На слова: «Вышел сеятель сеять» (). Притча о сеятеле и семенах Притча о садовнике толкование святых отцов


Девственная почва, взборожденная, при помощи быков, плугами опытных земледельцев, принимает семена; охватив их своими комьями, она прежде произращает траву, потом удлиняет колос, потом в колосе наливает хлебное зерно. Тогда земледельцы, видя блестящий колосистый посев, хвалят надежды своих трудов, спешат искренне умилостивить Бога, чтобы Он в целости сохранил плоды обнаруживающихся благ. Часто, когда приближается середина лета, надежда почти достижима и земледелец радуется, тогда или знойный ветер иссушает колос, или ржавчина гноит, или град истребляет, и исчезает преждевременная надежда; земледелец, угнетенный сильным унынием, отложив серп, сокрушается печалью о преждевременном конце лета. Но когда благорастворенность воздуха сделает колос блестящим и зрелым, и белеющий посев согнется наподобие старцев, ожидая летней жатвы, тогда сельчане, с острыми серпами в своих широких дланях, прибавляют к трудам труды, удовлетворяют свое желание, насыщаются исполнением своих надежд. Тогда вол веселой поступью, с суровым взглядом, отправляется на гумно, когда остальные животные отдыхают дома. Остальные животные, козы, свиньи и овцы, которые не подвергали свои шеи ярму плуга, стесняясь своей совестью, рабски приближаются к гумну (и) похищают вязанки колосьев; только вол, вытянув широкий язык, смело берет плоды своих трудов. Ты видишь там жнецов, видишь там плодоносную пашню, гумно, вола; перейди отсюда к церковному благоустройству, и ты увидишь таинственную церковную обработку земли.

«Вышел сеятель сеять» («Изыде сеяй сеяти» ). Мы только что слышали об этом из Евангелия. "Вышел" . Кто? Христос, пришедший с неба в мир. "Сеятель" – Христос, семя – слово Божие, пашня – человечество, волы – апостолы, плуг – крест, ярмо – единомыслие; яремный ошейник – сладкая любовь, соединяющая выи апостольские. «Вышел сеятель сеять» . Вышел Христос не с тем, чтобы жать, но сеять; еще не были посеяны семена воскресения в сердцах людей. «Вышел сеятель сеять» , не рожь, не ячмень, не пшено, ни другое что-нибудь земное, но веру в Отца и Сына и Святого Духа, надежду воскресения, любовь к Богу и людям нелицемерную и небезразличную. Сеющий Христос вышел из отеческого лона, сущий в лоне Отца, и пришел к нам, как сам прямо говорит: «Я от Отца исшел и при хожу» (). Но исшел от Отца, отнюдь не разлучаясь с Ним, а с нами пребывая. Этот сеятель вышел, чтобы искоренить плевелы, злобно посеянные диаволом в душах людей. «Всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится» ("Всяк сад , – сказано, – егоже не насади Отец мой небесный, искоренится» ) (). Вышло солнце правды, чтобы светлыми лучами Своего божества осиять омраченные сердца людей. Вышел пастырь овец, чтобы, посеяв соль благочестия, доставить овцам здоровый корм писанного закона. Вышел сеятель с десятью запряжками волов, чтобы сделать один скудельный сосуд и, посеяв шесть мерок, сделать три меры.

Теперь говори, Исайя, не молчи! «Где вспашут десять пар волов , там даст одну кружку» (). Десять запряжек волов – это двадцать волов; десять разумных запряжек волов – это двенадцать апостолов Христа и семь, которых избрали апостолы. Кого именно? Стефана, Филиппа, Прохора, Никанора, Тимона, Пармена и Николая, пришельца антиохийского; и (еще) апостол, возделавший землю от Иерусалима до Иллирика. Эти десять запряжек волов сделали на пашне человечества исповедание о Христе, облекшемся в наш скудельный сосуд тела. Что божественное слово называет скудельным сосудом плотское пришествие Христа, слушай. Когда Он имел отойти на страдание, говорят Ему ученики Его: «Где велишь нам приготовить Тебе пасху?» («где хощеши уготоваем... пасху?» ) А он им: «Пойдите в город; и встретится вам человек, несущий кувшин воды… и… скажите хозяину дома того: Учитель... наш сказал: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет вам горницу большую, устланную, готовую: там приготовьте нам» (; Мрк. 14:13–15). Кто человек, носящий скудель воды, или что за город, в который Он их посылает, или что такое устланная горница, – (это) вам, по исследовании, необходимо знать. Человек, носящий скудель воды – Иоанн, Предтеча Христа, объявлявший о Христе, что Он облекся в наш скудель тела (и) имеет у Себя воду крещения. Устланной горницей называет будущее упокоение святых на небе после воскресения. "Идит е вот в этот град" , – не в ветхую синагогу иудеев, где ветхий закон закис в ветхих мехах, – смешав уксус с желчью, они поднесли Господу, – но идите в новый город, в новый Иерусалим, где новое слово, где новая благодать Духа в новых мехах источает молодое вино веры; где не ветхая пасха, но новое воскресение; где не агнец закалается в жертву, но Христос освобождает; где не ветхая закваска, но приготовляется на кресте небесный хлеб». «Где вспашут десять пар волов , там даст одну кружку». Где работают десять запряжек волов, (т. е.) апостолов (апостолы, были уподоблены волам, как свидетельствует Павел словами: «Написано в... законе: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог?» (), но о нас говорит), – там они совершают исповедание Иисуса, облекшегося в скудель нашего тела. И сеятель шести мерок (артабов) сделает только три меры. Ужели у земледельцев бывает когда-либо такой неурожай, чтобы посеять шесть артабов (и) сделать только три меры?

