Тематическая неделя «Деревья и кустарники» старшая группа, июнь. Тематическая неделя «Деревья и кустарники» Тематическое планирование деревья в старшей группе


Тема недели: «Деревья»

Период работы :

Итоговое мероприятие: изготовление макета «Осенний лес»

Режим

ные момен

Виды детской деятельности

Организованная образовательная деятельность.

ОД при проведении режимных моментов

Организация развивающей среды

Утро

коммуникативная

элементарная трудовая

1. Прием и осмотр детей.

2. Минутка вхождения в день.

«Передай улыбку по кругу»

У меня хорошее настроение, и я хочу передать свою улыбку вам по кругу (педагог улыбается рядом стоящему ребенку, этот ребенок улыбается своему соседу и т.д.)

3. Артикуляционная гимнастика

Навстречу язычку скакала лошадка. Слышишь, как стучит она копытами? Улыбнись, открой рот, громко и энергично пощелкай языком. Старайся, чтобы «прыгал» только язычок, и следи, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

Я веселая лошадка,

Темная, как шоколадка.

Язычком пощелкай громко -

Стук копыт услышишь звонкий.

(М.Синицына )

4. Пальчиковая гимнастика

Будем листья собирать.

Листья берёзы,

листья рябины,

листики тополя,

листья осины,

листики дуба мы соберём,

маме осенний букет принесём.

сжимают и разжимают кулачки

загибают пальчики, начиная с большого

шагают по столу средним и указательным пальчиками

5. «Лес в жизни человека» - беседа (оздоровительная и хозяйственная роль леса в жизни человека). Цель: Углубить и обобщить представление детей о лесе и его обитателях. Познакомить детей с тем, какую роль в жизни человека играет лес. Закрепить полученные знания в процессе моделирования. Воспитывать у детей интерес к жизни леса, понимание необходимости беречь его.

6. Обсуждение правил поведения в лесу.

7. Д/и « Опиши дерево» по мнемокарте

Название,

Дерево или кустарник?

Какой у дерева ствол? (толстый, тонкий, высокий, низкий...)

Какая у дерева кора? (темная, светлая, гладкая, шершавая...)

Какой формы листья? (круглые, овальные, резные, вытянутые, иголки...).

«Большой – маленький»

Дуб – дубок, берёза – берёзка, осина – осинка и т.д.

«Один – много»

Дуб – дубы, клён – клёны, осина – осины, ель – ели, пихта – пихты и т.д.

Предметные картинки по теме:

А. Пластов. «Костер в поле».

Дж. Родари «Чиполлино».

И. Левитан «Октябрь».

И.Бродская «Упавшие листья».

B.Серов «Октябрь».

C.Куприянова

«Осень» (из альбома «Иллюстративный материал...»).

С.Воронина «Моя береза. Осенью»

К.Ушинского «Спор деревьев»

Рассматривание альбомов, изображений деревьев.

НОД (время)

Двигательная

познавательно -

исследовательская

коммуникативная

восприятие всех видов искусств,

конструктивная

Всё необходимое прописано в НОД

Игры

Подготовка к прогуке

Прогул

коммуникативная

двигательная

познавательно -

исследовательская

1.1. Наблюдения за изменениями погоды. Накапливаем и закрепляем «погодный» словарь.

Какая погода сегодня? (солнечная, по – осеннему тёплая, пасмурная, дождливая, хмурая)

Осеннее небо какого оно цвета? Иногда, особенно в начале осени, оно ярко – голубое, прозрачное, по нему бегут лёгкие облака. Поздней осенью небо становится свинцово – серым, низким.

А какие облака? Они также отличаются от лёгких летних. Облака осенью серые, тяжелые, наполненные дождём.

2. Знакомимся с деревьями.

Цель – уточнять понятия «дерево», «куст». Объяснять, как отличить дерево от куста.

Инд работа с _____________________________

3. Наблюдаем за птицами.

Цель – закрепить знания детей о птицах: названия, части тела, питание.

Ход прогулки. Обратить внимание детей на нахохлившихся ворон, скворцов, белобоких сорок, прыгающих воробьёв. Рассказать, что птицы прилетают поближе к людям, надеясь найти побольше корма. Предложить детям покормить птиц, понаблюдать, как птицы клюют корм. Закрепить названия частей тела.

4. Наблюдение за небом и облаками.

Цель – продолжить закреплять знания о явлениях неживой природы. Уточнять понятие «туча».

Ход прогулки. Предложить детям посмотреть на небо, какое оно (чистое, тёплое, никое, хмурое). Отметить, что небо покрыто серыми, низкими, тяжёлыми облаками. Пояснить, что такие облака называются тучами.

5. Наблюдение за березкой.

Как выглядит береза зимой? А как выглядит осенью, летом, весной? Что осталось на ветках у березы? (почки). Что внутри почки? Деревья не погибают осенью после листопада, а находятся в зимнем покое. Почему зимой ветки деревьев очень хрупкие?

Подвижная игра «К названному дереву беги» (бег).

4 Подвижные игры

«К названному дереву беги» (бег).

"Поймай листок"

" Листопад"

Листопад! Листопад! Действия выполняют дети с желтыми листьями.

Листья желтые летят!

Кружатся красивые

желтые листочки!

Кружатся красивые Действия выполняют дети с красными листьями.

красные листочки!

Сели! Уселись и замерли. Не шевелятся.

Прилетел легкий ветерок, подул. Дуют.

Поднялись листья, Разбежались.

разлетелись в разные стороны.

Закружились, Кружатся.

закружились!

Листопад! Листопад!

Листья по ветру летят!

Затих ветерок, и вновь медленно опускаются на землю то желтые, то красные листья. Игра повторяется несколько раз.

Вторая поло-

вина дня

коммуникативная,

познавательно – исследовательская

двигательная,

восприятие всех видов искусств

1. Гимнастика после сна.

2. Воспитание КГН, навыков самообслуживания и взаимопомощи при одевании.

3. Психологическая игра

«Мы хотим, чтоб вокруг леса шумели».

Цель: Устанавливать эмоциональный контакт между всеми участниками. Эмоционально обогащать настроение взрослых и детей поэзией. Воспитывать потребность радовать близких. Способствовать осознанию дошкольниками взаимосвязи всех компонентов природы, закреплению навыков экологически грамотного поведения. Развивать чувства эмпатии.

4. Работа по воспитанию культуры поведения за столом.

5. Прослушивание музыкального произведения «Времена года. Октябрь. П.И. Чайковский»

6. Чтение художественной литературы: стихотворение Е.Курганова «Лес»,

Л.Н. Толстой, «Дуб и орешник».

Соколов-Микитов, «Осень».

Е. Трутнева, «По лесным тропинкам».

Н. Сладков, «Осень на пороге».

7. Игра «Четвёртый лишний » (выделение лишнего предмета из группы предметов).

8. .Центр сюжетно-ролевых игр:

Магазин « Семена»; создание предметно-развивающей среды и совместное изготовление некоторых атрибутов.

(Игры-спутники: «Семья», «Больница»).

9. Развивающие игры

«Собери листочек» - складывание картинки, разрезанной на 4 части.

