Перл харбор битва 1941. Перл-Харбор (1941 г.)


7 декабря 1941 года атакой японских палубных самолетов на американскую базу в Перл-Харборе на Гавайах началась война на Тихом океане. Но Америка сама провоцировала её

Это было по-японски невероятно изысканное начало войны. Седьмого декабря 1941 года японские самолеты атаковали американский флот в гавани Перл-Харбора ровно за пять минут до подъема флагов.

Эту церемонию американские моряки проделывали каждый день — в 8 утра одновременно на всех кораблях, стоявших в бухте на благословенных Гавайях, одновременно на носу поднимался гюйс, а на корме — звездно-полосатый государственный флаг.

На линкорах еще и играли государственный гимн на сверкавших медью духовых инструментах. Смешные шапочки матросов, желудки которых уже целых пятнадцать минут переваривали замечательный американский завтрак, полный белков и витаминов, белая форма морских офицеров с широкими погонами, очень напоминающая русскую, звуки музыки — это было шикарное начало дня, обещавшее увольнение на берег (7 декабря выпало как раз на воскресенье), и вдруг в тот самый момент, когда все уже было готово к церемонии, низко над водой появились японские торпедоносцы.

Впоследствии один из японских пилотов Иосио Сига вспоминал: «То было прекрасное зрелище, вид американского флота произвел на меня глубокое впечатление.

Если японские корабли были закамуфлированы в темно-серые тона, то американские блистали. Я сразу понял, что атаковать легко, а последствия сброшенных бомб будут серьезными».

Перл-Харбор после атаки. Строй горящих американских линкоров


Торпеды понеслись к американским линейным кораблям. Через 8 минут перевернулся линкор «Оклахома» — бронированный гигант уткнулся мачтами прямо в мелкое дно, на поверхности торчал округлый, как у кита, правый борт и часть киля. Внутри его плавали четыре сотни трупов тех, кто не успел выпрыгнуть за борт.

Линкор «Аризона» взорвался, буквально рассыпавшись на куски — после попадания бомбы в его погребах сдетонировал боезапас. Господь одним махом забрал к себе 1102 невинных души. Из его команды не спасся никто!

Другим повезло чуть больше. Линейный корабль «Вест Вирджиния» загорелся, как факел, и сел на дно — его спасла только небольшая глубина бухты. Прямо у пирса затонула «Калифорния».

Ни один американский линкор, кроме «Невады», во время атаки не успел дать ход. Все они представляли собой ИДЕАЛЬНЫЕ неподвижные мишени. Примерно так охотник расстреливает жирных уток, мирно дремлющих на воде.

Это был позор, какого американский флот не знал ни до, ни после. Полный список потерь выглядел так — 5 линкоров потоплено, три — повреждено. Три легких крейсера временно выведены из строя. Два эсминца уничтожены. Еще один серьезно поврежден. Большая часть американской эскадры, державшей в страхе весь Тихий океан, меньше чем за час была превращена в груду металлолома.

Японское счастье. Линкор «Аризона» превратился в металлолом

Никто не догадывался, что этот металлолом нес глубокий символический смысл. Как раз за год до начала войны президент США Рузвельт запретил американским фирмам вывозить металлолом в Японию. Таким образом, он лишал эту страну, почти не имеющую природных ресурсов, возможности питать сталью свою промышленность.

Впрочем, Рузвельт был исключительным лицемером и лицедеем. Он притворялся даже перед своими детьми, играя доброго дедушку в инвалидной коляске, больше всего якобы озабоченного свободой мировой торговли и имиджем Соединенных Штатов в узких, как смотровые щели, глазах японцев.

Сын президента Элиот вспоминает в книге «Его глазами» свой разговор с папой в сентябре 1940 года. Япония вела войну в Китае. Американцы тайком поддерживали китайского генерала Чан Кайши.
Но Элиота Рузвельта беспокоило, почему родная страна, которой руководит его папаша, по-прежнему продает Японии железный лом? Сын так и спросил у отца: «Почему? Ведь мы не можем не знать, что железный лом, посылаемый в Японию, несет гибель китайцам?»

На аэродроме. Американцы спасают остатки своей авиации

ПОЛИТИКА ДВУЛИЧИЯ.
Старик Рузвельт, если верить его сыну, якобы ответил, причем «задумчиво»:
«Мы — мирная нация. Это не просто состояние. Это определенное умонастроение. Это означает, что мы не хотим войны; это означает, что мы не готовы к войне. Железный лом не считается у нас военным материалом. Поэтому Япония, как и всякая другая страна, с которой мы поддерживаем торговые связи, имеет полную возможность покупать у нас этот материал. Мало того. Если бы мы вдруг перестали продавать Японии железный лом, она вправе была бы считать, что мы совершили недружественный акт, используя орудие торговли, чтобы душить ее, морить ее голодом. И это еще не все. Она вправе была бы рассматривать такой шаг с нашей стороны как основание для разрыва дипломатических отношений. Я пойду еще дальше . Если бы она считала нас недостаточно подготовленными к войне, недостаточно вооруженными, она могла бы воспользоваться этим даже как предлогом для объявления войны».

Но всего лишь через несколько дней после этого разговора — 26 сентября 1940 года — президент Рузвельт от имени американского правительства заявил о запрещении вывоза металлического лома, железа и стали иностранным государствам, за исключением Великобритании, Канады и стран Южной Америки.

Япония в этот перечень потребителей американского лома не входила. Следовательно, Рузвельт прекрасно понимал, что вынуждает ее напасть на Соединенные Штаты. Тем более, что в том же разговоре с сыном этот выдающийся японофоб, находившийся во главе США, признался: «По сути дела мы занимаемся умиротворением Японии. Это отвратительное слово, и не думай, что оно мне нравится. Но именно так обстоит дело. Мы умиротворяем Японию, чтобы выиграть время для создания первоклассного флота, первоклассной армии и первоклассной авиации».

Следовательно, уже 26 сентября Рузвельт верил, что флот, армия и авиация достигли той высокой стадии развития, когда Японию можно уже не «умиротворять», а наоборот — раздраконивать.

Линкор «Вест Вирджиния». Несмотря на пожар, его востановят

Еще 16 мая 1940 года по инициативе президента была принята новая военная программа. Рузвельт торопился. Он обратился к Конгрессу в те дни, когда стало ясно, что Франция проигрывает войну Германии. Гитлеровские танки как раз прорывались через Арденны к Парижу.

Первыми словами президента были: «Наступают тяжелые времена». Как писал в книге «Ленд-лиз — оружие победы» один из ближайших соратников Рузвельта Эдвард Стеттиниус, отвечавший за мобилизацию американской промышленности, «президент обращался к Конгрессу с просьбой о двух особых ассигнованиях на нужды расширения армии и флота, всего на сумму около 2,5 миллиарда долларов.

Судьба линии Мажино, как и пяти наций, которые за последние пять недель на собственном опыте узнали, что нейтралитет и добрые намерения не спасают от агрессии, заставила президента заявить: «Нет старых способов обороны, которые были бы сегодня достаточными и не нуждались в улучшении. Никто и ни в какое время сегодня не может игнорировать угрозу нападения».

Затем он назвал цифру, вызвавшую возбуждение в Конгрессе и во всей стране: «Я хотел бы, чтобы наша страна была в состоянии производить, по крайней мере, 50 000 самолетов в год».