Но исследуем смысл Писания, возлюбленные, войдем во внутреннюю завесу буквы, и мы встретимся с божественным разумением Духа. Сеятель шести артабов сделает три меры. Шесть артабов – , то есть, четыре евангелиста, Деяния и апостолы. Посеявший эти шесть артабов в какой-либо одной душе делает три меры – исповедание в Отца и Сына и Святого Духа. «Вышел сеятель сеять» не злак для приготовления хлеба, но животворную веру; не ячмень в пищу неразумным, но пищу для дыхания людей; не пшено, питающее птиц, но божественное слово, огненное, подобное зерну горчичному, сильно возгревающее наши души для благочестия и мудрости. «Вышел сеятель сеять…, и… иное упало при дороге и было потоптано, и пришедшие птицы небесные поклевали его; а иное упало... в терни и, и... заглушило терние росток. А иное упало на камен истость , и так как не имело корня, прозябнув, тотчас засохло" (). То, что при пути, – ариане; терние – евномиане; то, что на камне – марафониане. И ты заметь в точности, возлюбленный! «Вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге» . Не сказал: «на пути», но «при дороге» . Какой же путь, кроме Христа, говорящего: «Я есмь путь и истина» ()? То, что при пути – ариане. Они не на пути, не православны, и опять не вдали от пути, как эллины или иудеи, но при пути, то есть, подле Христа, подле правой веры. Исповедание ими Христа делает, что они близ пути; непризнание ими Христа Сыном Божиим препятствует им быть на пути. Поэтому, прилетевшие небесные птицы, то есть, духи лукавства, уносят из их сердец божественное слово, и совершенно лишают их правой веры. Терния – евномиане; у них самих есть терния злословий; они произрастают траву веры, но не заканчивают колосом исповедания. Исповедание ими Христа делает, что они произрастают траву веры; но опять учение их о творении и создании делает, что их колос веры сохнет незрелым. Поражая и заглушая слово истины эллинскими учениями о почитании твари вместо Бога, они делают это слово, в отношении правой веры, совершенно бесплодным и непроизводительным. То, что на каменистой земле, – марафониане. Не сказало Писание: «то, что упало на камень», потому что "камн ем... был Христос» (), но: «на каменист ость». Они ни добрая земля, не православные, ни камень, чтобы, будучи высечены из камня учителями, создать храм Божий, – но что? Они сталактит. Есть некоторая порода камня, по имени сталактит; он ни земля, ни твердый камень; мягок против камня, но тверд против земли. Исповедание ими Сына Божия подобным по существу Отцу делает их более мягкими; отрицание ими Святого Духа делает их сердца затверделыми.

Итак, они ни добрая земля, чтобы произвести хорошее растение и нарядиться им в красоту веры, ни твердый камень, чтобы непоколебимо и невозмутимо соблюдать исповедание в Отца и Сына и Святого Духа. Они принимают это слово, и произращают, но тотчас его сушат и охлаждают; вследствие этого у них корни помышлений не в глубине духа. И хотя они исповедуют, что Христос Сын Божий, но, отрицая Святого Духа, они и Сына не имеют, по свидетельству и слову апостола: «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его" («аще... кто Духа Христова не имать, сей несть егов» ) (). «И иное упало на добрую землю и дало плод, ...и ... одно тридцать делало, другое шестьдесят, иное сто» (Мрк. 4:8). Добрая земля – сердце православных; она существует вне еретических терний, обработана совершенными учителями, и как бы взборождена, принимает евангельские слова, становящиеся семенами для души. Такое сердце прежде всего произращает траву веры, потом удлиняет колос надежды, потом показывает зрелый плод совершенной любви. Об этих трех плодах души вспоминает и блаженный Павел словами: «вера, надежда, любовь» (). Верующий делает тридцать, надеющийся – шестьдесят, усовершаемый в любви делает сто; помазуемый делает тридцать, сходящий в воду делает шестьдесят, усовершаемый в таинстве делает сто. Так из одного семени он приносит троякий плод: Бога славословит, возвышает, самого себя спасает. Такой получает свою награду от Святой Троицы: духом разумеет, душой провидит, телом терпит. Он трижды благословляется: на земле славится, из мертвых воскресает, на небе упокаивается. Такой чествуется тремя высокими степенями: тридцатью, когда на небе; шестидесятые, когда между ангелами; сотней, когда у Бога. Такой кроток, тих, смирен, мудр, милостив, сострадателен, праведен, странник мира, чужд жизни, только образом является на земле, а сердцем и делами пребывает на небе. Некоторые из еретичествующих, по своему неразумному суждению, измышляют лестницу в словах богохульных. Что они говорят? Вера в Духа делает тридцать, в Сына – делает шестьдесят, в Отца – делает сто. Они не знают, что когда умаляют Духа Святого, (на деле) Его возвеличивают. Они ставят Духа впереди Отца и Сына; говорят: верующий в Духа делает тридцать; и впереди Отца прежде всего ставят Духа, потом Сына, потом Отца. Мы мыслим противоположно, противоположное и говорим. Верующий верует прежде всего не в Духа, но в Отца; верующий в Отца делает тридцать; присоединяющий веру в Сына удваивает число и делает шестьдесят; облекшийся в Духа Святого закончил сотней, во Христе Иисусе Господе нашем, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.

Слово Божие Иисус называет семенем и сравнивает его со свечой по воздействию на человеческую душу, которая служит источником света во мраке и пронизывает его своими лучами. Поэтому человек получил Евангелие именно как свечу, и разве можно ее оставить без того, чтобы не употребить ее и не извлечь для себя пользы. К этому великому дару нельзя относиться безучастно и равнодушно. Им нужно пользоваться, ведь грех боится света. Дьявол, виновник греха, прячется в темных уголках души. Люди порочные под его влиянием не хотят, чтобы к ним в душу кто-нибудь заглядывал. Притча о сеятеле была рассказана Иисусом Христом и описана в Евангелии. И она на многое проливает свет.