«Отгадай, что за дерево?»

10. Исследовательская деятельность: рассматривание и сравнение листьев (по форме, размеру, длине черенка), наблюдение за листопадом

12. Центр продуктивных видов деятельности:

рисование, аппликация, лепка листьев разных деревьев.

Оснастить книжный уголок дополнительной литературой, интересными книгами с яркими иллюстрациями деревьев.

Аудиозапись

музыкального произведения «Времена года. Октябрь. П.И. Чайковский»

Выложить книги в уголок Книги

Атрибуты для игры

Настольно – печатные игры

Гербарий из листьев

Пластилин, краски акварельные

Индивиду

альная работа

Коммуникативная

познават. -

исследовательская

1. Индивидуальные занятия по тетради взаимодействия с логопедом.

Тетрадь взаимодействия

Прогулка вечером

Игровая, двигательная.

познавательно -

исследовательскаякоммуникативная

1.Целевая прогулка к старому пню. Цель: Выяснить предположительные причины гибели дерева; закреплять знание детей о переходе воды в твердое состояние; воспитывать эстетическое восприятие природы, уважение и почтительное отношение к старым деревьям; умение ориентироваться по плану экологической тропы. Рассмотреть модель дерева – дышит – удерживает растения в почве, всасывает из почвы влагу, растет, питается – размножается.

Подвижные игры

«Стрелок»,

«Дети и волк»

Взаимо

действие с семьями воспитанников

1. Создание папки-передвижки для родителей

«Красота осени»

2. Конкурс совместных работ детей и родителей из листьев.

Ежеднев

ные коммента

рии к изменениям в восп. – образ и индивидуа

льной работе с детьми

Тема: «Лес. Деревья»

Группа: старшая

Цель:

Дата: 05.10.2015

День недели

Режим

Взаимодействие

Групповая, подгрупповая

индивидуальная

Понедельник

УТРО:

Утренняя гимнастика (см. комплекс – октябрь №1)

Беседа «Лес- полный чудес» (о деревьях, их классификация).

Просмотр презентации «Деревья и кустарники».

Упражнение по методике «Расскажи стихи руками» - развивать слуховую и кинестетическую память, выразительность речи (Элина, Игорь).

Д/ игра «Отгадай и покажи» -

развивать логическое мышление, внимание; воспитывать выдержку при отгадывании загадок.

Рассматривание фото, репродукций, иллюстраций по теме

Расставить в книжном уголке фотоиллюстрации и картинки с изображением деревьев в разное время года.

Предложить родителям составить гербарий "Листочки наших деревьев".

НОД

ОО "Познавательное развитие" (Ознакомление с окружающим) Тема «Дети и родители». Цель: Формировать представление о значении семьи в жизни ребенка, о трудностях детей живущих вне семьи, о семейных традициях и интересных делах (И.Ф. Мулько стр. 42)

(Рисование) Тема: « Узор кукле на платье». Цель: Познакомить детей с дымковской росписью. Учить выделять её яркость, нарядный колорит, композицию узора. Учить выполнять эти элементы кистью. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, желание создавать красивый узор (Комарова стр. 88).

ОО «Художественно – эстетическое развитие» (Музыка) по плану муз руководителя.

ПРОГУЛКА:

Наблюдение за деревом

Цель - уточнять понятия «дерево». Закреплять понятия «гладкий», «колючий», «тяжелый», «легкий», «длинный», «короткий», «толстый», «тонкий».

Игра «Найди свое дерево»

Подвижная игра «Где растет дерево?»

Развитие движений - Метание шишек в дерево правой и левой рукой (Артем, Давид).

Д/ игра «К дереву и кустарнику - беги!» - развивать внимание, ориентировку в пространстве; воспитывать умение внимательно слушать педагога.

Ситуативный разговор «Почему не нужно срезать и ломать ветки?»

Трудовое поручение – сбор красивых листьев для аппликации.

Плетение венков из осенних листьев.

Работа перед сном

Л. Толстой «Дуб и орешник».

Вечер:

Дидактическая игра «Выращивание дерева» Цель: ознакомление детей с правилами (алгоритмами), которые предписывают выполнение практических действий в определенной последовательности.

Опыт: потребность деревьев в воде.

Танец с осенними веточками.

Д/упражнение «Что здесь лишнее?» - развивать логическое мышление, его операции, память, речь (Полина, Вероника).

Д/ упражнение «Дорисуйте за художника» - развивать воображение, память, пространственную ориентировку на листе, точность рисовальных движений; формировать настойчивость и усидчивость, интерес к результату деятельности.

Предложить раскраски «Деревья и листья». Закрепить аккуратное закрашивание.

ПРОГУЛКА:

Игра-перевоплощение «Ты - маленькое деревце» - развивать эмпатию (сочувствие, сострадание), воображение; воспитывать бережное отношение к живой природе, желание охранять ее.

Имитационная игра «Путешествие в лес» - развивать воображение, двигательную активность, выразительность речи и пантомимики; формировать интерес к природе, совместной деятельности со сверстниками.

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Тема: «Лес. Деревья»

Группа: старшая

Цель: Закреплять знания детей о деревьях; показать значение листопада для жизни растений зимой; систематизировать и углублять знания детей о сезонных изменениях в природе.

Дата: 06.10.2015

День недели

Режим

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие

с родителям (социальными партнерами

Групповая, подгрупповая

индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Вторник

УТРО:

социально-коммуникативное познавательное речевое художественно-эстетическое физическое развитие

Утренняя гимнастика (см. комплекс – октябрь №1)

Рассказ воспитателя «Как растения готовятся к зиме».

Д/ игра «Волшебное дерево» - развивать представление детей о символическом изображении предметов. Развивать умение классифицировать блоки по трем признакам и умение выделять основные признаки.

Дидактические упражнения

«Найди причину» - развивать фразовую речь, память, логическое мышление; воспитывать ответственность за свои поступки (Мила, Саша).

Рассмотреть собранные листья от разных деревьев (сравнить окраску, форму).

Дидактическая игра «Наряди дерево по времени года» -

воспитывать желание выполнить задание качественно.

Предложить трафареты деревьев (обвести силуэты деревьев), дорисовать листья.

Настольная игра «Лото» (деревья, цветы, кустарники, грибы).

консультация для родителей "Правила поведения в природе или брать у природы надо с умом, не нанося ей вред".

НОД

ОО "Познавательное развитие" (ФЭМП) Цель: Образование числа 7 , показать образование числа 7 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 6 и 7. Продолжать развивать умение сравнивать до 6 предметов по ширине и раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности.Продолжать определять местоположение людей относительно себя.

ОО «Художественно – эстетическое развитие» (Аппликация) Тема: «Наш любимый мишка». Цель: Учить создавать изображение игрушки из частей.Закреплять умение вырезывать части круглой и овальной формы, аккуратно наклеивать изображение (Комарова стр. 89).

ПРОГУЛКА:

Экскурсия в лес. Побуждать наблюдать за изменениями, происходящими в природе. Учить отличать деревья по расположению ветвей и семенам, которые остались на деревьях. Формировать умение правильно вести себя в природе, заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих.