ТАНКИ, КАК ХОЛОДИЛЬНИКИ. Именно после этого американцы начали штамповать танки и самолеты, как холодильники. Они выбрали беспроигрышную в коммерческом смысле схему. Естественно, никакой Гитлер не угрожал США.
Не имея океанского флота, он не мог высадиться не только на американском побережье, но даже в Англии. К тому же немцы и американцы не находились в состоянии войны. Воевала только Великобритания.

А Соединенные Штаты щедро поставляли ей оружие и снаряжение, наращивая мощности своей промышленности для собственного перевооружения и развертывания новой армии. Эта система и называлась ленд-лизом. После вторжения Гитлера на территорию СССР Рузвельт распространил ее и на своего «друга» Сталина. Уже к концу сентября 1941 года Советский Союз заказал поставки на 145 710 823 доллара. По словам Стеттиниуса, «русские покупали авиационный бензин, толуол, станки и оборудование, а также телефонный провод, ботинки, ткани и многое другое. Им нужны были также самолеты, танки и противотанковые орудия».

Перл-Харбор. Фото, снятое японским пилотом в момент нападения

ФУТБОЛ РУЗВЕЛЬТА. Все это позволяло Соединенным Штатам скрытно готовиться к войне с Японией, увязшей в Китае, а дальше взять приз в битве за мировое господство, высадившись в Европе в тот момент, когда Германия будет истощена в противостоянии на Восточном фронте.

Обычно у нас вспоминают циничную фразу наследника Рузвельта — Гарри Трумэна , сказавшего в июне 1941 года: «Пусть русские и немцы убивают друг друга как можно больше, а мы им поможем» . Но по сути Трумэн всего лишь озвучивал разговоры из ближайшего окружения Рузвельта.

Сам президент сказал сыну в 1942 году: «Представь себе, что это футбольный матч, а мы — резервные игроки, сидящие на скамье. В данный момент основные игроки — это русские, китайцы и, в меньшей степени, — англичане. Нам предназначена роль… игроков, которые вступят в игру в решающий момент… Мы вступим в игру, чтобы забить решающий гол».

Не нужно думать, что Рузвельт был филантропом, собиравшимся спасать мир из желания занять самое почетное место в раю.

Америка оказывала помощь союзникам только за деньги и признание ее видения будущего устройства мира . США выкручивали руки даже своей исторической прародине — Великобритании. Рузвельт требовал от Черчилля открыть американским товарам дорогу в британские колонии.

Толстяк с сигарой упирался: «Господин президент, Англия ни на минуту не намеренна отказаться от своего преимущественного положения в Британских доминионах. Торговля, которая принесла Англии величие, будет продолжаться на условиях, устанавливаемых английскими министрами».
Но американский президент продолжал упорно воспитывать своего британского коллегу: «Вот где-то по этой линии у нас с вами могут возникнуть некоторые разногласия».

Рузвельт сыну: «Это футбольный матч, а мы — резервные игроки. Мы вступим в игру, чтобы забить решающий гол»

Разногласия удалось преодолеть только 13 августа 1941 года на борту американского крейсера «Августа», где, прямо в океане, была подписана знаменитая Атлантическая Хартия.
Четвертый, самый важный пункт ее гласил: США и Великобритания «будут стремиться обеспечить такое положение, при котором все страны — великие или малые, победители или побежденные — имели бы доступ на равных основаниях к торговле и к мировым сырьевым источникам».

На практике эти красивые слова означали, что мировое сырье должно достаться самому сильному — то есть, Соединенным Штатам Америки. Скрытая же ирония документа заключалась в том, что меньше чем за три недели до заключения Атлантической Хартии 26 июля 1941 года США, Англия и Голландия заявили о замораживании японских капиталов и запретили вывоз нефти и даже нефтепродуктов в Японию — американцы со своей территории, где велась широкая нефтедобыча, а англичане и голландцы — из своих колоний в Юго-Восточной Азии. О какой «свободе торговли» могла идти речь?

Рузвельт предлагал маленькой островной стране или задохнуться в тисках экономической блокады, или попытать счастья в самоубийственной войне против США и Великобритании.
Японцы не могли потерять лицо и выбрали войну. Американские моряки, увидевшие в последний раз в жизни рассвет в Перл-Харборе 7 декабря 1941 года , могли благодарить за это только своего президента, мерившего мир мерками больших прибылей.
Они были пешками в большой геополитической игре, которые следовало «сдать», чтобы вызвать взрыв «праведного гнева» у американских домохозяек и их зомбированных «идеалами демократии» сыновей.

Именно Черчилль сдал Рузвельту торговые интересы Британии

РЕВАНШ США. Впрочем, Перл-Харбор парадоксальным образом пошел американскому флоту на пользу. Безвозвратно он потерял только два линкора — «Оклахому» и «Аризону». Все остальные «недобитки» на протяжении 1942 года были не просто подняты и отремонтированы, но и коренным образом модернизированы. По счастливому стечению обстоятельств, сама база и ее судостроительный потенциал не пострадали.

Реванш за Перл-Харбор произошел в ночь с 24 на 25 октября 1944 года в заливе Лейте на Филиппинах. Американская эскадра во главе с контр-адмиралом Ольдендорфом (потомком немецких эмигрантов) столкнулась с двумя японскими линкорами, четырьмя крейсерами и восьмью эсминцами.
Японские корабли медленно проходили узким проливом Суригао, не имея радаров и не подозревая, что американский адмирал немецкого происхождения видит их в темноте как на ладони.

Боевая линия Ольдендорфа сплошь состояла из воскресших «мертвецов» Перл-Харбора — линкоров «Вест Вирджиния», «Мэриленд», «Теннеси», «Калифорния» и «Пенсильвания». Флагманский линкор адмирала Нисимуры «Яамасиро» разломился пополам. Вслед за ним на дно был отправлен линкор «Фусо».
Весь бой уложился всего в десять минут. Линкор «Пенсильвания», замыкавший строй, вообще не успел выпустить ни одного снаряда. Все цели были поражены в кромешной тьме по показаниям локаторов.

Провокационный расчет Франклина Рузвельта, заманившего японцев в ловушку Перл-Харбора за три года до этого, полностью оправдал ся. Хитрый и сильный победил отчаянного и храброго. Кровавое утро Перл-Харбора было на самом деле расцветом американского мирового господства.

Пёрл-Харбор - военно-морская база США в центральной части Тихого океана на о. Оаху, где находились главные силы американского Тихоокеанского флота. Нападением 7 декабря 1941 года на Пёрл-Харбор Япония развязала войну на Тихом океане. Боевые действия в районе Пёрл-Харбора явились составной частью гавайской операции японских военно-морских сил (операция Пёрл-Харбор - Алеутские острова).

Замысел этой операции заключался в том, чтобы скрытно подойти и нанести внезапный массированный удар авиацией авиационного объединения по американским кораблям, береговым сооружениям и самолетам в Пёрл-Харборе. Одновременно с действиями авиации планировалось использовать три сверхмалые подводные лодки, доставляемые в район боевых действий на подводных лодках - матках. Они получали задачу проникнуть в бухту Пёрл-Харбор в ночь перед ударом авиации и атаковать торпедами линкоры. (Советская военная энциклопедия. Т.6. М., 1978. С. 295-296.) Для отвлекающего удара двум эсминцам из состава авианосного соединения ставилась задача обстрелять авиабазу на о. Мидуэй.

