Но некоторые через суд затем почти раздевают обидчика, даже не смотря на отсутствие у него умысла и другие смягчающие обстоятельства. Они придумывают убытки и моральный вред! Иисус для них и говорил, что хоть и сказано в законе о возмещение в суде по принципу око за око , но заповедь око за око не отменяет заповедей закона Божьего о любви, о прощении и справедливости! А вторым – на кого подали в суд - Христос призывает уступить таким наглецам, не втягиваясь с ними в судилище – отдать даже больше. Естественно, Бог потом, со временем воздаст каждому свое: и честному и нечестному человеку.
Из изложенного выше понятно, что истинная суть заповеди око за око – актуальна до сих пор и Иисусом НЕ ОТМЕНЕНА. Ведь Божье наставление око за око никогда не призывало и не призывает мстить, а обращена повторим к тем, кому причинен вред – он имеет право на соразмерное возмещение от обидчика и к тем, кто сам причинил вред – на необходимость восстановления принесенного им вреда. Например, если сегодня один верующий возьмет у товарища машину покататься и разобьет ее, то как здесь должна применяться заповедь ОКО за ОКО? Конечно причинитель вреда должен ее отремонтировать – восстановить в то же состояние, а не заявлять другу, мол, давай мне другую машину, как Иисус учил – подставь другую щеку. А пострадавший, естественно, должен довольствоваться восстановлением машины, а не таскать виновника по судам, вытягивая из него все что возможно – штрафы, проценты, пени якобы, покрывая свои убытки: потерю времени, упущенные возможности и моральный вред.
А сейчас мы проанализируем последние наставления из цикла “сказано” , рассмотренные Иисусом в Нагорной проповеди:
«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего» ()
Вначале мы видим цитату заповеди закона Моисея, которую уже цитировали выше:
«Люби ближнего твоего, как самого себя» (см. Лев.19:18).
Но заповеди «ненавидь врага твоего» в законе Моисея нет, как нет ее и во всем Танахе (ветхозаветном Писании). Но почему Иисус так сказал? Здесь уместно вспомнить то, о чем я писал вначале. Иисус в Нагорной проповеди толковал не столько сами заповеди закона Моисея, сколько их неверное, формальное, неполное толкование духовными учителями Израиля, нашедшем свое отражение в устной традиции.
Так заповедь «люби ближнего твоего» они толковали как люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего и учили этому народ. Естественно, Иисус был возмущен таким искаженным пониманием мудрого справедливого закона Божьего, основанного на любви к людям.
«А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» ()
Учение о любви было не новацией, привнесенной Иисусом. Как мы увидели выше, закон Моисея учил с уважением относится к врагам, не ненавидя, а помогая им в трудной ситуации. Об этом же возвещали пророки:
«Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою» (Прит. 25:21).
Вам ничего не напоминает эта фраза? Ее цитировал апостол Павел в послании к Римлянам 12:20.
Иисус в Нагорной проповеди лишь истолковал как нужно правильно понимать заповеди закона Моисея!
Подведем итог: как мы могли убедиться Иисус не отменил ни одной заповеди закона Моисея из перечисленных Им в Нагорной проповеди. А лишь пояснил как их правильно нужно понимать: так, как угодно Богу. Иисус этим истолкованием показал, что заповеди закона Божьего вечны, и Он не отменяет их. Но при этом в Нагорной проповеди Господь дал четкое понимание, когда заповеди — буквы и знаки — в законе прекращаются: когда они исполняются.
«Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта (буква и знак) не прейдет из закона, пока не исполнится все (каждая)» ().
Так после смерти Христа исполнились все заповеди касаемые храма и служения в нем, очищающего людей от грехов через кровь жертвенных животных. Все эти заповеди были прообразами и указывали на Христа, на Его искупительное служение – на смерть на Голгофе! Теперь жертвы за грехи людей не нужно приносить, а значит и не нужен храм, так как он служил именно для жертвоприношений.
Обрядовые заповеди согласно объяснению Иисуса и их сути уже исполнились. Остальные же заповеди закона Моисея: морально-нравственные, о здоровье, семье остаются актуальными и по сей дань. И останутся таковыми «доколе не прейдет небо и земля».