Упражнение «Времена года» - Научить устанавливать простые закономерности (Дима, Радмир).

Бег между деревьями, счет деревьев, сравнивание по внешнему виду (елка, сосна, береза, тополь, клен)

Дидактическая игра «Дерево - куст» - развивать быстроту реакции, память.

Трудовое поручение - Собрать веточки, красивые листья. Крылатки для выкладывания различных фигур на песке.

Игра с мячом «Дерево, цветок, куст»

Цель: закреплять знания детей об объектах природы.

Работа перед сном

Полоскание рта пред сном, хождение по массажным коврикам, дыхательные упражнения.

Ознакомление с художественной литературой. Чтение рассказа «История одной яблоньки» К. Ушинский.

Вечер:

Д/игра «Посадим лес» -

развивать память, воображение, операции мышления, активное внимание; воспитывать выдержку, культуру общения.

Разучить пословицы «Дерево держится корнями, а человек - друзьями», «Дерево ценят по плодам, а человека - по делам» (подгруппа)

Исследовательская деятельность: рассматривание и сравнение листьев по форме, размеру, окраске, поверхности листа.

Выставка изделий из дерева для рассматривания детьми.

ПРОГУЛКА:

Игра – развлечение «Считай – ногами». Подвижная игра «Замри». Подвижная игра «Ручейки и озера».

Самостоятельная деятельность детей.

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Тема: «Лес. Деревья»

Группа: старшая

Цель: Закреплять знания детей о деревьях; показать значение листопада для жизни растений зимой; систематизировать и углублять знания детей о сезонных изменениях в природе.

Дата: 07.10.2015

День недели

Режим

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие

с родителям (социальными партнерами

Групповая, подгрупповая

индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Среда

УТРО:

социально-коммуникативное познавательное речевое художественно-эстетическое физическое развитие

Утренняя гимнастика (см. комплекс – октябрь №1)

Беседа с детьми: «Пожар в лесу?»

Дидактическая игра «Найди в букете такой же листок, какой покажу»

Дидактическая игра «Найди в букете такой же листок, какой покажу»

Дидактическая игра «Найди, о чем расскажу» Цель. Нахождение предметов по описанию взрослого.

РАСТЕНИЯ НАШЕГО ЛЕСА

цель: закрепить знания о природных богатствах родного края, о растениях леса своей местности.

Дидактическая игра «Узнай, о чем я говорю» - Учить детей угадывать предмет по описанию. Развивать словарное творчество (Тигран, Катя К.)

Ситуативный разговор «Могут ли деревья лечить?»

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Цель. Нахождение предмета при помощи одного анализатора.

Иллюстрации «Что не следует делать в лесу?»

Настольная игра «Деревья, листья и плоды».

Предложить поучаствовать в международном флешмобе «Осенний букет».

НОД

ОО «Речевое развитие» (развитие речи) Тема: « ЗКР: дифференциация звуков С-Ц» Цель: Закрепить правильное произношение звуков С-Ц, учить детей дифференцировать звуки. , различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи. познакомить детей с новыми загадками.

ОО «Музыка» - по плану руководителя.

ОО «Физическое» - по плану руководителя.

ПРОГУЛКА:

Наблюдение « Листопад» – закрепить знания признаков осени. Уточнить, почему падение листьев называют листопадом.

Хороводная игра «Лети, листок, ко мне в кузовок».

Игра « ЧТО ГДЕ РАСТЕТ?» - знать место произрастания растений.

Игра «Назови ласково» - Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом (Диана, Рубен).

П/И: "Листопад", "Догони меня", "Воробушки".

Словесные игры «Кто знает, пусть продолжает», «Повторяй друг за другом».

Труд. Собрать красивый букет для родителей.

Выкладывание рисунков из опавших листьев.

Работа перед сном

Полоскание рта пред сном, хождение по массажным коврикам, дыхательные упражнения.

Ознакомление с художественной литературой. Чтение рассказа «Спор деревьев» К. Ушинский.

Вечер:

Чтение стихов о деревьях и кустарниках - развивать воображение, чувство ритма, чувство прекрасного; воспитывать эстетические чувства, интерес к теме.

И г р а «Чьи плоды?»

Дидактическая игра «Подскажи слово». Цель. Закреплять умения детей образовывать относительные прилагательные (Сережа, Паша).

Игра «Продай дерево»

Цель: закрепление признаков и названий деревьев.

Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Прогулка в лес».

Настольная игра "В лесу".

ПРОГУЛКА:

Наблюдение « Кора деревьев» - Учить определять возраст по коре (старое дерево- молодое дерево) Как определить по коре болеет ли дерево?

Дидактическая игра «Найди листок, какой покажу» Цель. Нахождение предметов по сходству.

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Тема: «Лес. Деревья»

Группа: старшая

Цель: Закреплять знания детей о деревьях; показать значение листопада для жизни растений зимой; систематизировать и углублять знания детей о сезонных изменениях в природе.

Дата: 08.10.2015

День недели

Режим

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие

с родителям (социальными партнерами

Групповая, подгрупповая

индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Четверг

УТРО:

социально-коммуникативное познавательное речевое художественно-эстетическое физическое развитие

Утренняя гимнастика (см. комплекс – октябрь №1)

Просмотр видео фильма «Как растет дуб?»

Беседа о просмотренном фильме.

Пальчиковая гимнастика «Листочки».

Побеседовать о выражении «Крепкий, как дуб», что означает это выражение (Катя К., Алина).

Речевая игра с раскраской «Дуб» - подобрать много слов о дубе, чтобы закрасить все части.

Игра «Путаница» - узнать, какие листочки перепутались.

Игра – лото «Где растет огурчик?» - знакомство детей с растениями, деревьями, кустарниками и плодами, которые на них растут.

Предложить родителям картотеку по развитию связной речи у детей по теме «Деревья».

НОД

ОО " Познавательное развитие" (Экология) Тема: «Корова и коза – домашние животные». Цель: Формировать у детей обобщенное представление о том, что корова и коза – домашние животные (Дыбина стр. 120)

ОО Художественно – эстетическое развитие (Рисование) Тема: «Три медведя гуляют». Цель: Учить создавать в рисунке образы сказок. Учить передавать форму частей, их относительную величину, строение и отношение по величине 3 фигур. Закреплять умение рисовать гуашью (Комарова стр. 89)

ПРОГУЛКА:

Наблюдение «Самый закаленный – дуб» - Рассказать детям, что осенью у дуба листья облетают неохотно и медленно, как будто не торопятся лететь на землю. И когда уже весь лес облетел, у дуба всё еще есть листья. А некоторые дубовые листочки вообще не облетают, так и остаются на ветках на зиму.

Игра «Осенние листья» - Речевое упражнение на развитие языкового чутья (Паша, Тигран).

Ситуативный разговор « Что было бы, если бы не было деревьев? »
Подвижная игра

«Мяч водящему». Цель: упражнять в подбрасывании и ловле мяча обеими руками.

Трудовая деятельность - Подметание дорожек, уборка опавших листьев, сгребание их в кучу, помощь дворнику.

Работа перед сном

Полоскание рта пред сном, хождение по массажным коврикам, дыхательные упражнения.