К 7 декабря в Пёрл-Харборе находились 93 корабля и вспомогательных судна. Среди них 8 линейных кораблей, 8 крейсеров, 29 эсминцев, 5 подводных лодок, 9 минных загородителей и 10 тральщиков военно-морских сил США. Военно-воздушные силы насчитывали 394 самолета, ПВО обеспечивалась 294 зенитными орудиями. Гарнизон базы насчитывал 42 959 человек (там же).

Корабли в гавани и самолеты на аэродроме стояли скученно, являлись удобной мишенью для атаки. Противовоздушная оборона базы не была готова к отражению ударов. Большинство зенитных орудий не было укомплектовано личным составом, боеприпасы находились под замком. (Вторая мировая война. Два взгляда. М., 1995. С. 466.)

Для атаки Пёрл-Харбора японское командование выделило авианосное соединение под командованием вице-адмирала Тюити Нагумо в составе 23 кораблей и 8 танкеров. Соединение состояло из Ударной группы, насчитывавшей шесть авианосцев (1-я, 2-я и 5-я дивизии авианосцев), Группы прикрытия (2-й отряд 3-й дивизии линейных кораблей), двух тяжелых крейсеров (8-я дивизия крейсеров), одного легкого крейсера и девяти эсминцев (1-я эскадра эскадренных миноносцев), Передового отряда в составе трех подводных лодок и Отряда снабжения из восьми танкеров. (Футида М., Окумия М. Сражение у атолла Мидуэй. Пер. с англ. М., 1958. С. 52.) Авиационная группа соединения насчитывала в общей сложности 353 самолета.

Операцией, которая была тщательно спланирована и подготовлена, руководил командующий объединенным японским флотом адмирал Исороку Ямамото. Особое значение придавалось достижению внезапности нападения. 22 ноября 1941 года оперативное соединение в строжайшей тайне собралось в заливе Хитокаппу (Курильские острова) и отсюда, соблюдая радиомолчание, 26 ноября взяло курс на Пёрл-Харбор. Переход происходил по наиболее протяженному (6300 км) маршруту, отличавшемуся частой штормовой погодой, но наименее посещаемому судами. В целях маскировки был произведен ложный радиообмен, который имитировал нахождение во Внутреннем Японском море всех крупных японских кораблей. (Советская военная энциклопедия. Т.6. С. 295.)

Однако для американского правительства нападение японцев на Пёрл-Харбор было не столь уж неожиданным. Американцы расшифровали японские коды и в течение нескольких месяцев читали все японские сообщения. Предупреждение о неизбежности войны было послано вовремя - 27 ноября 1941 года. Ясное предупреяедение о Пёрл-Харборе американцы получили в последний момент, утром 7 декабря, но указание о необходимости усиления бдительности, посланное по коммерческой линии, дошло до Пёрл-Харбора лишь за 22 минуты до начала нападения японцев, а передано связным только в 10 часов 45 минут, когда все было кончено. (См: История войны на Тихом океане. Т.З. М., 1958. С. 264; Вторая мировая война: Два взгляда. С. 465.)

В предрассветной темноте 7 декабря авианосцы вице-адмирала Нагумо достигли точки подъема самолетов и находились в 200 милях от Пёрл-Харбора. В ночь на 7 декабря 2 японских эсминца обстреляли о. Мидуэй, а у Пёрл-Харбора начали действовать спущенные на воду 5 японских сверхмалых подводных лодок. Две из них были уничтожены американскими патрульными силами.

В 6.00 7 декабря 183 самолета первой волны поднялись с авианосцев и направились к цели. Здесь были 49 штурмовиков - бомбардировщиков типа "97" , каждый из которых нес 800-килограммовую бронебойную бомбу, 40 штурмовиков-торпедоносцев с подвешенной под фюзеляжем торпедой, 51 пикирующий бомбардировщик типа "99" , имевший каждый по 250-килограммовой бомбе. Силы прикрытия состояли из трех групп истребителей, насчитывавших в общей сложности 43 машины. (Футида М., Окумия М., Указ. соч. С. 54.)

Небо над Перл-Харбором было чистым. В 7 часов 55 минут японские самолеты атаковали все крупные корабли и самолеты на аэродроме. В воздухе не было ни одного американского истребителя, а на земле - ни одной орудийной вспышки. В результате японской атаки, длившейся около часа, было потоплено 3 линейных корабля и уничтожено большое число самолетов. Закончив бомбометание, бомбардировщики направились к своим авианосцам. Японцы потеряли 9 самолетов.

Самолеты второй волны (170 машин) поднялись с авианосцев в 7 часов 15 минут. Во второй волне было 54 штурмовика-бомбардировщика типа "97", 80 пикирующих бомбардировщиков "99" и 36 истребигилей, которые прикрывали действия бомбардировщиков. Второй удар японских самолетов встретил более сильное сопротивление американцев. К 8.00 самолеты возвратились на авианосцы. Из всех самолетов, участвовавших в воздушном налете, японцы потеряли 29 (9 истребителей, 15 пикирующих бомбардировщиков и 5 торпедоносцев). Потери в живой силе составили в общей сложности 55 офицеров и рядовых. Кроме того, американцы потопили одну подводную лодку и 5 сверхмалых подводных лодок, действия которых оказались малоэффективными.

В результате удара японской авиадесантной авиации на Пёрл-Харбор стратегическая цель -- воспрепятствовать вмешательству Тихоокеанского флота США в японские операции на юге - была в основном достигнута. 4 американских линкора было потоплено, еще 4 сильно повреждены. 10 других военных кораблей были потоплены или выведены из строя; 349 американских самолетов уничтожены или повреждены; среди убитых или раненых американцев - 3581 военный, 103 гражданских. (Вторя мировая война: Два взгляда. С. 466.)

Победа японцев могла быть еще более значительной. Им не удалось причинить ни малейшего вреда авианосцам противника. Все 4 американских авианосца отсутствовали в Пёрл-Харборе: 3 из них вышли в море, один ремонтировался в Калифорнии. Японцы не сделали попытки уничтожить огромные американские запасы нефти на Гавайях, которые фактически были почти равны всем японским запасам. Японское соединение, за исключением кораблей, вошедших в специально организованное соединение, которое состояло из 2-й дивизии авианосцев, 8-й дивизии крейсеров и 2-х эскадренных миноносцев, направилось во внутреннее Японское море. 23 декабря оно прибыло на якорную стоянку у о. Хасира.

Таким образом, к 10 часам утра 7 декабря американский флот на Тихом океане фактически перестал существовать. Если к началу войны соотношение боевой мощи американского и японского флотов было равно 10:7,5 (История войны на Тихом океане. Т.З. С. 266), то теперь соотношение в крупных кораблях изменилось в пользу японских военно-морских сил. Японцы в первый же день военных действий завоевали господство на море и получили возможность проводить широкие наступательные операции на Филиппинах, в Малайе и в Голландской Индии.

Использованы материалы книги: "Сто великих битв", М. "Вече", 2002

Литература

1. История войны на Тихом океане: В 5-й т. / Под общ. ред. Усами Сейдзиро. - Т.З. - М., 1958.

2. История второй мировой войны. 1939-1945: В 12-й т. / Ред. кол. А.А. Гречко (глав. ред.) - Т.4. - М., 1975.

3. Кампании войны на Тихом океане: Материалы по изучению стратегических бомбардировок авиации Соединенных Штатов. - М., 1956.

4. Советская военная энциклопедия: В 8-й т. / Гл. ред. комис. Н.В. Огарков (пред.) и др. - М., 1978. - Т.6. - С. 294-295.