Валерий Татаркин
1. Блажени нищии духом, яко тех есть царствие небесное. | 1. Блаженны нищие духом (смиренные): потому что их есть (т. е. дано им будет) Царство Небесное. |
Нищии духом - это такие люди, которые чувствуют и сознают свои грехи и недостатки душевные. Помнят они, что без помощи Божией ничего доброго сами сделать не могут, а поэтому ничем не хвалятся и не гордятся, ни перед Богом, ни перед людьми. Это - люди смиренные. | |
2. Блажени плачущии, яко тии утешатся. | 2. Блаженны плачущие (о грехах своих), потому что они утешатся. |
Плачущие - люди, которые скорбят и плачут о своих грехах и душевных недостатках. Господь простит им грехи. Он дает им еще здесь, на земле, утешение, а на небе вечную радость. | |
3. Блажени кротцыи, яко тии наследят землю. | 3. Блаженны кроткие, потому что они наследуют (получат во владение) землю. |
Кроткие - люди, которые терпеливо переносят всякие несчастья, не огорчаясь (без ропота) на Бога, и смиренно переносят всякие неприятности и обиды от людей, не сердясь ни на кого. Они получат во владение небесное жилище, то есть новую (обновленную) землю в Царстве Небесном. | |
4. Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся. | 4. Блаженны алчущие и жаждущие правды (желающие правды); потому что насытятся. |
Алчущие и жаждущие правды - люди, которые усердно желают правды, как голодные (алчущие) - хлеба и жаждущие - воды просят у Бога, чтобы Он очистил их от грехов и помог им жить праведно (желают оправдаться перед Богом). Желание таких людей исполнится, они насытятся, то есть будут оправданы. | |
5. Блажени милостивии, яко тии помиловани будут. | 5. Блаженны милостивые, потому что они помилованы будут. |
Милостивые - люди, имеющие доброе сердце - милосердные, сострадательные ко всем, готовые всегда помочь нуждающимся, чем только могут. Такие люди сами будут помилованы Богом, им будет явлена особая милость Божия. | |
6. Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят. | 6. Блаженны чистые сердцем, потому что они Бога увидят. |
Чистые сердцем - люди, которые не только берегутся от дурных дел, но и душу свою стараются сделать чистою, т. е. хранят ее от дурных мыслей и желаний. Они и здесь близки к Богу (душою всегда чувствуют Его), а в будущей жизни, в Царстве небесном, будут вечно находиться с Богом, видеть Его. | |
7. Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся. | 7. Блаженны миротворцы, потому что они будут наречены (названы) сынами Божиими. |
Миротворцы - люди, которые не любят никаких ссор. Сами стараются жить со всеми мирно и дружелюбно и других мирить друг с другом. Они уподобляются Сыну Божию, Который пришел на землю, чтобы примирить согрешившего человека с правосудием Божиим. Такие люди будут названы сыновьями, т. е. детьми Божиими, и будут особенно близки к Богу. | |
8. Блажени изгнани правды ради, яко тех есть царствие небесное. | 8. Блаженны изгнанные за правду, потому что их есть царство небесное. |
Изгнанные за правду - люди, которые так любят жить по правде, т. е. по Божиему закону, по справедливости, что терпят и переносят за эту правду всякие гонения, лишения и бедствия, но ни чем не изменяют ей. Они за это получат Царство Небесное. | |
9. Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех. | Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь тогда, потому что велика ваша награда на небесах. |
Здесь Господь говорит: если вас будут поносить
(издеваться над вами, бранить, бесчестить вас), применять и лживо
говорить о вас худое (клеветать, несправедливо обвинять), и все это вы
будете терпеть за свою веру в Меня, то не печальтесь, а радуйтесь
и
веселитесь, потому что Вас ожидает великая, самая большая, награда на
небесах, то есть особенно высокая степень вечного блаженства. |
О ПРОМЫСЛЕ БОЖИЕМ
Иисус Христос учил, что Бог промышляет, то есть заботиться, о всех тварях, но особенно промышляет о людях. Господь заботиться о нас больше и лучше, чем самый добрый и разумный отец о своих детях. Он оказывает нам Свою помощь во всем, что необходимо в жизни нашей и что служит для нашей истинной пользы.