В тот день Иисус вышел из дома и сел у моря. Вокруг него сразу собралось много народа. Тогда Он вошел в лодку, а все люди остались стоять на берегу. Стал он поучать их своими притчами. Одна из них - притча о сеятеле, который вышел сеять зерно. Одна часть его зерна рассыпалась по утоптанной дороге, и тогда налетели птицы и склевали его. Другая часть рассыпалась на каменистую местность, где и земли-то было немного, поэтому семена скоро взошли и тут же увяли из-за слабого корня. Иная часть семян упала в терновый куст, который не дал взрасти семени и заглушил его. Еще одна часть семян упала в добрую почву, что принесло многократные плоды (одни в тридцать, другие в шестьдесят, третьи во сто крат).

Притча о сеятеле. Толкование

Смысл ее очень подробно объяснил Сам Господь. К Его объяснению можно добавить только то, что сеятель - это Бог, семя - Божье слово, поле - весь народ мира, воспринимающий чудодейственные евангельские слова, которые помогают познавать истинного Бога. Слова эти - есть семя спасения и жизни, брошенное в сердце человека, прорастающее при благоприятных условиях и приносящее свои плоды, заключающиеся в добрых делах и святой жизни.

Притча о сеятеле проповедью звучит из уст православного священника. Таким образом он учит и наставляет своих прихожан на добрые дела.

Семя

Притча о сеятеле повествует о том, что в наше время, как и много веков назад, слово Божие носит в себе живую силу. Оно одинаково радует, трогает, волнует, смиряет, судит и утешает, тем самым затрагивая самые тонкие струны человеческой души.

Слово Божие всегда действует и бывает поострее меча. Оно живое и проникновенное, именно в нем скрыта вечная истина. Но как семя оно не всегда прорастает и не всегда дает урожай одинакового качества.

Почва

Как известно, хороший урожай дает удобренная земля. Человеческое сердце и есть та почва, о которой говорится в притче. Вся сила ее зависит от духовного состояния человека, которое и влияет на прорастание святого семени.

Рассказывая о судьбе семени, Господь обращает наше внимание на четыре рода условий, в которых оно может произрасти. Под этим подразумевается четыре вида устроения души и психики человека.

Проезжая дорога

Описывая первый тип, можно сказать, что сердце такого человека похоже на проезжую дорогу. Семя, попадающее на нее, не сможет пробиться и укрепиться, и поэтому птицы быстро уничтожат его. Вот что подразумевает притча о сеятеле, толкование ее имеет огромный поучительный смысл для человека.

К таким людям можно отнести грубые натуры животного склада, которые имеют исключительно материалистическое мировоззрение. Они цинично насмехаются над идеалами правды, доброты, красоты и всем тем, чему испокон веков поклонялось все человечество, что увлекало его на подвиги и сподвижническую жизнь. Выгода для таких людей важнее всего. Притча о сеятеле говорит о том, что чрево - их Бог, и поэтому слово Божье у них встречает стену безразличия, эгоизма и не проникает в глубину сердца.

Каменистая местность

Второй тип людей достаточно распространенный. Эти люди стремятся к любви и добру, в них быстрый и живой отклик получает каждое слово Божье, но оно не захватывает их настолько, чтобы начать трудиться над собою и бороться с враждебными силами.

Они будут слушать и загораться от евангельской проповеди о правде, любви и самоотвержении. Но как спичка через короткое время будут так же быстро гаснуть. Такие люди пойдут на подвиг, но совершенно не готовы к длительной работе, и в итоге в их сердце - «каменистая почва», на которой может прорастать только травка, как и те маленькие дела, на которые они только и способны. Такие люди очень самолюбивы и не готовы к самопожертвованию. В итоге - измена и отступничество.

Терние

Евангельская притча о сеятеле очень четко дает представления о наших душах, и какие они бывают разные. Третий тип людей может слышать слово Божие, но оно в них самих заглушается, потому что они служат одновременно и Богу, и мамону. Такой человек находится в постоянном водовороте мирских забот, он не борется с земными пристрастиями и поэтому становится их пленником. Семя в терние не прорастет, поэтому все безрезультатно.

Добрая почва

Четвертый тип - это цельные натуры с искренним и отзывчивым сердцем, их слова не расходятся с делом. Слушая слово Божье, они будут пытаться его исполнить. Но повиновение ему не может быть у всех одинаково совершенным и полным. Один выполнить может только третью часть, другой - две трети, и только малая часть людей исполняет его в совершенстве и полностью. Совсем немного таких людей, но как они ярко сияют на тусклом фоне отношения современных людей к Евангелию.

По снята и притча о сеятеле, мультфильмы и даже видеофильмы. Они очень подробно и понятно разъясняют нам суть этой мудрой истории.

Ведь притча о сеятеле (проповедь) учит тому, что когда почва подготовлена, то обработка самой души будет содействовать прорастанию семени слова Божьего. Как говорят старые правила аскетов: " Удобряй сердце молитвой, используй плуг покаяния, слезы сокрушения и выпалывай траву дурных страстей".

На берегу Галилейского озера Иисус учил обступивший Его народ. Люди подступали к Нему, теснясь и толкаясь, и тогда Иисус вошел в лодку, а ученики оттолкнули ее от берега, чтобы каждый, кто хотел, мог видеть Его.

Какие-то зерна упали на дорогу, и налетевшие птицы поклевали их.

Другие попали на каменистое место и скоро взошли, но не смогли пустить глубокие корни, потому что почва не была глубока. Когда же взошло солнце, они увяли и засохли.

Еще одни оказались среди сорняков; сорняки выросли и заглушили их.

А следующие упали на добрую плодородную землю, и принесли урожай во много крат больший, чем было посеяно.

Воцарилась тишина, а затем Иисус произнес:

Кто имеет уши, пусть слышит!

Мы не знаем, в чем смысл этой притчи, - признались ученики. - Мы не можем понять того, что слышали.

Я говорю притчами, - сказал Иисус, - для того, чтобы каждому, кто в самом, деле хочет научиться от Меня, открылись тайны Царства Божия. А для тех, кто приходит ко Мне из любопытства и не хочет слушать и повиноваться, слово Божье останется сокрытым.