5. Что произошло в Перл Харборе. Документы о нападении Японии на Перл Харбор. -М., 1961.

Далее читайте:

Начало Второй мировой войны (хронологическая таблица)

Ряд линкоров («Ряд линкоров» — бетонные сваи, к которым борт к борту швартовались тяжелые корабли) в Перл-Харборе. Слева направо: линкоры «Вест Вирджиния» (USS West Virginia), «Тенесси» (USS Tennessee) (повреждены) и «Аризона» (USS Arizona) (потоплен).

Атака Перл-Харбора (Жемчужной бухты) или, по японским источникам, Гавайская операция — внезапное комбинированное нападение японской палубной авиации авианосного соединения вице-адмирала Тюити Нагумо и японских сверхмалых подводных лодок, доставленных к месту атаки подводными лодками Японского императорского флота, на американские военно-морскую и воздушные базы, расположенные в окрестностях Перл-Харбора на острове Оаху, Гавайские острова, произошедшее воскресным утром 7 декабря 1941 года. В результате атаки на военно-морскую базу Перл-Харбор США были вынуждены объявить войну Японии и вступить во Вторую мировую войну. Атака являлась превентивной мерой против США, направленной на устранение американского военно-морского флота, завоевание господства в воздухе в тихоокеанском регионе и последующего ведения военных действий против Бирмы, Таиланда, западных владений США в Тихом Океане. Атака состояла из двух авиационных налетов, в которых участвовало 353 самолета, вылетевших с 6 японских авианосцев. Атака на Перл-Харбор стала основной причиной вступления США во Вторую мировую войну. Из-за нападения, в особенности из-за его характера, общественное мнение в Америке резко изменилось с изоляционистской позиции в середине 1930-х годов до прямого участия в военных действиях. 8 декабря 1941 года Президент США Франклин Рузвельт выступил на объединенном заседании обеих палат конгресса. Президент потребовал с 7 декабря, со «дня, который войдет в историю как символ позора», объявить войну Японии. Конгресс принял соответствующую резолюцию.

Макет базы Военно-морского флота США в Перл-Харборе, построенный в Японии в 1941 году при планировании операции по нападению на эту базу. Расположение моделей кораблей исключительно точно воспроизводит их реальное место в «ряду линкоров».



Предыстория

После Первой мировой войны Тихий океан стал ареной противоречий двух сильных морских государств — США и Японии. Соединённые Штаты, стремительно выдвигавшиеся на позиции ведущей мировой державы, стремились установить контроль над этим стратегически важным регионом. К той же цели стремилась Япония, испытывавшая серьёзные трудности в обеспечении стратегическими материалами и считавшая себя обделённой колониями в Юго-Восточной Азии. Противоречия неизбежно должны были вылиться в военное столкновение, однако этому мешали изоляционистские и антивоенные настроения, господствовавшие в американском общественном мнении. Разрушить эти настроения мог только сильный психологический шок, который не заставил себя долго ждать. Введение Соединёнными Штатами экономических санкций против Японии, включавших эмбарго на поставку нефтепродуктов, сделало войну неизбежной. Япония оказалась перед выбором — задохнуться в кольце экономической блокады или с честью погибнуть, попытавшись добыть в бою необходимые ей ресурсы. Высший японский генералитет понимал, что для безоговорочной победы над США необходимо разбить американский Тихоокеанский флот, высадить десант на западном побережье США и с боями дойти до Вашингтона, что при соотношении экономических и военных потенциалов двух стран было совершенно нереально. Вынужденные под давлением политической верхушки вступить в войну, они сделали ставку на единственный имевшийся у них шанс — одним мощным ударом нанести США неприемлемый ущерб и вынудить их подписать мир на выгодных для Японии условиях.

Перл-Харбор перед нападением
Главные события 7 декабря 1941 г. разворачивались вокруг о. Форд (Ford Island), небольшого островка в центре Восточного Залива (East Loch) бухты Перл-Харбор. На острове располагался аэродром ВМФ, а вокруг находились стоянки кораблей. У юго-восточного берега о. Форд расположен так называемый «Ряд линкоров» (Battleship Row) — 6 пар массивных бетонных свай, предназначенных для швартовки тяжелых кораблей. Линкор швартуется одновременно к двум сваям. Борт о борт к нему может пришвартоваться второй корабль.

Вид на гавань Перл Харбор и ряд линкоров во время атаки японцев

К 7 декабря в Пёрл-Харборе находились 93 корабля и вспомогательных судна. Среди них 8 линейных кораблей, 8 крейсеров, 29 эсминцев, 5 подводных лодок, 9 минных загородителей и 10 тральщиков военно-морских сил США. Военно-воздушные силы насчитывали 394 самолета, ПВО обеспечивалась 294 зенитными орудиями. Гарнизон базы насчитывал 42 959 человек. Корабли в гавани и самолеты на аэродроме стояли скученно, являлись удобной мишенью для атаки. Противовоздушная оборона базы не была готова к отражению ударов. Большинство зенитных орудий не было укомплектовано личным составом, боеприпасы находились под замком.

Японские авианосцы держат курс на Перл-Харбор. На фото запечатлена полетная палуба авианосца «Дзуйкаку» в его носовой оконечности, спаренные установки универсальных 127-мм орудий тип 89. Впереди видны авианосец «Кага» (ближе) и авианосец «Акаги» (дальше). Хорошо видны различия авианосцев 1-й дивизии, у «Акаги» надстройка расположена с левого борта.



История

Для атаки Пёрл-Харбора японское командование выделило авианосное соединение под командованием вице-адмирала Тюити Нагумо в составе 23 кораблей и 8 танкеров. Соединение состояло из Ударной группы, насчитывавшей шесть авианосцев: «Акаги», «Хирю», «Кага», «Сёкаку», «Сорю» и «Дзуйкаку» (1-я, 2-я и 5-я дивизии авианосцев), Группы прикрытия (2-й отряд 3-й дивизии линейных кораблей), двух тяжелых крейсеров (8-я дивизия крейсеров), одного легкого крейсера и девяти эсминцев (1-я эскадра эскадренных миноносцев), Передового отряда в составе трех подводных лодок и Отряда снабжения из восьми танкеров. (Футида М., Окумия М. Сражение у атолла Мидуэй. Пер. с англ. М., 1958. С. 52.) Авиационная группа соединения насчитывала в общей сложности 353 самолета.

Операцией, которая была тщательно спланирована и подготовлена, руководил командующий объединенным японским флотом адмирал Исороку Ямамото. Особое значение придавалось достижению внезапности нападения. 22 ноября 1941 года оперативное соединение в строжайшей тайне собралось в заливе Хитокаппу (Курильские острова) и отсюда, соблюдая радиомолчание, 26 ноября взяло курс на Пёрл-Харбор. Переход происходил по наиболее протяженному (6300 км) маршруту, отличавшемуся частой штормовой погодой, но наименее посещаемому судами. В целях маскировки был произведен ложный радиообмен, который имитировал нахождение во Внутреннем Японском море всех крупных японских кораблей. (Советская военная энциклопедия. Т.6. С. 295.)