Ознакомление с художественной литературой. Чтение сказки Ганса Христиана Андерсена « Последний сон старого дуба».

Вечер:

Просмотр мультфильма «Сказки старого дуба».

Загадывание загадок друг другу, накануне выученных детьми о деревьях.

Разучивание чистоговорки «Кусты» (Витя, Денис)

Сты- сты- сты – зеленые кусты,

Стах – стах – стах – птицы гнезда вьют в кустах.

Игра «Прятки». Цели:

Развитие зрительного внимания. Закрепление умения употреблять предлоги ЗА, НА, ПОД. Формирование пространственных представлений и фразовой речи.

Предложить обучающие карточки «Деревья». Раскраски «Деревья и кустарники».

ПРОГУЛКА:

  • Прыжки со скакалкой. Цель: учить прыгать одновременно на обеих ногах.

Найти листочки, которые, сорвавшись, сразу падают вниз. Найти листочки, которые летят, медленно покачиваясь из стороны в сторону. Найти листочки, которые летят, цепляясь за ветки. Составить из опавших листьев узор на асфальте.

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Тема: «Лес. Деревья»

Группа: старшая

Цель: Закреплять знания детей о деревьях; показать значение листопада для жизни растений зимой; систематизировать и углублять знания детей о сезонных изменениях в природе.

Дата: 09.10.2015

День недели

Режим

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие

с родителям (социальными партнерами

Групповая, подгрупповая

индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Пятница

УТРО:

социально-коммуникативное познавательное речевое художественно-эстетическое физическое развитие

Утренняя гимнастика (см. комплекс – октябрь №1)

Беседа «Зачем нужна кора деревьям?»

Игра «Четвертый лишний».

Игра «Украшаем елку». Цели:

Развитие сенсорных представлений.

Упражнение в употреблении наречий ВВЕРХУ, ВНИЗУ, ПОСРЕДИНЕ.

Речевая игра «Веселый счет» - учить согласовывать существительные с числительными от одного до пяти (Диана, Катя З.)

Ситуативный разговор «Что случилось в лесу? Придумай историю»

Игра «Чего не стало». Цели:

Обогащение словарного запаса по теме. Развитие зрительного внимания.

Игра «Собери дерево и угадай его» (разрезные картинки).

Мнемо-таблицы «Описание дерева».

Выставка поделок и аппликаций из осенних листьев.

НОД

ОО « Речевое развитие» (Художественная литература) Тема: чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный». Цель: Лексико- грамматические упражнения.Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным. Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» помочь понять её смысл.

ОО «Физическая культура» (по плану физ. инструктора)

ОО « Познание» (Конструирование и ручной труд) «Коробочка» учить детей мастерить коробочку, используя несложную выкройку. Куцакова стр. 68

ПРОГУЛКА:

Наблюдение за ивой осенью

Цель : расширять знания о разновидностях ивы (верба, ракита, лоза и др.).

Исследовательская деятельность

Собрать листья осины и березы для гербария.

Цель: учить отличать листья (по форме, размеру, длине черенка).

Д/игра «Скажи ласково» - развивать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (Аня, Рубен)

Трудовая деятельность

Сбор листьев для изготовления поделок

Цель: продолжать прививать трудовые умения и навыки

Подвижные игры

«Перелет птиц», «Охотники и звери». Цели: упражнять в беге через разные препятствия;

развивать ловкость.

Задание детям «Узор коры» - приложить лист бумаги к коре дерева и штриховать мягким простым карандашом.

Работа перед сном

Полоскание рта пред сном, хождение по массажным коврикам, дыхательные упражнения.

Ознакомление с художественной литературой. Чтение А. Плещеев «Ель».

Вечер:

Просмотр детского мультфильма «Почему у деревьев к зиме опадают листья?»

Обсуждение просмотренного мультфильма.

Чистоговорки «Береза» (Эмиль, Давид)

Озы –озы –озы – ствол белый у березы.

Озе – озе – озе – сидит сорока на березе.

Игра «Такие разные листочки» Цели: Сравнение листочков разных деревьев по цвету и величине, согласование прилагательных с существительными в роде.

Изготовление альбома «Деревья нашего участка» (приклеивание листиков, семян деревьев и узор коры деревьев)

ПРОГУЛКА:

Подвижные игры «Лиса и зайцы». Цель: формировать представление об образе жизни и повадках животных.

«Хищник - добыча».

Цели: упражнять в установлении связи «хищник - добыча»; развивать быстроту бега, ловкость.

Индивидуальная работа Развитие движений.

Цель: закреплять навыки приседания из положения ноги врозь, перенося массу тела с одной ноги на другую, не поднимаясь.


Деревья — это зелёный щит планеты, они приносят огромную пользу всему человечеству. Но, к сожалению, эти богатства не вечны. Необходимо с самого детства знакомить детей со значением живой природы и способами её сохранения. Летний период — хорошее время для повторения с детьми знаний о деревьях и кустарниках. Воспитатель обращает внимание на разнообразные плоды и семена деревьев, разучивает стихи и пальчиковые игры по теме, подбирает тексты для чтения во второй половине дня. В это время планируются разнообразные экологические акции «Живое дерево», «Сохраним дубы» и т.д., направленные на формирование желания у детей сохранить планету. Интересные рассказы о деревьях, пальчиковые игры, развивающие упражнения по теме вы найдёте в приложении к плану «Тематическая неделя «Деревья и кустарники».

Социально-коммуникативное развитие

В области социально-коммуникативного развития запланированы рассматривание альбома «Деревья России», беседа о лесных пожарах, сюжетные игры по выбору детей, подвязывание веток и окапывание деревьев. Для развития чувства эмпатии педагог организует упражнение «Если бы я был деревом».

Познавательное развитие

Воспитатель предлагает детям презентацию «Кто на дереве живёт» с целью показать важность дерева для живых существ, вспомнить о свойствах древесины, сравнивать разные деревья, что способствует познавательному развитию дошкольников.

Речевое развитие

Старшие дошкольники закрепляют умение определять первый звук в слове, грамотно выстраивать предложение. Для решения задач речевого развития взрослый организует игры типа «Слова-друзья», «Какое слово заблудилось» и др.

Художественно-эстетическое развитие

Продолжается работа по развитию творческого мышления и воображения. Художественно-эстетическому развитию способствуют конструктивная деятельность из природного материала, рассматривание пейзажной живописи, песенное и театральное творчество.

Физическое развитие

В течение недели старшие дошкольники узнают о значении и свойствах кожи, механизме работы нервной системы, о пользе деревьев для здоровья человека. Физическому развитию так же способствуют подвижные игры «Встречные перебежки», «Палочка-стукалочка» и т.д.