Вам Я истолкую эту притчу. Сеятель сеет слово Божие. Это семя плодородное, но попадает оно в уши разных людей.

Посеянное при дороге означает тех, чьи сердце и душа черствые, кто не принимает слово Божие. Сатана вскоре заставляет их забыть все услышанное.

Посеянное на каменистом месте означает тех, кто, услышав слово, поначалу с радостью принимает его. Но узнав, какие тяготы и страдания надо преодолеть, чтобы исполнить его, тотчас отступает.

Посеянное среди сорной травы означает тех, чьи собственные заботы и пожелания быстро заглушают слово, и оно остается бесплодным.

(Мф. 13:1-9, 18-23; Мк. 4:1-20; Лк. 8:4-15 )

Сеятель и семя

Притчей о сеятеле Христос наглядно поясняет истины о Царствии Небесном и о работе великого Возделывателя Своей нивы. Подобно сеятелю в поле, Он пришел разбросать семена небесной истины. Да и сами” притчи Его являли собой семя, благодаря которому были посеяны самые драгоценные истины Его благодати. Вследствие ее простоты притча о сеятеле порой не оценивается по достоинству. Говоря о семени, бросаемом в почву, Христос стремится привести наш разум к семенам Евангелия, принятие которых возвращает человека к верности Богу. Давший нам притчу о крошечном семени является Правителем небес, и законы, управляющие прорастанием земного семени, управляют и прорастанием семян истины.

У Галилейского моря собрался народ увидеть и послушать Иисуса. Эти люди страстно желали что-либо получить от Него. Среди них были и больные, которые лежали на своих постелях, ожидая возможности представить перед Ним свои просьбы. Христос обладал Богоданным правом исцелять скорби греховного человечества, и теперь Он изгонял болезни, распространяя вокруг себя жизнь, здоровье и мир.

Толпа продолжала расти, люди все больше теснились вокруг Христа, так что вскоре к Нему невозможно было пробиться. Тогда Он поговорил с людьми, находившимися в рыбачьих лодках, и вошел в лодку, которая ожидала Его, чтобы перевезти через озеро. Попросив Своих учеников отплыть немного от берега, Он обратился к народу, собравшемуся на берегу.

Неподалеку от моря располагалась прекрасная Генисаретская равнина, за которой возвышались холмы. На склонах холмов и в долине были видны работавшие сеятели и жнецы: одни разбрасывали семена, другие же собирали ранний урожай. Глядя на эту картину, Христос сказал: “Вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать”.

Люди Его времени не поняли миссию Христа. То, как Он пришел, не соответствовало их ожиданиям. Господь Иисус был основанием всего жизненного уклада иудеев. Проводимые ими величественные службы имели Божественное предназначение. Они должны были учить людей, что в назначенное время придет Тот, в честь Кого проводятся все эти церемонии. Но, возвеличив ритуалы и форму богослужения, иудеи утратили саму их сущность. Законы, традиции и каноны, предписываемые людьми, скрыли от них живые уроки, которые хотел преподать им Бог. Эти установления и правила стали препятствием к пониманию и воплощению в жизнь подлинной религии. И когда люди встретились, наконец, с Великой реальностью в лице пришедшего Христа, они не распознали в Нем истинного исполнения всех своих символов, указывавших на Него, самой сущности всех своих обрядов. Отвергнув Того, на Кого указывали обряды и символы, они предпочли и впредь держаться их, хотя они стали бесполезными и потеряли всякий смысл. Сын Божий уже пришел, а они все еще просили показать им знамение Его прихода. На призыв: “Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное” они отвечали требованиями чуда (Мф. 3:2 ). Благая весть о Христе стала для них камнем преткновения, ибо они требовали знамения вместо Спасителя. Они ожидали, что Мессия докажет Свое предназначение могущественными завоеваниями, установив Свое владычество на руинах земных царств. Именно на эти их ожидания Христос отвечает в притче о сеятеле. Не силою оружия, не жестокими завоеваниями должно установиться Царство Божье, но путем воплощения новых принципов жизни в сердцах людей.

“Сеющий доброе семя есть Сын Человеческий” (Мф. 13:37 ). Христос явился не как царь, но как сеятель; Он пришел не завоевывать царства, но разбрасывать семена; пришел не открыть своим последователям дорогу к земному триумфу и национальному величию, а научить их мужественно идти путем потерь и разочарований, чтобы лишь в конце, после долгих и упорных трудов, осуществить долгожданную жатву.

Фарисеи поняли смысл притчи Христа, но урок оказался нежеланным, и они сделали вид, что ни о чем не догадались. Для большинства же эта притча сделала еще более загадочной цель этого нового Учителя, чьи слова так тронули их сердца своей необычностью и вместе с тем так горько разочаровали их ожидания. Сами ученики не поняли притчи, но заинтересовались ее значением. И когда они остались с Иисусом наедине, они просили Его объяснить смысл.

Это стремление к истине Христос и хотел пробудить, чтобы поставить перед ними более определенную задачу. Он разъяснил притчу Своим ближайшим ученикам, но точно так же Он сделает ясными Свои слова каждому, кто стремится понять их искренним сердцем. Те, кто обращается к Слову Божьему с сердцем, открытым для просвящающего влияния Святого Духа, не останутся в неведении относительно смысла этого Слова. “Кто хочет творить волю Его, - говорит Христос,- тот узнает о сем учении, от Бога ли оно или Я Сам от Себя говорю” (Ин. 7:17 ). Все, кто приходит ко Христу, чтобы яснее понять истину, получат желаемое. Он раскроет перед ними тайны Царства Небесного, и тайны эти станут понятными сердцу, которое жадно стремится познать истину. Небесный свет засияет в храме души человека и будет виден и другим как яркое сияние светильника на темном пути.