"Не заботьтесь (излишне) о том, что вам есть и что пить, или во что одеться", сказал Спаситель. "Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницу, и Отец ваш Небесный питает их; а вы не гораздо ли лучше их? Посмотрите на полевые лилии, как они растут. Они не трудятся, ни прядут. Но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякие из них. Если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то тем более вас, маловеры! Бог же, Отец ваш Небесный, знает, что вы имеете нужду во всем этом. Потому, ищите прежде всего царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам".
О НЕОСУЖДЕНИИ БЛИЖНЕГО
Иисус Христос не велел осуждать других людей. Он так сказал: "не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены. Потому что каким судом вы судите, таким и вас будут судить (т. е. если вы будете снисходительны к поступкам других людей, то и Божий суд будет милостив к вам). И какою мерою вы мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего (т. е. всякого другого человека), а бревна в своем глазе не чувствуешь? (Это значит: зачем ты любишь подмечать в других даже незначительные грехи и недостатки, а в самом себе не хочешь видеть и больших грехов и пороков?) Или, как скажешь брату твоему: дай я выну сучок из глаза твоего; а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! Вынь прежде бревно из своего глаза (постарайся прежде всего исправить самого себя), и тогда увидишь, как вынуть сучек из глаза брата твоего" (тогда сумеешь и в другом исправить грех, не оскорбляя, не унижая его).
О ПРОЩЕНИИ БЛИЖНЕГО
"Прощайте, и прощены будете", сказал Иисус Христос. "Потому что если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших".
О ЛЮБВИ К БЛИЖНЕМУ
Иисус Христос велел любить не только близких своих, но всех людей, даже обидевших нас и причинивших нам зло, т. е. врагов наших. Он сказал: "вы слышали, что сказано (вашими учителями - книжниками и фарисеями): люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного. Потому что Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных".
Если вы будете любить только тех, кто вас любит; или будете делать добро только тем, кто вам делает его, и взаймы будете давать только тем, от кого надеетесь получить обратно, за что Богу награждать вас? Разве не делают того же самого и беззаконные люди? Разве не поступают так же и язычники?
Итак будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный?
ОБЩЕЕ ПРАВИЛО ОБРАЩЕНИЯ С БЛИЖНИМИ
Как мы должны обращаться с ближними своими всегда, при всяком случае, на это Иисус Христос дал нам такое правило: "во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди (а мы, конечно, хотим, чтобы все люди любили нас, делали нам добро и прощали нас), так поступайте и вы с ними" . (Не делайте другим того, чего себе не желаете).О СИЛЕ МОЛИТВЫ
Если мы будем с усердием молиться Богу и просить Его помощи, то Бог сделает все, что послужит для нашей истинной пользы. Иисус Христос так сказал об этом: "просите, и дано будет вам; ищите и найдете; стучите и отворят вам; потому что всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак если вы, будучи злыми, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него".
О МИЛОСТЫНЕ
Всякое доброе дело мы должны делать не из похвальбы перед людьми, не на показ другим, не ради награды людской, а ради любви к Богу и ближнему. Иисус Христос сказал: "Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас; иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби (т. е. не разглашай) перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая (т. е. сам перед собою не хвались добром, которое ты сделал, забудь о нем), чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное (т. е. все, что на душе твоей и ради чего ты все это делаешь), воздаст тебе явно" - если не сейчас, то при последнем суде Своем.
О НЕОБХОДИМОСТИ ДОБРЫХ ДЕЛ
Чтобы люди знали, что для вступления в Царство Божие недостаточно только одних добрых чувств и желаний, а необходимы добрые дела, Иисус Христос сказал: "не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! - войдет в Царство Небесное, но только тот, кто исполняет волю (заповеди) Отца Моего Небесного", то есть мало быть только верующим и богомольным, но надо еще совершать те добрые дела, который Господь требует от нас.