Ознакомьтесь с фрагментом тематической недели

Понедельник

ОО Познавательное развитие Речевое развитие Физическое развитие
1 п.д. Рассматривание альбома «Деревья России». Цель: расширять представления о флоре России. Настольная игра «Найди дерево по семенам». Цель: закрепить знания детей о плодах и семенах деревьев. Упражнение «Земля, воздух, огонь, вода». Цель: активизировать и расширять словарный запас. Игра «Перевёртыши». Цель: способствовать развитию воображения. Физминутка «Выросли деревья в поле». Цель: познакомить с новой игрой.
Про-
гулка
С.р.игра по выбору детей. Цель: побуждать детей к самостоятельности в игре, вызывая у них эмоционально-положительный отклик на игровое действие. Наблюдение за божьей коровкой. Цель: воспитывать бережное отношение к животным и насекомым. Д.и. «Волшебные превращения». Цель: способствовать развитию грамматического строя речи. Пение песен о лесе, частушки. Цель: поддержать интерес к музыке. П.и. «Брось мешочек». Цель: учить детей метать мешочки с песком в горизонтальную цель, правой левой рукой прицеливаясь. П.и. «Жмурки». Цель: порадовать детей.
ОД
2 п.д. Игра «Клубочек». Цель: способствовать развитию общения между детьми. Обучающая презентация «Кто на дереве живёт». Цель: показать, как важно дерево в жизни животных и насекомых. Чтение Л.Толстой «Дуб и орешник». Цель: обогащать знания детей о деревьях через литературу. Конструктивно-модельная деятельность по замыслу. Цель: закреплять умение объединять постройки в единый сюжет. Беседа: «Самое главное — мозг!». Цель: познакомить с механизмом работы нервной системы человека.

Вторник

ОО Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие
1 п.д. Рассказ воспитателя о лесных пожарах. Цель: вспомнить причины и правила поведения во время пожара. Познавательная деятельность «Древесина и её свойства». Цель: расширить знания детей о возможности использования древесины. Игра «Определи первый звук в слове». Цель: закрепить умение вычленять первый звук в слове. Повторение хоровода «Во поле берёза стояла». Цель: развивать пластичность движений. Проблемная ситуация «Сколькими способами может передвигаться человек». Цель: способствовать развитию двигательных навыков.
Про-
гулка
Помощь в окапывании деревьев и кустарников. Цель: развивать трудовые навыки. Сравнение различных деревьев. Цель: формировать умение доказывать свои гипотезы. Д.и. «Слова — друзья». Цель: учить детей подбирать близкие по звучанию слова. Конструирование «Домик лесника». Цель: закрепить конструктивные навыки детей. П.и. «Раз, два, три, к дереву беги». Цель: закрепить названия деревьев на участке.
ОД

Яицкая Любовь Ивановна
Календарно-тематическое планирование в старшей группе «Деревья и кустарники»

Понедельник, 8.10.2018

" Деревья и кустарники . "

Утро :

Утренняя гимнастика. Ц : поднять мышечный и эмоциональный тонус, приучать детей следить за своим здоровьем.

Артикуляционная гимнастика «Лес осенью» . Ц

Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик погулять» . Ц

1. Беседа «Растительный мир осенью»

Цель : Расширять представление о разнообразии растительного мира. Учить различать деревья и кустарники по внешнему виду . Формировать желание отражать красоту природы в художественно-творческой деятельности.

2. ЗКР. Проговаривание чистоговорок о деревьях . Ц :развивать речь детей.

3. Д/и «С какого дерева листок » Ц : учить узнавать и правильно называть деревья , совершенствовать знания детей о деревьях , бережно относиться к растениям.

4. Ситуативный разговор : «Какую пользу приносит дерево » -расширять представления детей о деревьях .

5. Дежурство детей в уголке природы, по столовой и на занятиях. Ц : воспитывать трудолюбие, дисциплинированность, инициативность, ответственность.

6. С/р игра «Магазин» Ц : научить применять свои знания и умения на практике, создать между детьми дружескую атмосферу, развить у них ответственность, интерес.

1. Художественно-эстетическое развитие - Рисование

«Осеннее дерево » . (К. 5) Колдина

Цель : Развитие творческих способностей детей через изобразительную деятельность, посредством нетрадиционных техник рисования.

2. Познавательное развитие- ФЦКМ

«Деревья – наши друзья » (К. 4) Дыбина

Цель : Формировать представление о пользе деревьев , о том, как люди ухаживают за деревьями . Формировать умение детей чувствовать, понимать стихотворный текст. Развивать слуховое и зрительное внимание.

3. Физическое развитие- Физкультура по плану инструктора по физвоспитанию

Прогулка :

1. Наблюдение за деревом . Цели : - уточнять понятия «дерево » . Закреплять понятия «гладкий» , «колючий» , «тяжелый» , «легкий» , «длинный» , «короткий» , «толстый» , «тонкий» .

2. Чтение худ. лит. Загадки о деревьях . Цель : учить отгадывать загадки, находить сходство между предметами.

3. Трудовая деятельность Уборка участка от мусора. Цель

4. Подвижные игры «Листопад» , «игры с мячом» . Цель : учить детей бегать в рассыпную не наталкиваясь друг на друга.

5. Индивидуальная работа Развитие движений : ходьба и бег по извилистой дорожке Цель : совершенствовать навыки ходьбы и бега.

6. Дид. и. «Расскажи о том, что изображено на картинке» Ц : учить детей составлять рассказ по картинке, правильно называть предметы.

7. С/р игра «Парикмахерская» Цель : воспитывать дружелюбие и уважение к труду парикмахера, выполнять правила игры.

Вечер :

Оздоровительная гимнастика после дневного сна. Ходьба по массажным дорожкам.

1. Чтение рнс «Хаврошечка» обр. А. Н. Толстой. Цель : Формировать представления детей о трудолюбивом человеке.

2. Д/И «Сложи картинку» . Цель : учить детей правильно складывать картинки, развивать логическое мышление.

3. И/У «Спортсмены тренируются» , боковой голоп. Ц : учить правильно выполнять боковой голоп.

4. П/и. «Хвостики» Ц :учить бегу в рассыпную. не наталкиваясь друг на друга.

Инд. беседы с родителями о том что их волнует.

Вторник, 9.10.2018

«Деревья и кустарники »

Утро :

Утренняя гимнастика. Ц.: поддержать бодрое и радостное настроение делать зарядку

Артикуляционная гимнастика «Лес осенью» . Ц : продолжать развивать артикуляционный аппарат.

Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик погулять» . Ц :развивать мелкую моторику рук.

1. Беседа «Мы – друзья природы»

Цель : Закреплять у детей знания о правилах поведения в природе. Учить бережному и доброму отношению к природе и друг к другу.

2. Настольные игры в интеллектуальном уголке : «Логика» , «Пазлы» . Цель : Продолжать развивать логическое мышление, желание составлять целое из частей.

3. Д. И. «Назови правильно» . Цель : Закрепить название деревьев , где растет, что нужно для роста деревьев .

4. П. И. «Пузырь» Цель : продолжать развивать умение ходить и бегать по кругу взявшись за руки.

5. Инд. раб. В уголке природы –полив цветов, рыхление почвы.

1. Познавательное развитие- ФЭМП

Числа и цифры 1,2,3,4" (К. 5) Колесникова

Цель : Закреплять умение образовывать число 4, на основе сравнения двух групп предметов , выраженных соседними числами 2 и 2; 1 и 3; 3 и 1

плану инструктора по физвоспитанию

3. Речевое развитие- Развитее речи

«Лексико-грамматические упражнения. Чтение сказки . (К. 5) Гербова.