“Вышел сеятель сеять” (Мф. 13:3 ). В то время на востоке жизнь была тревожной и неустроенной, постоянная угроза вражеских нападений была столь велика, что люди селились в основном в укрепленных городах. Земледельцы ежедневно выходили трудиться на полях за городом. Так и Христос, Небесный Сеятель, вышел сеять, оставив Свой дом покоя и мира, оставив славу, которую Он имел у Отца еще до сотворения мира, оставив Свое место на троне вселенной; Он вышел как человек, подверженный страданиям и искушениям, вышел в одиночестве, чтобы сеять в слезах и Своей кровью полить семя жизни для потерянного мира.

Слугам Его надлежит точно так же выходить сеять. Когда Авраам был призван сеять семена истины, ему было сказано: “Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе” (Быт. 12:1 ). “И пошел, не зная, куда идет” (Евр. 11:8 ). Так же и апостолу Павлу, молящемуся в храме в Иерусалиме, было послание от Бога: “Иди; Я пошлю тебя далеко к язычникам” (Деян. 22:21 ). Так и те, кто призван соединиться со Христом, должны оставить все и смело следовать за Ним. Следует оставить прежние связи, решительно пожертвовать планами жизни, отказаться от всех земных надежд. В трудах и слезах, в одиночестве и через жертвы должно сеяться это семя великой истины.

“Сеятель слово сеет” (Мк. 4:14 ). Христос пришел посеять истину в мире. С самого момента грехопадения человека сатана не устает сеять семена заблуждения. С помощью лжи он смог некогда овладеть человеком, и с тех пор силится воспрепятствовать торжеству Царства Божьего на земле, подчинить человека своей воле. Сеятель, сошедший с небес, Христос пришел, чтобы посеять семена истины. Он, состоявший в совете с Богом, Он, пребывавший в сокровеннейшем святилище Вечного, был способен принести человеку чистые основы истины. Христос был тем, Кто открыл истину миру уже с момента грехопадения человека. Через Него передается человеку нетленное семя “слова Божия, живого и пребывающего вовек” (1 Петр. 1:23 ). Уже в первом Своем обетовании, данном падшему человечеству в Едеме, Христос сеял семена Благой вести. Но напрямую притча о сеятеле относится к Его личному служению среди людей и учрежденной Им работе благовествования.

Слово Божье есть семя. В каждом семени заложены силы прорастания. В нем заключена жизнь будущего растения. Так и в Божьем Слове есть жизнь. Христос говорит: “Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь” (Ин. 6:63 ). “Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную” (Ин. 5:24 ). В каждом повелении и в каждом обетовании Слова Божьего заключена сила, сама жизнь Бога, благодаря которой любая заповедь может быть выполнена и осуществится любое обетование. Принимающий Слово верой обретает и саму жизнь, и характер Бога.

Любое семя приносит плод по роду своему. Посейте семя в благоприятных условиях, и оно естественно разовьется в растение. Примите в свою душу с верой нетленное семя Слова, и оно непременно проявится в вашем характере и жизни подобием Божьего характера и жизни.

Учителя Израиля не сеяли семян Слова Божьего. Миссия Христа как учителя истины была явной противоположностью учениям раввинов Его времени. Они опирались на традиции, на человеческие теории и умозаключения. При этом часто само Слово Божье вообще заменялось тем, что об этом Слове писали или учили люди. Их учение не было способно пробуждать души людей. Предметом же учения и проповедования Христа было именно Слово Божье. В ответ Он говорил просто и ясно: “Написано”, “Писание что говорит?”, “Как читаешь?” При любой возможности, когда Он видел пробудившийся либо в друге, либо в противнике интерес, Христос сеял семена Слова Божьего. Тот, кто Сам есть Путь, Истина и Жизнь, кто Сам является живым Словом, указывает на Писания, говоря: “Они свидетельствуют о Мне” (Ин. 5:39) . И, говоря со Своими учениками, “начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании” (Лк. 24:27 ).

Слугам Христовым следует поступать так же. В наши дни, как и в прежние времена, жизненные истины Слова Божьего нередко подменяются человеческими теориями и умозаключениями. Даже многие священнослужители, проповедующие Евангелие, не считают, что вся Библия является богодухновенным Словом. Один мудрец отвергает одну часть, иной подвергает сомнению другую. Они ставят свои суждения о Библии выше самого Слова Божьего; таким образом Писание, которое они преподают, сводится к их собственным убеждениям. Так разрушается Божественная подлинность Священного Писания. Так сеются семена сомнения; люди в растерянности не знают, чему верить. Существует немало верований, которые разум не вправе принимать. Во дни Христа раввины обременяли многие части Писания своими надуманными, мистическими построениями. Поскольку простое и ясное учение Слова Божьего изобличало их, они пытались подорвать его силу. То же самое совершается и поныне. Слово Божье пытаются часто представить таинственным и неясным. Это делается для того, чтобы оправдать нарушение Его закона. Христос во время Своего земного служения отвергал подобные уловки. Он учил, что Слово Божье должно быть понятно каждому. Он указывал на Писания как на неоспоримый авторитет, и мы должны следовать Его примеру в этом. Библия должна быть признана Словом бесконечного Бога, решением всех противоречий и основанием веры.

Люди отняли у Библии принадлежащую ей силу, и падение духовности, которое мы сегодня наблюдаем, является результатом этого. Многие проповеди, звучащие с кафедр, сегодня уже не являются тем Божественным провозглашением, которое способно пробудить совесть и оживить душу. Во многих случаях слушатели уже не могут сказать: “Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?” (Лк. 24:32 ). А люди по-прежнему жаждут услышать живого Бога, ощутить Божественное присутствие. Философские теории или художественные произведения, какими бы блестящими они ни были, не в состоянии насытить сердце человека. Человеческие утверждения и изобретения не имеют в этом смысле никакой ценности. Пусть к людям говорит Слово Божье. Пусть все, кто слышал до сих пор лишь о человеческих обычаях, теориях и правилах, услышат голос Того, Чье Слово способно обновить душу для вечной жизни.