Когда Иисус Христос окончил проповедь Свою, народ дивился учению Его, потому что Он учил как власть имеющий, а не как учили книжники и фарисеи. Когда Он сошел с горы, за Ним последовало множество народа, и Он, по милосердию Своему, совершал великие чудеса.
ПРИМЕЧАНИЕ:
См. в Евангелии от Матфея главы - 5, 6 и 7-я, от Луки, гл. 6, 12-41.
и "Закон Божий". Прот. Серафим Слободской-http://www.magister.msk.ru/library/bible/zb/zb143.htm
Молитвы в интернете.
Заповеди блаженства
В чем их смысл и отличие от ветхозаветных заповедей
(беседа с профессором Московской духовной академии Алексеем Ильичем Осиповым)
Когда речь заходит о христианских заповедях, под этими словами обычно подразумевают известное всем: «Я Господь, Бог твой <…> да не будет у тебя других богов; не делай себе кумира; не произноси имени Господа напрасно…». Однако эти заповеди через Моисея были даны народу Израиля еще за полторы тысячи лет до Рождества Христова.
В христианстве же существует
иной кодекс отношений человека и Бога, который принято называть
заповедями блаженства (Мф 5:3-12)
, о которых современный человек
знает куда меньше, чем о ветхозаветных заповедях. В чем их смысл?
О каком блаженстве идет речь? И в чем различие ветхозаветных и
новозаветных заповедей?
Об этом мы побеседовали с профессором Московской духовной академии Алексеем Ильичем Осиповым.
- Сегодня слово «блаженство» для
многих означает высшую степень наслаждения. Предполагает ли Евангелие
именно такое понимание этого слова или вкладывает в него какие-то иные
смыслы?
- В святоотеческом наследии есть один общий тезис, встречающийся
практически у всех Отцов: если человек рассматривает христианскую жизнь
как способ достижения каких-то небесных наслаждений, экстазов,
переживаний, особых благодатных состояний, значит он стоит на ложном
пути, на пути прелести. Почему святые отцы столь единодушны в этом
вопросе? Ответ прост: если Христос - Спаситель, следовательно, есть
какая-то большая беда, от которой всех нас нужно спасать, значит мы
больны, находимся в состоянии гибели, поврежденности и духовного
помрачения, которое не дает нам возможности достичь того блаженного
соединения с Богом, которое мы именуем Царством Божьим. Поэтому
правильное духовное состояние человека характеризуется его стремлением
к исцелению от всякого греха, от всего того, что мешает достичь этого
Царства, а не стремлением к наслаждению, пусть даже и небесному. Как
говорил, если не ошибаюсь, Макарий Великий, наша цель состоит не в том,
чтобы получить что-то от Бога, а в том, чтобы соединиться с Самим
Богом. А поскольку Бог есть Любовь, то и соединение с Богом приобщает
нас к тому высшему, что на языке человеческом именуется любовью. Более
высокого состояния для человека просто не существует.
Поэтому само слово «блаженство» в данном контексте означает - приобщение Богу, который есть Истина, Бытие, Любовь, высочайшее Благо.
В чем заключается принципиальная разница между заповедями Ветхого Завета и заповедями блаженства?
Все ветхозаветные заповеди носят запретительный характер: «Не убий», «Не укради», «Не пожелай»… Они призваны были удержать человека от нарушения Воли Божьей. Заповеди блаженства носят уже другой, положительный характер. Но их лишь условно можно назвать заповедями. По существу они есть не что иное, как изображение красоты свойств того человека, которого апостол Павел называет новым. Блаженства показывают, какие духовные дары получает новый человек, если он будет следовать пути Господнему. Десятословие Ветхого Завета и Нагорная проповедь Евангелия - это два разных уровня духовного порядка. Ветхозаветные заповеди обещают награду за их исполнение: чтобы продлились дни твои на земле. Блаженства, не отменяя эти заповеди, возводят сознание человека к истинной цели его бытия: Бога узрят, ибо блаженство есть Сам Бог. Не случайно такой знаток Писания, как святитель Иоанн Златоуст, говорит: «Ветхий Завет отстоит от Нового, как земля от неба».