Цель : Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным. Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» (обработка И. Карнауховой, помочь понять ее смысл.

Прогулка :

1. Наблюдение за птицами. Цель : Продолжать рассказывать о птицах : одни покидают родные места днем, другие ночью; одни летят по одиночке, другие стаями. По одиночке улетают из наших лесов кукушки, чуть позже полетели хищники, коршуны, ястребы. Но большинство птиц улетает стаями. Утки выстраиваются в косой ряд, чибисы – в длинные цепочки, а журавли и гуси летят клином.

2. Отгадывание загадок о птицах. Цель : приучать детей отгадывать загадки, развивать речь.

3. Трудовая деятельность. Подмести дорожки Цель : развивать желание работать дружно, помогая друг другу.

4. Индивидуальная работа. Развитие движений. Цели : обучать прыжкам в высоту с бокового разбега; закреплять навыки мягкого приземления на полусогнутые ноги в прыжках в высоту с разбега.

5. Опытно – экспериментальная работа «Опыты с древесиной» Цель : учить детей проводить опыты с древесиной (легче воды –плавает, не притягивается магнитом,можно изготавливать мебель, игрушки, кухонную утварь.

6. Пальчиковая игра «Осень» Цель : развитие мелкой моторики.

7. П и. «К дереву беги » , «Птички в гнездышках» Ц :развитие ориентировке в пространстве, бег в рассыпную.

Вечер :

Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам

1Чтение худ. лит. рнс «Сивка-бурка» обр. М. Булатов Формировать у детей умение оценивать поступки героев, выражать свое отношение к ним

2. Ситуативный разговор «Какая моя семья?» -развивать монологическую речь.

3. П/И «Ловишка с мячом» -развивать двигательную активность.

4. И/у «Бегуны» . Упр. в беге мелким и широким шагом.

5. Д/и «Мой адрес» цель : Закрепить домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей.

Работа с родителями : предложить сделать осеннюю поделку вместе с ребенком.

Среда,10.10.2018

«Деревья и кустарники »

Утро :

Утренняя зарядка. Ц.: поощрять за правильное выполнение упражнения.

Артикуляционная гимнастика «Лес осенью» . Ц : продолжать развивать артикуляционный аппарат.

Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик погулять» . Ц :развивать мелкую моторику рук.

1. Беседа. «Деревья , кустарники и травянистые растения»

Цель : Расширять представления об изменении в мире растений осенью. Учить различать по внешнему виду деревья и кустарники .

2. Игра «Дорисуй» . Цель : учить детей дорисовывать рисунок, развивать мышление, фантазию.

3. Дидактическая игра «Четвертый лишний» Задачи : Совершенствовать знания детей о растениях, уметь выделять лишний предмет.

4. Упр. На дыхание «Насосы» Цель Развивать целенаправленную воздушную струю.

5. Азбука общения «Уроки этикета» Цель : Формировать у детей осознанное отношение к порядку, стремление поддерживать порядок в окружающей обстановке, самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного

1. Физическое развитие- Плавание по плану инструктора по плаванию

2. Художественно-эстетическое развитие- Музыкальное по плану музруководителя .

3. Познавательное развитие - Экология

«Растения - легкие Земли» (К. 5) Веракса, Гербова В. В., Комарова Т. С. Комплексные занятия.

Цель : дать представление о значении растений; показать зависимость всего живого от состояния растительного покрова; воспитывать интерес к растениям, учить понимать происходящие в природе процессы.

Прогулка :

1. Наблюдение за пнем. Цель – Способствовать формированию представлений о том, что такое ПЕНЬ; что пень служит "домом" для разнообразных живых существ (животных и растений) .

2. Подвижная игра «Бездомный заяц» . Цели : упражнять в беге в разных направлениях; тренировать быстроту, выносливость.

3. Индивидуальная работа «Попади в обруч» . Цели : формировать умение метать в горизонтальную цель, вдаль на расстояние не менее 5-9 м; совершенствовать координацию движений.

4. Ср. и. «Путешествие» Задачи : Побуждать детей творчески воспроизводить в играх путешествие. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку.

5. Пальчиковая гимнастика «Пенек» .Ц : развитие мелкой моторики.

6. Трудовая деятельность Уборка беседки. Цель : воспитывать положительное отношение к труду, ответственность при выполнении поручений.

Вечер :

Оздоровительные упражнения после сна. Закаливающие мероприятия : Ходьба по ребристым коврикам. Цель :профилактика плоскостопия

1. Чтение худ лит. В. Дмитриева. «Малыш и Жучка» (главы) . Цель : чувствовать и понимать характер образов литературного произведения

2. Д. И. «Закончи предложение» . Цель : Развивать логическое мышление

3. Игры в математическом уголке на наборном полотне, с магнитной доской, экспериментировать с магнитами. Цель : Закрепить счет, геометрические фигуры, ориентировка в пространстве «вверху, внизу» .

4. П. И. «Прятки» Цель : Развивать умение прятаться, тренироваться в беге врассыпную.

5. Инд. раб. продолжить учить детей пользоваться ножницами. Вырезывание предметов по контуру, аппликаия- украсим кормушки для птиц.

Работа с родителями. Нацеливать родителей дальше продолжать продуктивную деятельность по теме недели.

Четверг, 11.10 .2018

«Деревья и кустарники »

Утро :

Утренняя зарядка. Ц.: закрепить умение повторять движения за воспитателем.

Артикуляционная гимнастика «Лес осенью» . Ц : продолжать развивать артикуляционный аппарат.

Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик погулять» . Ц :развивать мелкую моторику рук.

1. Беседа. «По тропинке в лес пойдём» . Цель : пробудить интерес к лесу и его обитателям; познакомить с правилами поведения в лесу; вызвать стремление охранять лес и бороться с нарушениями правил поведения в лесу.

2. Словесная игра «Деревья и плоды » Цель : помочь детям запомнить название деревьев и плодов , которые на нем растут. развивать речь детей.

3. Дежурство по столовой (сервировка стола) . Цель : воспитывать желание помогать старшим .

4. Д/и «Сколько?» : тренировать в счете предметов до 5.

5. Разучивание пальчиковых игр «Кормушка» . Цель

6. Занятия по интересам. Цель – воспитывать самостоятельность, дружеские взаимоотношения

1. Художественно-эстетическое развитие Изодеятельность- Рисование

«Сосна» . (К. 8) Колдина

Цель : Учить рисовать дерево , передавая его строение (ствол, сучья, хвоя, сначала простым карандашом, а затем оформлять работу в цвете. Учить смешивать краски для получения разных оттенков одного цвета. Продолжать учить рисовать всем ворсом широкие линии и кончиком кисти тонкие линии. Закреплять умение использовать метод примакивания.

2. Речевое развитие- Развитие речи

«Учимся быть вежливыми. Заучивание стихотворения Р. Сефа «Совет» . (К. 8) Гербова.

Цель : Продолжать упражнять детей в умении быть вежливыми. Помочь запомнить стихотворение Р. Сефа «Совет» , научить выразительно читать его.