Любимой темой Христа была отеческая любовь и преизобилующая благодать Божья; Он много говорил о святости характера Божьего и святости Его закона; Он являл Себя людям как Путь, Истину и Жизнь. Пусть же об этом же проповедуют служители Христа. Представляйте людям истину такой, какой она предстает в Иисусе. Излагайте требования Закона и Евангелия ясно и четко. Рассказывайте людям о жизни Христа, жизни, исполненной самоотречения и самопожертвования; говорите о Его самоуничижении и смерти, о Его воскресении и вознесении, о Его ходатайстве во дворах Божьих; о Его обещании: “Приду опять и возьму вас к Себе” (Ин.14:3 ).

Вместо того чтобы оспаривать ошибочные теории или пытаться рациональными доводами одолеть противников Евангелия, последуйте примеру Христа. Пусть чистые истины из сокровищницы Божьей сами засверкают в жизни. “Проповедуй слово”. Сей “при всех водах”. “Настой во время и не во время”. “У которого Мое слово, тот пусть говорит слово Мое верно. Что общего у мякины с чистым зерном? говорит Господь”. “Всякое слово Бога чисто …Не прибавляй к словам Его, чтобы Он не обличил тебя и ты не оказался лжецом” (2 Тим. 4:2; Ис. 32: 20; Иер. 23:28; Притч. 30:5, 6 ).

“Сеятель слово сеет”. Здесь представлен великий принцип, который должен лежать в основе образования. “Семя есть слово Божие”. Но слишком многие учебные заведения сегодня отодвигают Слово Божье в сторону. Умы современных людей заняты совсем другими вещами. Изучение трудов неверующих авторов занимает главное место в нынешней образовательной системе. Скептические мнения и взгляды составляют основу большинства учебников. Современные научные исследования также, как правило, уводят от истины, поскольку их результаты ложно интерпретируются и искажаются. Слово Божье сравнивается с якобы научными теориями, в результате оно объявляется ненадежным и не заслуживающим доверия. Так в умах молодежи сеются семена сомнения, которые дают пагубные всходы в моменты искушения. Когда утрачивается доверие к Слову Божьему, душа теряет руководство, становится незащищенной. Молодежь вступает на путь, уводящий от Бога и от вечной жизни.

Всем сказанным в значительной мере объясняется широкое распространение порока в нашем мире. Когда Слово Божье отставляется, отвергается и его способность сдерживать порочные наклонности необузданного сердца. Люди сеют лишь плотское и из плотского пожинают тление.

Кроме того, это также является причиной ослабления нашего разума, его неэффективности. Отворачиваясь от Слова Божьего и питаясь произведениями людей, не вдохновленных Богом, разум человека становится поверхностным и легковесным. Он не соприкасается с глубокими основами вечной истины. Мышление в конце концов свыкается с восприятием вещей, с которыми оно уже давно знакомо, и эта сконцентрированность лишь на ограниченных понятиях все более и более ослабляет ум, все более сужает его возможности, в результате чего он постепенно теряет способность к расширению сферы познаваемого.

Таковы результаты ложного образования. Целью каждого учителя должно стать привлечение умов молодежи к великим истинам богодухновенного Слова. Именно такое образование необходимо как для этой жизни, так и для будущей.

И не стоит думать, что это помешает изучению наук или приведет к снижению образовательного уровня. Познание Бога высоко, как небо, и обширно, как вселенная. Нет ничего столь облагораживающего и ободряющего, как исследование великих тем, относящихся к нашей вечной жизни. Пусть же молодежь стремится постичь эти данные Богом истины. Их умственные способности будут развиваться, и они станут более выносливыми в работе. Это исполняет слово к невиданной широте мысли и откроет для него богатства нетленного знания.

Образование, получаемое при исследовании Писания, является познанием плана спасения на опыте. Такое образование восстанавливает в душе образ Божий. Оно придаст силы разуму и укрепит его против искушений; а также подготовит учащегося к тому, чтобы стать соработником Христа в Его работе по спасению мира. Христианское образование сделает его членом небесной семьи и приготовит к тому, чтобы принять в наследие вечную жизнь вместе со всеми святыми.

Почва при дороге

Притча о сеятеле говорит прежде всего о том, как влияет на прорастание семени почва, на которую оно падает. Этой притчей Христос говорит Своим слушателям: вы - в опасности, если критикуете Мои дела или испытываете разочарование от того, что Мое дело не согласуется с вашими идеями и представлениями. Самым важным для вас является вопрос: как вы относитесь к Моей вести? От того, примите вы ее или отвергнете, зависит ваша вечная участь.

Объясняя сказанное о семени, которое упало при дороге, Он сказал: “Ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его: вот кого означает посеянное при дороге”.

Семя, посеянное при дороге, представляет Слово Божье, падающее на почву сердца невнимательного слушателя. Подобно утоптанной тропе, выбитой ногами людей и животных, это сердце превратилось в дорогу, открытую для всего мирского, для его соблазнов и грехов. Поглощенная эгоистическими целями и потворством своим греховным наклонностям, душа “ожесточается, обольстившись грехом” (Евр. 3:13 ). Духовные способности человека парализованы. Люди слышат Слово, но не понимают его. Они даже не понимают, что оно относится к ним. Они не осознают, что находятся в нужде и опасности. Они не отзываются на любовь Христа и проходят мимо вести о Его благодати, считая, что это к ним не относится.

Как птицы готовы склевать семя, упавшее при дороге, так и сатана готов похитить семя Божественной истины из души человека. Он боится, что Слово Божье может пробудить беспечного человека и оказать воздействие на его огрубевшее сердце. Сатана и его ангелы собираются там, где проповедуется Евангелие. И в то время, когда ангелы небесные стремятся запечатлить в сердце человека Слово Божье, враг всегда готов лишить это Слово его благотворной силы. С серьезностью и основательностью, равной лишь его злобе, он пытается воспрепятствовать работе Духа Божьего. В то время, когда Христос привлекает к Себе душу человеческую Своей любовью, сатана пытается отвлечь внимание того, кто стремится к Спасителю. Он возбуждает в человеке критицизм; вселяет сомнение и неверие. Слушателям может не понравиться язык проповедника и его манеры, и они сосредоточатся на этих недостатках. Истина, в которой они нуждаются и которую Бог великодушно послал им, не производит должного впечатления.