Можно сказать, что заповеди, данные через Моисея, - некий барьер,
ограда на краю пропасти, удерживающее начало. А блаженства - открытая
перспектива жизни в Боге. Но без исполнения первого второе, конечно же,
невозможно.
- Что такое «нищие духом»? И
правда ли, что в древних текстах Нового Завета сказано просто:
«Блаженны нищие», а слово «духом» - позднейшая вставка?
- Если мы возьмем издание Нового Завета на древнегреческом языке Курта
Аланда, где в подстрочниках даются ссылки на все разночтения, которые
обнаружены в найденных рукописях и фрагментах Нового Завета, то там
всюду, за редким исключением, присутствует слово «духом». Да и сам
контекст Нового Завета говорит о духовном содержании этого изречения.
Поэтому славянский перевод, а затем и русский, содержит именно «нищие
духом» как выражение, отвечающее духу всей проповеди Спасителя. И надо
сказать, что этот полный текст имеет глубочайший смысл.
Все святые отцы-аскеты постоянно и настойчиво подчеркивали, что именно осознание своей духовной нищеты является основой духовной жизни христианина. Нищета эта состоит в видении человеком, во-первых, поврежденности своей природы грехом, во-вторых, невозможности исцелить ее своими силами, без Божией помощи. И пока человек не увидит этой своей нищеты, он не способен к духовной жизни. Нищета духа по сути своей есть не что иное, как смирение. Как оно приобретается, об этом кратко и ясно говорит, например, преп. Симеон Новый Богослов: «Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи», то есть открывает ему болезни его души. Святые утверждают, что без этого основания невозможны никакие другие добродетели. Более того, сами добродетели без нищеты духовной могут привести человека в очень опасное состояние, в тщеславие, гордость и прочие грехи.
Если наградой за нищету духа является Царствие Небесное, то зачем нужны остальные блаженства, ведь Царствие Небесное уже предполагает полноту блага?
Здесь речь идет не о награде, а о том необходимом условии, при
котором возможны все дальнейшие добродетели. Когда мы строим дом, то
сначала закладываем фундамент, а уже потом возводим стены. В духовной
жизни смирение - нищета духовная - и является таким фундаментом, без
которого все добрые дела и вся дальнейшая работа над собой становится
бессмысленной и бесполезной. Об этом прекрасно сказал св. Исаак Сирин:
«Что соль для всякой пищи, то смирение для всякой добродетели. потому
что без смирения напрасны все дела наши, всякие добродетели и всякое
делание». Но, с другой стороны, нищета духовная является мощным
стимулом к правильной духовной жизни, приобретению всех других
богоподобных свойств и, таким образом, полноты блага.
- Тогда следующий вопрос:
иерархичны ли заповеди блаженства и являются ли они некой системой, или
каждая из них вполне самодостаточна?
С полной уверенностью можно сказать, что первая ступень является необходимой основой для получения остальных. Но перечисление других совсем не носит характера какой-то логически связанной строгой системы. В самих Евангелиях от Матфея и от Луки они имеют разный порядок. Об этом говорит и опыт множества святых, у которых наблюдается разная последовательность приобретения добродетелей. Каждый святой имел какую-то особую добродетель, которая выделяла его из среды прочих. Кто-то был миротворцем. А кто-то особенно милостивым. Это зависело от многих причин: от природных свойств личности, от обстоятельств внешней жизни, от характера и условий подвига и даже от уровня духовного совершенства. Но, повторяю, приобретение нищеты духовной, по учению отцов, всегда рассматривалось в качестве безусловного требования, поскольку без нее исполнение остальных заповедей приводит к разрушению всего духовного дома христианина.
Святые отцы приводят печальные примеры, когда некоторые подвижники,
достигшие больших дарований, могли исцелять, прозревать будущее,
пророчествовать, потом впадали в тягчайшие грехи. И отцы прямо
объясняют: всё это происходило потому, что они, не познав себя, то есть
своей греховности, своей слабости в подвиге очищения души от действия
страстей, иначе сказать, не приобретя нищеты духовной, легко
подвергались дьявольским нападениям, оступались и падали.
- Блаженны плачущие. Но ведь
люди плачут по разным поводам. О каком плаче идет речь?