Инструктаж на палубе авианосца «Кага» перед налетом на Перл Харбор

Однако для американского правительства нападение японцев на Пёрл-Харбор было не столь уж неожиданным. Американцы расшифровали японские коды и в течение нескольких месяцев читали все японские сообщения. Предупреждение о неизбежности войны было послано вовремя — 27 ноября 1941 года. Ясное предупреяедение о Пёрл-Харборе американцы получили в последний момент, утром 7 декабря, но указание о необходимости усиления бдительности, посланное по коммерческой линии, дошло до Пёрл-Харбора лишь за 22 минуты до начала нападения японцев, а передано связным только в 10 часов 45 минут, когда все было кончено. (См: История войны на Тихом океане. Т.З. М., 1958. С. 264; Вторая мировая война: Два взгляда. С. 465.)

В предрассветной темноте 7 декабря авианосцы вице-адмирала Нагумо достигли точки подъема самолетов и находились в 200 милях от Пёрл-Харбора. В ночь на 7 декабря 2 японских эсминца обстреляли о. Мидуэй, а у Пёрл-Харбора начали действовать спущенные на воду 5 японских сверхмалых подводных лодок. Две из них были уничтожены американскими патрульными силами.

В 6.00 7 декабря 183 самолета первой волны поднялись с авианосцев и направились к цели. Здесь были 49 штурмовиков — бомбардировщиков типа "97" , каждый из которых нес 800-килограммовую бронебойную бомбу, 40 штурмовиков-торпедоносцев с подвешенной под фюзеляжем торпедой, 51 пикирующий бомбардировщик типа "99" , имевший каждый по 250-килограммовой бомбе. Силы прикрытия состояли из трех групп истребителей, насчитывавших в общей сложности 43 машины. (Футида М., Окумия М., Указ. соч. С. 54.)

Первый самолет готов к взлету с авианосца «Сёкаку» на Перл-Харбор

Небо над Перл-Харбором было чистым. В 7 часов 55 минут японские самолеты атаковали все крупные корабли и самолеты на аэродроме. В воздухе не было ни одного американского истребителя, а на земле — ни одной орудийной вспышки. В результате японской атаки, длившейся около часа, было потоплено 3 линейных корабля и уничтожено большое число самолетов. Закончив бомбометание, бомбардировщики направились к своим авианосцам. Японцы потеряли 9 самолетов.

Разгромленный аэродром Naval Air Station в Перл-Харборе

Самолеты второй волны (167 машин) поднялись с авианосцев в 7 часов 15 минут. Во второй волне было 54 штурмовика-бомбардировщика типа "97", 78 пикирующих бомбардировщиков "99" и 35 истребигилей, которые прикрывали действия бомбардировщиков. Второй удар японских самолетов встретил более сильное сопротивление американцев. К 8.00 самолеты возвратились на авианосцы. Из всех самолетов, участвовавших в воздушном налете, японцы потеряли 29 (9 истребителей, 15 пикирующих бомбардировщиков и 5 торпедоносцев). Потери в живой силе составили в общей сложности 55 офицеров и рядовых. Кроме того, американцы потопили одну подводную лодку и 5 сверхмалых подводных лодок, действия которых оказались малоэффективными.



Бросок линкора «Невада» внутри гавани во время атаки Перл-Харбора. В этот день он стал единственным американским линкором, сумевшим дать ход и попытавшимся выйти из бухты. Однако из-за угрозы потопления его японцами на фарватере «Неваде» было приказано выброситься на берег. Всего во время атаки Перл-Харбора линкор «Невада» получил попадание 1 авиаторпеды и 2-3 авиабомб, после чего сел на мель.


Японская авиация

Всего на японских авианосцах, участвовавших в атаке на Пёрл-Харбор базировались три типа самолётов, широко известных по кодовым названиям, данным им в американском флоте: истребители «Зеро», торпедоносцы «Кейт» и пикирующие бомбардировщики «Вэл». Краткие характеристики этих самолётов приведены в таблице:


Японские истребители A6M «Зеро» перед вылетом на атаку американской базы в Перл-Харборе на палубе авианосца «Акаги». Фотография сделана за несколько минут до вылета.

Самолёты первой волны

Номера групп условные, для обозначения на схемах.


Самолёты второй волны

Номера групп условные, для обозначения на схемах.


Итоги
В результате удара японской авиадесантной авиации на Пёрл-Харбор стратегическая цель -- воспрепятствовать вмешательству Тихоокеанского флота США в японские операции на юге — была в основном достигнута. 4 американских линкора было потоплено, еще 4 сильно повреждены. 10 других военных кораблей были потоплены или выведены из строя; 349 американских самолетов уничтожены или повреждены; среди убитых или раненых американцев — 3581 военный, 103 гражданских. (Вторая мировая война: Два взгляда. С. 466.)

Победа японцев могла быть еще более значительной. Им не удалось причинить ни малейшего вреда авианосцам противника. Все 4 американских авианосца отсутствовали в Пёрл-Харборе: 3 из них вышли в море, один ремонтировался в Калифорнии. Японцы не сделали попытки уничтожить огромные американские запасы нефти на Гавайях, которые фактически были почти равны всем японским запасам. Японское соединение, за исключением кораблей, вошедших в специально организованное соединение, которое состояло из 2-й дивизии авианосцев, 8-й дивизии крейсеров и 2-х эскадренных миноносцев, направилось во внутреннее Японское море. 23 декабря оно прибыло на якорную стоянку у о. Хасира.

Таким образом, к 10 часам утра 7 декабря американский флот на Тихом океане фактически перестал существовать. Если к началу войны соотношение боевой мощи американского и японского флотов было равно 10:7,5 (История войны на Тихом океане. Т.З. С. 266), то теперь соотношение в крупных кораблях изменилось в пользу японских военно-морских сил. Японцы в первый же день военных действий завоевали господство на море и получили возможность проводить широкие наступательные операции на Филиппинах, в Малайе и в Голландской Индии.

Линкор «Калифорния» и танкер «Неошо» во время налета на Перл-Харбор. Линкор «Калифорния» затонул после попадания двух торпед и двух бомб. Команда могла спасти корабль, и даже дать ход, но покинула его из-за угрозы пожара от пылающего пятна нефти, вытекшего с других линейных кораблей. Корабль сел на грунт. Был восстановлен. На заднем плане эскадренный танкер «Неошо», впоследствии потопленный японской палубной авиацией в бою в Коралловом море в мае 1942 года. По счастливому для американцев обстоятельству, в результате того, что во время атаки Перл-Харбора пилоты японских самолетов имели военные корабли как четкую цель, в танкер попаданий не было. Танки «Неошо» были под завязку заполнены высокооктановым авиационным бензином...

Оаху, Гавайские острова

Противники

Командующие силами сторон

Силы сторон

Атака Пёрл-Харбора - внезапное комбинированное нападение японской палубной авиации авианосного соединения вице-адмирала Тюити Нагумо и японских сверхмалых подводных лодок, доставленных к месту атаки подводными лодками Японского императорского флота , на американские военно-морскую и воздушные базы, расположенные в окрестностях Пёрл-Харбора на острове Оаху (Гавайские острова), произошедшее воскресным утром 7 декабря 1941 года.

Предпосылки войны

В 1932 году в США были проведены широкомасштабные учения , в ходе которых отрабатывалась защита Гавайских островов от нападения с моря и воздуха. Вопреки ожиданиям «обороняющихся», адмирал Ярмут оставил позади крейсера и линкоры и двинулся к Гавайям только с двумя быстроходными авианосцами – USS Saratoga и USS Lexington . Находясь в 40 милях от цели, он поднял 152 самолёта, которые «уничтожили» всю авиацию на базе и завоевали полное господство в воздухе. Однако главный посредник заключил, что «нанесение мощного удара с воздуха по Оаху перед лицом сильной авиации, защищающей остров, весьма сомнительно. Авианосцы будут поражены, а нападающие самолёты понесут большие потери». Американское командование не переубедили и результаты подобных учений в 1937 и 1938 годах, когда палубная авиация условно уничтожила верфи, аэродромы и корабли.