3. Физическое развитие- Плавание по плану инструктора по плаванию

Прогулка :

1 Наблюдение за ветром. Цель - конкретизировать и закрепить знания детей о ветре. Научить определять силу ветра.

2. Чтение х. л. Неизвестно где живет,

Прилетит, деревья гнет .

Засвистит по речке дрожь,

Озорник, а не уймешь?

3. Трудовая деятельность Уборка участка от сухих веток. Цель : воспитывать положительное отношение к труду, ответственность при выполнении поручений.

4. Подвижные игры «Попади в цель» . Цель : упражнять в метании шишек правой и левой рукой; «Перелет птиц» . Цель : учить выполнять действия по сигналу.

5. Индивидуальная работа «дарц магнитный» Цель : развивать глазомер, меткость и ловкость.

6. Пальчиковая гимнастика «Лес» Развитие мелкой моторики.

ОБЖ. Один дома» - тренинг с детьми о правилах поведения - один дома.

Цель : Формировать умение у детей соблюдать правила поведения дома, развивать

умение защитить себя, воспитывать желание знать больше о правилах безопасности дома, без родителей.

Вечер :

Гимнастика после сна. Ходьба по дорожкам здоровья

1. Чтение Формирование основ безопасности С. Михалков «Дядя Степа-милиционер» Закрепление правил поведения на улицах города

2. Настольная игра «Логика» - прохождение лабиринтов. Цель : развивать логическое мышление у детей.

3. Чтение стихотворений о деревьях . Цель : Укреплять память, развивать желание читать стихи с выражением. Обогащать и активизировать словарь

4. .Индивидуальная работа Игры с мячом. Цель : Продолжать учить отбивать мяч от пола.

5. Ручной труд – изготовление птицы оригами. Цели : развить эстетический вкус, умения что-то делать своими руками; вызвать желание трудиться.

Беседа с родителями о здоровье их детей.

Пятница, 12.10.2018г

"Деревья и кустарники "

Утро :

Утренняя зарядка. Ц.: воспитывать желание делать зарядку.

Артикуляционная гимнастика «Лес осенью» . Ц : продолжать развивать артикуляционный аппарат.

Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик погулять» . Ц :развивать мелкую моторику рук.

1. Беседа «.«Лучше добрым быть»

Цель : Дать детям представление о равнодушном, безразличном человеке, его поступках. Учить детей различать внешнее проявление эмоционального состояния (злость, равнодушие, радость) . Учить анализировать поступки, находить причину конфликта, способы решения конфликтных ситуаций и способствовать их усвоению в поведении. Обобщать представление о доброте и вызывать стремление совершать добрые поступки.

2. ЗКР. разучивание пословиц и поговорок о доброте.

3. Игра – драматизация по сказке «Теремок» .Цель : продолжать учить детей обыгрывать различные сюжеты из сказки, формировать умение играть.

4. П. И. «Сова» ». Цель : упражнять в умении быстро повторять движения, действовать по сигналу.

5. Х/и «Кто позвал?» Цели : Развитие слухового восприятия, умения различать голоса сверстников. Воспитание желания активно участвовать в играх.

6. Пальчиковая гимнастика «Лес» . Цель : развитие мелкой моторики рук.

1. Художественно-эстетическое развитие - Изодеятельность- Аппликация

«Нарядные деревья » (К. 3) Колдина

Цель : Познакомить детей с новым приемом аппликации «рваная» мозаика; учить детей изображать крону дерева с помощью цветной бумаги; учить видеть контур изображения на листе. Закрепить умение пользоваться клеем, набирать небольшое количество на кисть.

Воспитывать чувство «прекрасного» , любовь к природе.

2. Физическое развитие- Физкультура по плану инструктора по физвоспитанию

Прогулка :

1Наблюдение за солнцем. Цель - познакомить детей с явлениями неживой природы : изменениями, происходящими с солнцем.

2. Чтение х. л. Ты весь мир обогреваешь, и усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце, и зовут тебя все …

(Солнце.)

3. Игра «Закончи предложение» . Развивать быстроту мышления, речь детей.

4. Индивид. работа. Цель- упражнять в прыжках в длину с места.

5. Труд. поручение «Подметём дорожку» . Воспитывать у детей желание участвовать в совместном труде.

6. П/И «Волк во рву» Цель : Развив. у детей ловкость, умениепрыгать, не наталкиваясь друг на друга. Учить регулировать дыхание во время бега. Формировать навыки безопасного поведения в игре.

7. С. р. и. «Больница» Цель : Развивать желание детей участвовать в игре, совершенствовать знания о работе доктора, развивать речь.

ПДД Просмотр м/ф» «Смешарики» , улица.

Цель : Закрепить понятия «улица» , «дорога» , «тротуар» , «транспорт» , «переход» , знание правил поведения пешеходов на улице.

Вечер :

Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам.

1. КГН-«Лучший стол» Ц.: Закреплять умение аккуратно кушать, правильно сидеть за столом

2. Словесная игра «Было-будет» . Ц.: упражнять в правильном использовании слов о прошлом,настоящем и будущем времени.

3. Д/и «Добавь слово» Ц.: учить детей добавлять слова по смыслу.

4. Повторение стихов и песен про осень. Ц : развивать внимание, речь детей.

5. Настольно - печатные игры на внимание и логику «Домино» , «Найди пару» , «Пазлы» - развивать логическое мышление

Работа с родителями : Совместные сборы фотографий и различной информации о моем городе для создания альбома «Мой любимый город»

Познание (ФЦКМ) Лес как экологическая система.

Программное содержание: Сформировать понятие «этажи леса»; Выявить взаимосвязи между растениями и местом обитания, питания животных; Развивать у детей элементы экологического сознания: «Мы нужны друг другу на земле». Воспитывать любовь к природе

Предварительная работа: изготовление модели «Этажи леса»

Материал и оборудование: игрушки Лесовичка и Домовенка, картины – «Лес», «Ельник», «Сосновый бор», «Дубовая роща». Карточки с цифрами от 1 до 5. 5 –этажный дом. Макеты деревьев (дуб, сосна, ель, береза, ольха, осина), кустарников (рододендрон даурский, смородина, шиповник), мелкого кустарничка (брусничник). Травы, грибы, лишайники. Животные – звери (медведь, лось, белка, заяц, лиса, еж). Птицы (дятел, кукушка, клест). Насекомые (жук, божья коровка, бабочка, стрекоза, гусеница).

Модели: «Этажи леса».

Ребята, послушайте внимательно рассказ О. Дмитриева «Что такое лес», и определите тему нашего занятия.

«Однажды один художник решил нарисовать лес. «Что такое лес? – рассуждал художник. Лес – это, конечно, «деревья».

И стал он рисовать деревья – березы и ели, дубы и сосны, липы и пихты, лиственницы и орешник. Очень хорошо получилось у него. И так похоже, что казалось, вот-вот пробежит ветерок, и затрепещут листочки осин, закачаются лапы елей и ветки берез.