У сатаны много помощников. Многие, заявляющие о своих христианских убеждениях, помогают искусителю похищать семена истины из других сердец. Многие, слушающие проповедь Слова Божьего, дома критикуют ее. Они судят о проповеди так же, как о лекции или политическом выступлении. Весть, к которой следует относиться как к Слову Господа, служит у них объектом легкомысленных и язвительных замечаний. Характер служителя, его мотивы и действия, поведение членов церкви открыто обсуждаются. При этом нередко произносится суровый приговор, повторяется сплетня или клевета, и все это - в присутствии необращенных. Часто подобное говорится родителями при их собственных детях. Так подрывается уважение к вестникам Божьим и почтение к их словам. После этого многие приучаются несерьезно относиться и к самому Слову Божьему.

В конце концов в домах таких христиан молодежь часто становится неверующей. Родители удивляются, почему их дети так мало интересуются Евангелием и с такой готовностью подвергают сомнению истину Библии. Они удивляются тому, как трудно морально и религиозно повлиять на молодежь. Они не осознают того, что их собственный пример очерствил сердца их детей. Доброе семя не смогло пустить корни, и сатана похитил его.

На каменистых местах

“Посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется”.

Семя, посеянное на каменистом месте, не находит достаточно глубокой почвы. Растение быстро всходит, но корень его не может пробиться сквозь камень, чтобы найти питание для продолжения роста, и вскоре растение погибает. Многие из принявших религию оказываются людьми с каменными сердцами. Подобно скале, лежащей под тонким слоем земли, себялюбие плотского сердца скрывается под почвой его добрых намерений и стремлений. Любовь к себе не преодолена. Люди не видят чрезвычайной пагубности греха, и потому сердце не смиряется, осознавая свою вину. Таких людей можно легко убедить, и они могут даже выглядеть обращенными, но на самом деле они религиозны лишь поверхностно.

Не стоит думать, что эти люди отпадают лишь потому, что слишком быстро воспринимают Слово Божье, или потому, что они воспринимают его с радостью. Матфей тоже, услышав призыв Спасителя, сразу поднялся, сразу оставил все и последовал за Ним. Бог желает, чтобы мы восприняли Его слова сразу, как только они достигнут нашего сердца; и радостное принятие этих слов является верным откликом. На небесах много “радости будет об одном грешнике кающемся” (Лк. 15:7 ). И в душе, верующей в Христа, тоже поселяется радость. Но те, которые, как сказано в притче, “тотчас с радостью принимают слово”, не осознают, к чему оно обязывает их, не знают цены, которую они должны заплатить. Они не применяют это Слово ко всем своим былым жизненным привычкам и обычаям с тем, чтобы полностью подчиниться этому Слову.

То же происходит и с христианином; его духовная жизнь питается незримым единением его души с Христом через веру. Но слушатели с сердцем, подобным каменистой почве, полагаются только на себя, вместо того чтобы уповать на Христа. Они уверены в своих добрых делах и благих устремлениях и вполне рассчитывают на свою собственную праведность. Они не сильны в Господе, не крепки силой Его могущества. Подобные “не имеют в себе корня”, поскольку они не находятся в союзе со Христом.

Жаркое летнее солнце, укрепляя и способствуя созреванию крепких и выносливых злаков, губит растения, у которых нет глубоких корней. То же случается с тем, кто “не имеет в себе корня”, “непостоянен” и, “когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется”. Многие принимают Благую весть для избавления от страданий, но не для освобождения от греха. На какое-то время они обретают радость, поскольку считают, что религия освободит их от трудностей и испытаний. И пока жизнь их течет гладко, они могут казаться истинными христианами. Но они отступают под суровым натиском искушения. Они не могут перенести притеснений за веру во Христа. Когда Слово Божье указывает им на их лелеямый грех или требует от них самоотречения или жертвы, они отступают. Решительная перемена жизни требует от них слишком больших усилий. Они видят только земные тяготы и испытания, которые им предстоит преодолеть, и совсем забывают о вечных ценностях. Подобно ученикам, оставившим Иисуса, они готовы сказать: “Какие странные слова! кто может это слушать?” (Ин. 6:60 ).

У многих, считающих себя Божьими слугами, нет реального опыта личного познания Его. Их желание исполнять Его волю основывается скорее на собственных склонностях, а не на глубокой убежденности Святым Духом. Их поведение не согласуется с Законом Божьим. Они заявляют, что приняли Христа как своего Спасителя, но на самом деле не верят, что Он даст им силу для преодоления греха. Они не вступили в личные отношения с живым Спасителем, и в их характерах сохраняются как унаследованные, так и взращенные ими самими пороки.

Одно дело - в целом признавать силу Святого Духа, и совсем иное - осознать Его работу как обличение, призывающее к покаянию. Многие чувствуют свою отчужденность от Бога, ощущая себя связанными более своим “я” и своим грехом. Они предпринимают какие-то усилия, чтобы преобразовать себя, но при этом не распинают свое “я”. Они не отдаются полностью Христу для того, чтобы с помощью Божественной силы исполнять Его волю. Они не желают, чтобы их характеры были сформированы по Божественному подобию. В общем они признают свои недостатки, но конкретных своих грехов не оставляют. И эгоистичная натура набирает новую силу с каждым неверным поступком.

Единственная надежда для этих душ - в осознании истины, содержащейся в словах Христа, обращенных к Никодиму: “Должно вам родиться свыше”. “Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия” (Ин. 3:7,3 ).

Истинная святость - это полная отдача на служение Богу. Это непременное условие подлинно христианской жизни. Христос ожидает полного посвящения и безраздельного служения. Он нуждается в наших преданных Ему сердцах, умах, душах и силах. Не следует лелеять свое “я”. Тот, кто живет для себя, не может называться христианином.