Дело в том, что в 30-е годы главным оружием на море (и даже на политической арене) считался линкор. Страна, располагавшая этим классом кораблей, заставляла считаться с собой даже такие крупные державы, как США и Великобритания. И в США, и даже в Японии, уступавшей потенциальному противнику в линкорах, господствовала идея, что судьба войны решится в генеральном сражении, где этому классу отводится главная роль. Авианосцы уже появились в составе флотов этих стран, однако обе стороны отводили им хотя и важную, но второстепенную роль. Их задачей было свести на нет преимущество линейного флота противника.

11 ноября 1940 года самолёты с английского авианосца HMS Illustrious нанесли , находившемуся в гавани Таранто. Результатом стало уничтожение одного и выведение двух линкоров из строя.

Точно неизвестно, когда японцам пришла идея нанести удар по Пёрл-Харбору. Так, в 1927-1928 годах тогда ещё капитан 2-ого ранга, только что окончивший колледж морского штаба, Кусака Рьюносуке, в будущем начальник штаба 1-ого авианосного флота, начал прорабатывать атаку по базе на Гавайских островах. Вскоре он должен был вести курс по авиации у группы из 10 важных лиц, среди которых был Нагано Осами , для чего и написал документ, в котором утверждал, что основой стратегии войны с США до сих пор было генеральное сражение со всем американским флотом. Но в случае, если враг откажется выйти в открытое море, Японии нужно перехватить инициативу, поэтому необходим удар по Пёрл-Харбору, а осуществить его можно только силами авиации. Этот документ был напечатан тиражом в 30 экземпляров и после исключения прямых ссылок на Америку его разослали командному составу . Вполне может быть, что Ямамото увидел этот документ, и в его голове идея обрела более чёткие формы, результаты американских учений убедили его, а атака Таранто убедила даже заклятых противников

И хотя Ямамото был против войны в целом, и заключения Тройственного пакта в частности, он понимал, что судьба Японии зависит от того, как она вступит в войну, и как будет её вести. Поэтому как командующий, он максимально подготовил флот, в особенности авианосный, к боевым действиям, а когда война стала неизбежной, претворил в жизнь план атаки Тихоокеанского флота США в гавани Пёрл-Харбор.

Но стоит понимать, что ни один Ямамото «приложил руку» к этому плану. Когда война с США стала почти очевидной, он обратился к контр-адмиралу Каидзиро Ониси, начальнику штаба 11-ого воздушного флота. Однако в его распоряжении находились самолёты наземного базирования, в основном, истребители «Зеро» и средние бомбардировщики-торпедоносцы G3M и G4M, чьей дальности не хватало для действия даже с Маршалловых островов. Ониси посоветовал обратиться к своему заместителю – Минору Гэнде .

Кроме того, что он был великолепным лётчиком-истребителем, чьё подразделение получило широкую известность как «фокусники Гэнды», Гэнда был великолепным тактиком и большим специалистом по применению авианосцев в бою. Он всесторонне изучил возможности нападения на флот в гавани и пришёл к выводу, что для уничтожения Тихоокеанского флота США в его главной базе необходимо задействовать все 6 тяжёлых авианосцев, отобрать лучших авиаторов и обеспечить полную секретность для обеспечения внезапности, от которой во многом зависел успех операции.

Детальной проработкой плана занялся один из ведущих офицеров штаба Объединённого флота – Куросима Камето. Он был, пожалуй, самым эксцентричным штабистом: как только на него находило вдохновение, он запирался в своей каюте, задраивал иллюминаторы и усаживался совершенно голым за стол , жёг ладан и непрерывно курил. Именно Куросима Камето разработал план на тактическом уровне, учтя малейшие нюансы.

Затем план был представлен в морской генеральный штаб, где встретил сильную оппозицию. Это объясняется тем, что морской генеральный штаб предполагал использовать авианосцы на юге, т.к. немногие верили в то, что базовая авиация сможет столь же эффективно поддерживать операции по захвату южных районов. К тому же, многие сомневались в успехе предлагаемой атаки, ведь многое здесь зависело от факторов, повлиять на которые японцы не могли: от внезапности, от того, сколько кораблей будет в базе и т.п. Тут стоит обратиться к личности самого главнокомандующего – Ямамото был известен тем, что любил азартные игры, и готов был принять этот риск, надеясь выиграть. Поэтому он был непоколебим, и пригрозил отставкой, При такой постановке вопроса начальнику морского генерального штаба Нагано пришлось согласиться с планом Ямамото. Но поскольку и адмирал Нагумо сомневался в успехе, то Ямамото сказал, что готов лично повести авианосное соединение в бой, если Нагумо не решится на эту операцию .

Что же вынудило Японию вступить в войну с такой мощной индустриальной страной, как Соединённые Штаты Америки? В 1937 году началась японо-китайская война. Военные действия перемещались на юг, пока в сентябре 1940 года японские войска не утвердились в северной части Индокитая. Тогда же Япония заключила военный союз с Германией и Италией, что сильно повлияло на её отношения с США. А когда в июле 1941 года Япония вторглась в южную часть Индокитая, США, Великобритания и Голландия нанесли сокрушительный экономический удар – эмбарго на экспорт нефти в Японию. Не составляет труда понять, насколько важным была нефть для Японии: топливные запасы флота составляли 6 450 000 тонн, при самом экономном использовании их хватило бы на 3-4 года , после чего страна вынуждена была бы выполнить любое требование вышеупомянутых держав. Поэтому было решено – захватить богатые нефтью районы Юго-Восточной Азии. Но встал вопрос: как к этому отнесутся Соединённые Штаты? Приходилось учитывать и тот факт, что в начале 1941 года Тихоокеанский флот был переведён в Пёрл-Харбор. Адмиралы обсуждали 2 варианта развития событий – сначала начать захват районов Юго-Восточной Азии, а затем, когда американский флот выйдет в море, уничтожить его в генеральном сражении; либо превентивно уничтожить потенциальную угрозу, а затем уже сосредоточить все силы на оккупации. Был выбран второй вариант.

Силы сторон

США

Группа огневой поддержки (контр-адмирал Д. Микава): третья бригада линкоров: линейные корабли IJN Hiei и IJN Kirishima ; восьмая бригада крейсеров: тяжелые крейсера IJN Tone и IJN Chikuma .

Патрульный отряд (капитан 1 ранга К. Имаидзуми):

Подводные лодки I-19 , I-21 , I-23 .

Вспомогательные корабли при Ударном соединении:

8 танкеров и транспортов. Отряд нейтрализации атолла Мидуэй (капитан 1 ранга К. Кониси):

Эскадренные миноносцы IJN Akebono и IJN Ushio .

Нападение

Ударное соединение последовательно группами вышло из военно-морской базы Курэ и прошло Внутренним Японским морем в промежутке между 10 и 18 ноября 1941 года. 22 ноября оперативное соединение собралось в бухте Хитокаппу (Курильские острова). На корабли погрузили брезентовые чехлы, предохраняющие орудия в штормовую погоду, авианосцы приняли тысячи бочек с горючим, а людям было выдано тёплое обмундирование. 26 ноября в - 06:00 корабли вышли из залива и разными маршрутами направились к точке сбора, где они должны были получить последние указания, зависящие от того, следовало начинать войну или нет. 1 декабря было решено начать войну, о чём на следующий день было сообщено адмиралу Нагумо: Ямамото с флагманского корабля, стоящего во Внутреннем море, передал шифрованный приказ: «Взойдите на гору Нийтака», это значило, что атаку назначили на 7 декабря (по местному времени).