А в углу картины художник нарисовал маленького человечка с большой бородой – Старичка – Лесовичка, потому что, какой же это лес без лесовичка? Повесил художник картину на стене, полюбовался ей и уехал куда-то. А когда приехал, увидел на своей картине вместо зеленых елочек и кудрявых березок одни лишь сухие стволы. «Что случилось? – удивился художник. – Почему засох мой лес?»

Какой же это лес? – вдруг услышал художник. – Это не лес, а одни лишь деревья.

Посмотрел он в угол картины и понял, что это Старичок – Лесовичок разговаривает с ним.

Разве может быть лес без кустов, трав, цветов? – продолжал Лесовичок.

Не может, согласился художник и принялся за новую картину.

Он опять нарисовал деревья, и они получились еще лучше, потому что рядом были такие же красивые кустарники, а на земле – среди зеленой травы – множество ярких цветов.

Вот теперь хорошо, - похвалил сам себя художник, - но вот теперь-то у меня получился настоящий лес.

Но прошло немного времени, и деревья опять стали чахнуть.

Ты забыл нарисовать грибы, - сказал Лесовичок художнику.

Да, - согласился художник, - но разве в лесу обязательно должны быть грибы? Я много раз бывал в лесу, а грибы находил не часто.

Это ничего не значит, - сказал Лесовичок, - грибы должны быть обязательно. Без них не будет леса.

И художник нарисовал в своем лесу грибы. Но лес продолжал чахнуть.

Это потому, что в твоем лесу нет насекомых и птиц, - сказал Лесовичок.

Художник взял кисть, и на цветах и листьях появились яркие бабочки и разноцветные жуки, а на ветках – веселые птицы.

Мне нравится этот лес. И я не хочу, чтобы он погиб…

Но почему же теперь он может погибнуть? Ведь здесь есть все!

Не все, - сказал Лесовичок. – нарисуй жабу и ящерицу.

Нет! – решительно заявил художник.

Да! – твердо сказал Лесовичок.

И художник нарисовал жабу и ящерицу. И других разных животных. Он окончил работу, когда было уже совсем темно. Художник хотел зажечь свет, чтобы посмотреть, что же у него получилось, но вдруг услышал какие-то шорохи, фырканье, треск сучьев.

Вот теперь это настоящий лес, - сказал из темноты Лесовичок. – теперь он будет жить, потому что здесь есть все: и деревья, и травы, и грибы, и цветы. И животные. Это лес.

Художник зажег свет и посмотрел на картину. Но Лесовичок куда-то исчез. А может быть, он просто притаился в траве или спрятался в кустах. Да мало ли куда он мог спрятаться в лесу. Ведь прячутся же в нем тысячи и тысячи жителей, и прячутся так, что их совершенно невозможно увидеть! Но все они непременно находятся в лесу. И все они вместе – это ЛЕС».

Ребята, как вы думаете какая тема нашего занятия? Обратите внимание на картину. Что нарисовано на ней? (Лес). Помните, кто живет и охраняет лес? (Лесовичок).

Смотрите, к нам из картины кто-то пришел. Кто это?

Лесовичок : Здравствуйте, дети, я к вам в гости пришел и привел своего брата Домовичка. Вы знаете, где живет Домовичок?

Домовичок : Я живу в домах рядом с вами, слежу за порядком. У меня порядок: все знают, на какой улице живут, номер дома, номер квартиры, на каком этаже. У меня, Лесовичок порядок. Не то, что у тебя в лесу.

Лесовичок : Не скажи. У меня тоже порядок. Есть и улицы, и этажи. Ученые их ярусами называют.

Ребята, расскажите Домовичку о нашем лесе. Какие растения растут на самом высоком этаже? (Сосны, ели, дубы). Почему эти растения растут на самом высоком этаже? (Светолюбивые). Посмотрите, а вот на картине молодые ели растут низко. Почему?

Лесовичок : Видите, ребята, как в лесу интересно. Взрослые живут на одном этаже, а дети на другом. Называют такие деревца подростком. Пройдет время, и они подрастут и займут каждый свой этаж.

Ребята, поставьте на фланелеграф около дома высокие деревья.

Лесовичок : А какие деревья растут ниже? (Береза, ольха, рябина). Почему они заняли этаж пониже? (Менее светолюбивые).

Ребята, разместите деревья на панно.

Лесовичок : Кто занимает этаж ниже? (Кустарники). Ребята, покажите их Домовичку.

Что растет на этаже еще ниже? (Маленькие кустарники: брусничник; травы, мхи и грибы).

Лесовичок : Домовичок, а у меня для тебя и ребят есть один секрет. Как вы думаете, что находится под этажами? (Подвал). Смотрите! (Открывается полоска, а под ней корни деревьев, грибница).

Домовичок : Что это за подвал, вот у меня подвалы – там трубы, и кошки живут.

Лесовичок : Дети, скажите Домовичку, кто живет у меня в подвале? Давайте расставим номера этажей.

Экологическая игра: «Отгадай мой домик».

Домовичок : Да, я понял, что деревья живут в лесу по этажам, ну а животные ведь бегают, кто, где хочет!

Лесовичок : Ничего подобного, птицы, звери и насекомые селятся тоже каждый на своем этаже. Кто поможет расселить жив-х?

Домовичок : Я попробую можно?

Ребята, разрешим Домовичку нам помочь? Домовичок рассаживает животных неправильно.

Лесовичок : Да разве так звери да птицы живут?! Дети, помогите Домовичку расселить животных правильно.

Экологическая игра: «Кто где живет».

Лесовичок : Почему звери, птицы и насекомые селятся именно на этих этажах? (В зависимости от того, как они передвигаются, питаются, защищаются от врагов. Модели).

Домовичок: А вот на этих картинах что-то я не вижу этажей. (Картины «Сосновый бор», «Березовая роща», «Дубравник»).

Лесовичок : Деревья любят жить компаниями. А компании бывают разные и называются они по-разному.

Ребята, как называется лес, где растут одни березы? (Березовая роща). Что вы знаете о березовой роще, что это за лес? А как называется этот темный мрачный лес? (Ельник).

Расскажите Домовичку о ельнике и сосновом боре.

Видишь, Домовичок, Лесовичок как дети хорошо знают деревья наших лесов. Давайте все вместе поиграем в п/и «Лесорубы».

Дети распределяются на три группы. Одни изображают деревья, другие – зверей, третьи – лесорубов. По команде «Лесорубы идут» лесорубы стремятся захватить деревья, а звери стараются их спасти (причем, каждый свое – по экологическому родству). При этом звери должны добежать до деревьев раньше лесорубов и взять их за руки. Если звери не успели или спасают не свое дерево, лесорубы забирают свою добычу.

зайчик – осина, кабан – дуб, тетерев – береза, глухарь – сосна, медведь – брусничник, клест – сосна.

Ребята, нам очень интересно было сегодня с нашими гостями. Давайте подарим Лесовичку и Домовичку по картине.

Рисование «Животные леса», «Деревья леса», «Где растут мои любимые ягоды» (кустарники).

Надо ли поместить в лес животных? Какие животные где живут? Могут ли животные обойтись без растений? А растения без животных?

Лесовичок : Да, для леса вы свои. Приходите ко мне в гости. Я вас всех приглашаю. Приходите, буду ждать.