- Видов слез множество: мы плачем от обиды, плачем от радости, плачем
от гнева, плачем от какой-то скорби, плачем от несчастья. Эти виды
плача могут носить естественный или даже греховный характер.
Когда святые отцы объясняют ублажение Христом плачущих, то говорят не об этих причинах слез, но о слезах покаяния, сокрушения сердечного о своих грехах, о своем бессилии справиться с тем злом, которое видят в себе. Такой плач есть обращение и ума, и сердца к Богу о помощи в духовной жизни. А сердца сокрушенного и смиренного Бог не отвергнет и непременно поможет такому человеку победить в себе зло и приобрести благо. Потому блаженны эти плачущие.
Блаженны кроткие, ибо они
наследуют землю. Как это понимать? В том смысле, что все некроткие в
конце концов перебьют друг друга, а на земле останутся одни кроткие?
- Прежде всего, следует пояснить, что такое кротость. Святитель Игнатий
(Брянчанинов) писал: «Состояние души, при котором устранены из нее
гнев, ненависть, памятозлобие и осуждение есть новое блаженство, оно
называется: кротость». Кротость, оказывается, не какая-то пассивность,
слабохарактерность, неспособность дать отпор агрессии, а великодушие,
способность простить обидчика, не отвечать злом на зло. Это свойство
вполне духовное, и оно является характеристикой того христианина,
который победил свой эгоизм, победил страсти, прежде всего гнев,
толкающие его к отмщению. Потому такой человек способен к наследованию
обетованной земли Царства Небесного.
При этом святые отцы объясняли, что здесь речь идет вовсе не об этой, нашей земле, наполненной грехом, страданиями, кровью, но о той земле, которая является обителью вечной будущей жизни человека - новой земле и новом небе, о которых пишет апостол Иоанн Богослов в своем Апокалипсисе.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. То есть, получается, что Бог к милостивым относится иначе, чем к немилостивым. Одних Он милует, других - нет?
Ошибкой было бы понимать слово «помилованы» в юридическом смысле или
полагать, что Бог, имея гнев на человека, но увидев его милосердие к
людям, преложил Свой гнев на милость. Здесь нет ни судебного
помилования грешника, ни изменения отношения Бога к нему за его
доброту. Преп. Антоний Великий прекрасно объясняет это: «Нелепо думать,
чтобы Божеству было хорошо или худо из-за дел человеческих. Бог благ и
только благое творит, пребывая всегда одинаковым; а мы, когда бываем
добры, то вступаем в общение с Богом - по сходству с Ним, а когда
становимся злыми, то отделяемся от Бога - по несходству с Ним. Живя
добродетельно - мы бываем Божиими, а делаясь злыми - становимся
отверженными от Него; а сие не то значит, чтобы Он гнев имел на нас, но
то, что грехи наши не попускают Богу воссиять в нас, с демонами же
мучителями соединяют. Если потом молитвами и благотворениями снискиваем
мы разрешение во грехах, то это не то значит, что Бога мы ублажили и
Его переменили, но что посредством таких действий и обращения нашего к
Богу уврачевав сущее в нас зло, опять делаемся мы способными вкушать
Божию благость; так что сказать: Бог отвращается от злых, есть то же,
что сказать: солнце скрывается от лишенных зрения». То есть помилование
означает здесь не изменение отношения Бога к человеку за его
милосердие, но это милосердие к ближнему делает самого человека
способным к восприятию неизменной любви Божией. Таков закономерный и
естественный процесс - подобное соединяется с подобным. Чем ближе
становится человек к Богу через свое милосердие к ближним, тем больше
Божией милости он становится способен вместить.
- Кто такие чистые сердцем и
каким образом они оказываются способными y"зрить Бога, который есть Дух
и о котором сказано: Бога не видел никто?
Под «чистым сердцем» святые отцы понимают возможность достижения
бесстрастия, то есть освобождение от рабства страстям, ибо всякий,
делающий грех, - по слову Христа, - есть раб греха. Так вот, по мере
того как человек освобождается от этого рабства, он действительно всё
более становится духовным зрителем Бога. Как переживаем мы любовь,
видим ее в себе, так, подобно этому, человек может видеть и Бога - не
внешним зрением, а внутренним переживанием Его присутствия в своей
душе, в своей жизни. Как прекрасно говорит об этом Псалмопевец: вкусите
и видите яко благ Господь!