Также в районе Пёрл-Харбора действовали 30 подводных лодок различных типов, из которых 16 были субмаринами с большим радиусом действия. 11 из них несли по одному гидросамолёту, а 5 – «карликовые» подводные лодки.

В 00:50 7 декабря, находясь лишь в нескольких часах хода от точки подъёма самолётов, соединение приняло сообщение о том, что американских авианосцев в гавани нет. В сообщении, однако, говорилось, что линейные корабли находятся в Пёрл-Харборе, в связи с чем вице-адмирал Нагумо и его штаб решили действовать согласно плану.

В 06:00 авианосцы, будучи всего в 230 милях к северу от Гавайских островов, начали поднимать самолёты. Взлёт каждого самолёта был точно синхронизирован с продольной качкой авианосцев, которая достигала 15°.

Первая волна включала в себя: 40 палубных бомбардировщиков-торпедоносцев Nakajima B5N2 (тип «97»), вооружённых торпедами, которые специально для атаки в мелководной гавани были оснащены деревянными стабилизаторами; 49 самолётов этого типа несли 800-кг бронебойную бомбу, специально разработанную путём глубокой модернизации снаряда линкора; 51 пикирующий бомбардировщик Aichi D3A1 (тип «99»), нёсший 250-кг бомбу; 43 истребителя Mitsubishi A6M2 (тип «0»).

В то время как японская авиация приближалась к островам, около входа в гавань была потоплена одна из пяти японских мини-субмарин. В 03:42 командир одного из минных тральщиков ВМС США заметил перископ подводной лодки приблизительно в двух милях от входа в гавань. Об этом он сообщил на эсминец USS Aaron Ward , который безуспешно её разыскивал до тех пор, пока эта или другая мини-субмарина не была обнаружена с борта летающей лодки «Каталина». Подводная лодка пыталась пробраться в гавань, следуя за ремонтным судном «Антарес». В 06:45 USS Aaron Ward потопил её артиллерийским огнём и глубинными бомбами. В 06:54 с борта эсминца командующему 14 военно-морским районом передали: «Мы атаковали, обстреляли и сбросили глубинные бомбы на подводную лодку, крейсировавшую в пределах наших территориальных вод». Из-за задержки при расшифровке дежурному офицеру это сообщение попало только в 07:12. Он передал его адмиралу Блоку, который приказал эсминцу USS Monaghan выйти на помощь USS Aaron Ward .

В 07:02 с помощью радарной станции приближающиеся самолёты были обнаружены, о чём рядовые Джозеф Локард и Джордж Эллиотт доложили в информационный центр. Дежурный Джозеф МакДоналд передал информацию 1-ому лейтенанту К. Тайлеру. Он, в свою очередь, успокоил рядовых, сказав, что к ним идёт подкрепление. Об этом говорила и радиостанция, передававшая музыку, которую обычно пилоты использовали в качестве пеленга. Бомбардировщики B-17 действительно должны были вот-вот прибыть, однако радар заметил именно японцев. По иронии судьбы, многочисленные сигналы о нападении оказались если не проигнорированы, то оставлены без должного внимания.

Футида в своих мемуарах довольно неточен, описывая сигнал к началу атаки. Он действительно подал его в 07:49, но ещё в 07:40 он выпустил одну чёрную сигнальную ракету, которая означала, что атака идёт согласно плану (т.е. нападение внезапное). Однако капитан-лейтенант Итая, ведущий истребители, не заметил сигнала, поэтому Футида выпустил вторую ракету, тоже чёрную. Её заметил и командир пикировщиков, который понял это как потерю внезапности, а в этом случае пикировщики должны идти в атаку сразу. Но дым от попаданий бомб мог помешать торпедированию, поэтому торпедоносцы вынуждены были также поторопиться.

Несмотря на взрывы и начавшийся хаос, ровно в 08:00 на линкоре USS Nevada военные музыканты под руководством дирижёра Одена Макмиллана начали исполнять гимн США. Они немного сбились лишь единожды, когда рядом с кораблём упала бомба.

Главной целью японцев, несомненно, были американские авианосцы. Но во время нападения их не было в гавани. Поэтому лётчики сосредоточили усилия на линейных кораблях, поскольку они были также значимой целью.

Главной ударной силой были 40 торпедоносцев. Т.к. авианосцев не было, 16 самолётов остались без главной цели и действовали по своему усмотрению, что также внесло некоторый беспорядок в действия японцев. Первыми подверглись торпедной атаке лёгкий крейсер USS Raleigh (CL-7) и корабль-мишень USS Utah (старый линкор, однако некоторые лётчики принимали его за авианосец). Следующим пострадал собрат USS Raleigh , лёгкий крейсер «Детройт» (CL-8).

В это время командор Винсент Мёрфи беседовал по телефону с адмиралом Киммелем о рапорте эсминца USS Aaron Ward . Вошедший к командору связной сообщил о нападении на Пёрл-Харбор («это не учения»), после чего тот сообщил адмиралу об этом. Киммель передал известие командующему Морским флотом, Атлантическим флотом и Азиатским флотом, а также всем силам в открытом море Сообщение было отправлено в 08:00 и гласило: «Воздушный налёт на Пёрл-Харбор, это не учения».

Контр-адмирал У. Ферлонг, находившийся на борту минного заградителя USS Oglala (CM-4), увидев самолёты над гаванью, сразу сообразил, что происходит, и приказал подать сигнал, который взвился на мачте заградителя в 07:55 и содержал следующее: «Всем кораблям покинуть залив». Почти в это же время одна из торпед прошла под днищем USS Oglala и взорвалась в борту лёгкого крейсера USS Helena (CL-50). Казалось бы, заградителю повезло, но, по иронии судьбы, от взрыва обшивку правого борта минзага буквально снесло, отчего он затонул.

USS Oklahoma была пришвартована к линкору USS Maryland и приняла на себя мощный удар. Линкор поразили 9 торпед, отчего он перевернулся.

Почти одновременно атаке подвергся линкор USS West Virginia , пришвартованный к USS Tennessee . Несмотря на то, что он также как и USS Oklahoma получил 9 торпедных попаданий, а дополнительно ещё 2 бомбовых, благодаря стараниям 1-ого лейтенанта Клода В. Рикетса и его первого помощника энсина Биллингслейя, которые выполнили контрзатопление, линкор не перевернулся, что дало возможность восстановить его.

В 08:06 первое торпедное попадание получил линкор USS California . Всего линкор получил 3 торпедных и одно бомбовое попадание.

Линкор USS Nevada был единственным линкором, который дал ход. Поэтому японцы сосредоточили огонь на нём, надеясь затопить его на фарватере и перекрыть гавань на многие месяцы. В итоге корабль получил одно торпедное и 5 бомбовых попаданий. Надежда американцев вывести линкор в открытое море не оправдалась, и его посадили на мель.

Госпитальное судно USS Vestal , пришвартованное к USS Arizona , сообщило о попадании торпеды в линкор. После нападения корабль был обследован, и следов торпедных попаданий не было обнаружено, однако ветеран Дональд Стрэттон, служивший на USS Arizona , и после войны продолжает утверждать, что попадание было.