Главным мотивом всех действий человека должна стать любовь. Любовь - это основополагающий принцип Божьего правления на небесах и на земле, и она должна стать фундаментом характера христианина. Только она может укрепить и сделать его непоколебимым. Только она дает возможность христианину выстоять перед любыми испытаниями и искушениями.

Любовь проявляется в жертве. План искупления открывается в жертве - жертве такой широкой, глубокой и высокой, что она, по сути дела, неизмерима. Христос отдал за нас все, и те, кто поистине обрел Христа, готовы так же пожертвовать всем ради своего Искупителя. Превыше всего они будут помышлять о Его чести и славе.

Если мы любим Иисуса, мы будем жить для Него, приносить Ему наши благодарственные жертвы и трудиться для Него. Сам этот труд станет для нас легким. Ради Него мы с радостью возьмемся за любой труд, перенесем боль и всем пожертвуем. Только так мы постигнем Его жажду спасения людей. Так мы проникнемся тем нежным стремлением к душам людей, которым жил Он.

Таковым является подлинное христианство. Все иное - обман. Никакая отвлеченная теория об истине, никакое иное ученичество не спасут ни единой души. Мы не принадлежим Христу, если не отдались Ему всецело. Именно половинчатость в христианской жизни является причиной недостатка целеустремленности и нетвердости желаний. Попытка служить одновременно и себе, и Христу делает человека слушателем с каменистым сердцем, который не устоит перед испытаниями.

Иисус Христос находился на берегу озера Генисаретского; множество народа окружало его. Он вошел в лодку и оттуда стал говорить следующую притчу:

Вышел сеятель сеять. И погда он сеял, то иное семя упало при дороге, и налетели птицы, и поклевали его.

Иное упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло, потому что не глубоко было в земле, но от зноя солнечного погорело и, не имея корня, засохло.

Иное упало в терние; и выросло терние и заглушило семя.

Иное упало на добрую землю и принесло плод в тридцать, в шестьдесят, и во сто.

Когда апостолы спросили Иисуса Христа о значении этой притчи, Он объяснил им ее таким образом:

Семя есть слово Божие.

Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово Божие, но к которым тотчас приходит диавол и похищает слово, посеянное в сердцах их.

Слово Господне должно в сердцах наших принести плоды, то есть, возбудить веру и ревность к исполнению всех обязанностей христианских. Но как семя, упавшее при дороге, не произрастает, так и слово, принимаемое без внимания, не приносит пользы, оно тотчас забывается. Иисус Христос сказал, что диавол его уносит, но лукавый имеет власть только над теми, которые сами допускают его к себе своими грехами, ленью и невнимательностью к молитве и слову Господню. Если же мы станем бороться против зла, внимательно слушать учение Христово и стараться исполнять его, - доброе семя укоренится в сердцах наших, и лукавому нельзя будет его похитить.

Посеянное на каменистом месте означает тех, которые, когда услышат слово, с радостью принимают его, но слово Божие не пускает в них корня; по временам они веруют, а во время искушения отпадают.

Все мы большей частью с радостью слушаем слово Господне. Но этого недостаточно; надо быть готовыми исполнять закон Божий даже в том случае, когда бы за то пришлось подвергаться лишениям, трудиться и переносить страдания.

В прежние времена, когда еще христианская вера не утвердилась, иудеи и язычники жестоко преследовали христиан. Их заключали в темницы, разлучали с семействами, мучили и убивали. Но и в этом они не соглашались отречься от Христа, с терпением переносили страдания и шли на смерть, радуясь, что могли тем доказать свою верность Богу. Мы чтим память этих страдальцев и почитаем их, как святых. Теперь уже нет явных гонений на христиан, но всякий день встречаются случаи, когда мы можем доказать, верны ли мы Богу. Мы верны Ему, если исполнение Его заповедей предпочитаем всякой выгоде, всякому удовольствию. Мы верны Ему, если с терпением переносим бедствия и страдания, зная, что они нам посланы Его волею. Если же, напротив, мы поступаем против Его заповедей, чтобы получить какую-нибудь выгоду или удовольствие, или чтобы избежать опасности и труда, то становимся в число тех, которые по временам веруют, а в случае искушения отпадают.

Не только взрослые люди, но и каждый ребенок может доказать, верен ли он Богу, потому что у каждого есть свои обязанности по силам его. О тех детях, которые лениво учатся, которые не слушаются родителей, или из страха наказания говорят неправду и скрывают свою вину, о тех детях никак нельзя сказать, что они любят Бога и верны Ему.

А семя упавшее в терние означает тех, которые слышат слово; но потом оно заглушается в них заботами, богатством и житейскими удовольствиями, и не приносит плода.

Это те, для которых земные заботы, суетные дела и удовольствия жизни важнее слова Христова. В церкви они слушают слово Господне, но потому предаются суетной жизни и пустым забавам, не стараясь преодолеть в себе греховные наклонности. Оттого в их сердцах все дурное укореняется и заглушает собою все хорошее, точно так, как дурная трава заглушает хорошую.

А посеянное на доброй земле означает тех, в сердце которых посеянное слово сохраняется в чистоте и приносит обильный плод.

Так должно быть со словом Божиим, посеянным в сердца наши. Если мы постараемся отогнать от себя все худые мысли, если мы усердно будем просить Бога, чтобы Он помог нашим добрым намерениям, тогда слово Божие принесет в нас богатые плоды. Привычка к добру укоренится и усилится. Мы всякий день будем все более исправляться от грехов своих, делаться лучше, терпеливо переносить страдания и лишения, посланные нам волею Божией, и деятельно и с любовью исполнять заповеди Господни.


Перепечатано из книги: Рассказы для детей о земной жизни Спасителя и Господа Бога нашего Иисуса Христа. Сост. А.Н.Бахметева. М., 1894.