- Блаженны миротворцы - о ком
это сказано? Кто такие миротворцы и почему им обещано блаженство?
В этих словах по меньшей мере два сопряженных смысла. Первый, более очевидный, касается наших взаимных отношений друг с другом, как личных, так и коллективных, общественных, международных. Ублажаются те, которые бескорыстно стремятся установить и сохранить мир, хотя бы это и было сопряжено с каким-либо ущемлением их самолюбия, тщеславия и проч. Вот этот миротворец, в котором любовь побеждает его часто мелкую правду, ублажается Христом.
Второй смысл, более глубокий, относится к тем, которые подвигом борьбы
со страстями очистили свое сердце от всякого зла и стали способными
принять в свою душу тот мир, о котором Спаситель сказал: мир Мой даю
вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Этот мир души прославляют все
святые, утверждая, что приобретший его приобретает истинное сыновство у
Бога.
- Ну и последний вопрос -
изгнанные правды ради. Нет ли здесь для современного человека
определенной опасности - перепутать свои личные проблемы, вызвавшие
неприятные для тебя последствия, с гонением за Христа и правду Божию?
- Конечно, эта опасность есть. Ведь нет такой доброй вещи, которую
нельзя было бы испортить. И в данном случае все мы (каждый - в меру
своей подверженности страстям) иногда бываем склонны считать себя
гонимыми за ту правду, которая совсем не является правдой Божией. Есть
обычная человеческая правда, которая, как правило, представляет собой,
выражаясь математическим языком, установление тождества отношений:
дважды два - четыре. Эта правда есть не что иное, как право на
справедливость. В. Соловьев очень точно сказал о моральном уровне этого
права: «Право есть низший предел или определенный минимум
нравственности». Изгнание за эту правду, если соотнести это с
современным контекстом борьбы за свободы и права человека, оказывается,
не является высшим достоинством человека, ибо здесь наряду с искренними
стремлениями часто проявляется и тщеславие, и расчет, и политические
соображения, и другие, не всегда бескорыстные, мотивы.
О какой же правде говорил Господь, обещая изгнанным за нее Царство Небесное? Святой Исаак Сирин писал о ней: «Милосердие и правосудие в одной душе - то же, что человек, который в одном доме покланяется Богу и идолам. Милосердие противоположно правосудию. Правосудие есть уравнивание точной меры: потому что каждому дает, чего он достоин… А милосердие. ко всем сострадательно преклоняется: кто достоин зла, тому не воздает злом, и, кто достоин добра, того преисполняет с избытком. Как сено и огонь не терпят быть в одном доме, так правосудие и милосердие - в одной душе».
Есть хорошее изречение: «Требовать своих прав - дело правды, жертвовать ими - дело любви». Божия правда есть только там, где есть любовь. Где нет любви, там нет правды. Если человеку с безобразной внешностью я скажу, что он - урод, то формально я буду прав. Но Божьей правды в моих словах не будет. Почему? Потому что здесь нет любви, нет сострадания. То есть, правда Божья и правда человеческая зачастую - совершенно разные вещи. Без любви нет правды, даже если всё выглядит вполне справедливо. И, наоборот, там, где даже нет справедливости, но есть действительная любовь, снисходящая к недостаткам ближнего, проявляющая терпение, присутствует истинная правда. Св. Исаак Сирин приводит в пример Самого Бога: «Не называй Бога правосудным, ибо правосудие Его не познается на твоих делах. паче Он благ и благостен. Ибо говорит: благ есть к лукавым и нечестивым (Лк 6:35)». Господь Иисус Христос, будучи праведником, пострадал за неправедных и молился с Креста: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. Вот, оказывается, за какую правду действительно можно и нужно пострадать - за любовь к человеку, к истине, к Богу. Только в этом случае гонимые за правду наследуют Царство Небесное.
- Татьяна Викторовна...
- Культура. Её виды и функции. Культура и духовная жизнь общества Что такое форма культуры определение