Этот линкор в 08:11 подвергся атаке бомбардировщиков, и одна из бомб вызвала подрыв носовых погребов главного калибра, который и уничтожил корабль.

Атаке бомбардировщиков и истребителей подверглись: аэродром на острове Форд, базы ВВС США Хикем и Уилер, база гидросамолётов.

Японские истребители атаковали B-17, которые были не в силах дать отпор. Затем они атаковали «Донтлессы» (американские палубные пикирующие бомбардировщики) с авианосца USS Enterprise . Несколько американских самолётов были сбиты после атаки своими зенитками.

Второй эшелон состоял из 167 самолётов: 54 B5N2 , несших 250-кг и 6-60-кг бомб; 78 D3A1 с 250-кг бомбой; 35 истребителей A6M2 . Нетрудно заметить, что во второй волне не было торпедоносцев, т.к. ставка делалась на первую волну, а истребительное прикрытие было также уменьшено.

Однако именно в это время американские пилоты смогли оказать сколь-нибудь достойное сопротивление. Большинство самолетов были уничтожены, но нескольким пилотам удалось подняться в воздух и даже сбить часть самолётов противника. Между 8 ч. 15 мин. и 10 ч. с неатакованного аэродрома Халейва было совершено два вылета, в которых участвовало по 4 самолета Р-40 и по одному Р-36. Ими было сбито 7 японских самолетов ценой потери одного самолета. С аэродрома Беллоуз до 9 ч. 50 мин. не смог подняться ни один самолет, а с аэродрома Хикэм первый самолет поднялся только в 11 ч. 27 мин.

Среди многочисленных трагических и героических эпизодов, были и курьёзные. Это история про эсминец USS Dale . Эрнест Шнабель рассказывал после войны, что молодой боцман по имени Фуллер во время передышки между первой и второй волнами занимался расчисткой палубы от деревянных предметов. Он наткнулся на ящик с мороженым и решил выкинуть его за борт. Однако его остановили, ящик вскрыли и мороженое распределили между всем экипажем. Если бы в тот день кто-то мог беспристрастно наблюдать события, он бы увидел, как эсминец идёт в канал, а экипаж сидит на боевых постах и ест мороженое!

Итог

Япония была вынуждена атаковать США, т.к. переговоры, несмотря на старания японских дипломатов, ни к чему не привели, а позволить себе тянуть время она не могла, т.к. ресурсы были весьма и весьма ограничены.

Нападение планировали лучшие специалисты японского флота, были подготовлены высококлассные авиаторы.

Япония ждала того, что американский флот будет уничтожен, а американская нация падёт духом. Если первая задача была хоть и не до конца, но выполнена, то вторая была провалена. Всю войну американцы прошли под лозунгом: «Помни Пёрл-Харбор!», а линкор USS Arizona стал для них символом «Дня позора».

Но и сказать, что весь американский, да даже Тихоокеанский флот США пошёл ко дну, неверно. Отсутствие авианосцев в гавани помогло Америке выиграть битву за Мидуэй , которая считается коренным переломом в войне на тихом океане. После него Япония потеряла возможность вести крупные наступательные действия.

Нагумо проявил осторожность и не нанёс удара по инфраструктуре базы, а ведь даже американцы не отрицают, что это сыграло бы не меньшую, а возможно и большую роль, чем уничтожение флота. Он оставил целыми нефтехранилища, доки.

Успех можно было развить. Но авианосцы решили использовать для завоевания в Юго-Восточной Азии, где они должны были подавлять аэродромы и бороться с авиацией противника, на порядок уступающей японской. Лишь рейд Дулиттла побудил их перейти к активным действиям, которые, в конечном счёте, привели Японию к поражению.

Примечания

  1. Grand Joint Exercise No. 4
  2. Так, когда в состав бразильского флота вошли дредноуты

7 декабря 1941 года Японской авиацией под командованием Тюити Нагумо был нанесен невиданной силы удар по военно-морской базе США «Перл Харбор», расположенной в районе 414 японских торпедоносцев, бомбардировщиков и истребителей пронеслись двумя волнами над базой ВМФ. В результате были потоплены четыре (и столько же сильно повреждены), три эсминца, три крейсера, минный заградитель, уничтожено по разным данным от 188 до 272 самолетов.

За один день американцы потеряли 2403 человека, 1282 получили ранения. За всю историю США это была их самая большая военная потеря. Разгром линейных сил Тихоокеанского флота Америки стал причиной ее незамедлительного вступления во Вторую мировую. До этого события США с 1939 года придерживалась позиции нейтралитета в войне и наращивала военную мощь с помощью поставок оружия в Европе.

Нападение на «Перл Харбор» готовилось Японией очень тщательно. Командование американской армией не ожидало такого развития событий, так как Гавайи находятся на расстоянии более 4 тысяч миль от Японии. С их точки зрения, если и следовало ожидать нападения, то в южной части на одну из американских колоний - Сингапур или Индокитай. Поэтому в момент нападения работала в штатном режиме.

Другие базы, расположенные ближе к Европе, были более защищенными и безопасными. В «Перл Харбор» были стянуты практически все единицы военно-морской техники Тихоокеанского флота, сотни самолетов находились на соседних аэродромах. Япония стремилась уничтожить одним ударом весь американский Тихоокеанский флот, чтобы получить существенное преимущество в военных действиях.

Исследователи называют такое начало войны в океане невероятно изысканным. Полное радиомолчание, внезапные первые удары и страшные потери - Япония прекрасно понимала, как можно вывести из равновесия сильнейшую мировую державу.

Первая волна ударов, обрушившаяся на «Перл Харбор», пришлась на 8 утра, когда японские самолеты заполнили небо над американской базой. Это случилось за несколько минут до поднятия флагов - традиционной ежедневной американской церемонии на благословенных Гавайях. С воздуха на корабли падали бомбы, первая из которых поразила линкор «Аризона», унеся жизни более тысячи человек. Из его экипажа не удалось выжить ни одному моряку. Также существенный ущерб флоту был нанесен и малыми подводными лодками японского флота.

Один из японских пилотов, участвовавших в нападении, говорил впоследствии, что это было прекрасное зрелище, американские корабли блистали, готовые к воскресному параду, поэтому цели были хорошо видны и атаковать было легко. Во время атаки корабли не успели дать ход, все они были неподвижны и представляли для японцев идеальные мишени. Такого позора американский флот не переживал никогда прежде. Большая часть флота США в Тихом океане за час превратилась в груду же потери в этом бою были минимальными.

Как ни парадоксально это прозвучит, но «Перл Харбор», история разгрома которого была столь кровавой и безжалостной, пошел на пользу американскому флоту. На протяжении 1942 года все остатки кораблей, которые были уничтожены не полностью, были подняты, восстановлены и значительным образом модернизированы и усовершенствованы. К счастью для американцев, в 1941 судостроительный потенциал базы не пострадал.

Реванш за «Перл Харбор» был взят американцами в ночь с 24 на 25 октября 1944 года на Филиппинах. Эскадра США столкнулась с японскими линкорами, уничтожив цели в кромешной темноте по показаниям радаров.

Сегодня США отмечает День памяти событий в «Перл Харборе», которые стали поворотным моментом в истории США. Этот день перестали считать «позором» американского флота, он стал началом славы вооруженных сил страны, участвовавшей в разгроме фашисткой Германии.