Освобождение Беловодского края. Возвышение Сталина


Сражение за Миллерово.

После того как фронт 8-й итальянской армии рухнул, началось его восстановление перебрасываемыми со всех сторон танковыми и пехотными дивизиями. Оборона сразу получила «немецкий акцент» и сконцентрировалась вдоль основной коммуникации в районе, где проводился «Малый Сатурн». Это была железная дорога из Россоши через Миллерово к переправам через Северский Донец. Немецкие войска вынуждены были пропустить наступающие советские танковые корпуса на юг и юго-восток, оставаясь в окружении в городках на железной дороге. Первым таким пунктом стало Чертково (50 км к северу от Миллерово), окруженное 22 декабря.

Первые атаки советских войск на Миллерово начались 26 декабря. Вскоре город был окружен, и в нем остался гарнизон из сводных частей, преимущественно эсэсовцев. Произошло то, что уже случалось зимой 1941-1942 гг., когда удержанием снабжаемых по воздуху опорных пунктов на пути советского наступления немцам удавалось сдерживать порыв вперед наступающих армий.

Как это обычно бывает в маневренном сражении, линия фронта формировалась обменом ударами. Первый приказ, который получила 304-я пехотная дивизия по прибытии в район Миллерово, нацеливал соединение на удар в направлении коммуникаций 24-го и 25-го советских танковых корпусов, проходящих по долине реки Калитва. Однако неопытная пехотная дивизия столкнулась с серьезными проблемами в ходе преодоления даже слабой обороны флангов советского наступления.

Недостаточную подготовку пехоты, неспособную эффективно преодолевать оборону противника штурмовыми группами, обычно усиливали танками. Так же поступил Фреттер-Пико: 304-й пехотной дивизии был подчинен только что прибывший на фронт 138-й танковый батальон (8 Pz.III и 30 Pz.IV с длинноствольной пушкой). По существу, начался закат немецких танковых войск. Они были ориентированы на 100%-ное использование танков в самостоятельных механизированных соединениях. Однако обстановка на фронте все чаще заставляла бросать в бой танковые батальоны в качестве средства непосредственной поддержки пехоты. Пехотная дивизия и танковый батальон наносили контрудары в направлении Миллерово и на восток по флангам 24-го и 25-го танковых корпусов.

Во время боев за Миллерово произошел эпизод, показывающий, что не всегда удавалось захватывать мосты внезапной атакой. 14 января группа танков с танковым десантом прорвалась к Каменску (Каменск-Шахтинский). Мост через Северский Донец оборонялся зенитчиками, несколькими противотанковыми пушками. Однако, пока танки неслись через город, охрана моста была предупреждена, и взять его внезапной атакой не удалось. Танки были подбиты зенитками и противотанковыми пушками, на пехотинцев обрушился огонь 20-мм зенитных автоматов. Для таких эпизодов у немцев был переодетый в форму противника «Бранденбург».

16 января армейская группа Фреттер-Пико была подчинена группе армий «Дон». Фреттер-Пико доложил Манштейну, что его главной проблемой является недостаток противотанковых средств. В качестве немедленной помощи ему была подчинена 7-я танковая дивизия. На момент прибытия на Восточный фронт дивизия насчитывала 21 танк Pz.II, 91 танк Pz.III с 50-мм длинноствольным орудием, 14 танков Pz.III с 75-мм 24-калиберным орудием, 2 танка Pz.IV с 75-мм 24-калиберным орудием, 18 танков Pz.IV с 75-мм длинноствольным орудием и 9 командирских танков. Большое количество танков с длинноствольными орудиями делало соединение действительно сильным противотанковым средством. Также 16 января группе Фреттер-Пико была передана 302-я пехотная дивизия.

В связи с изменением общей обстановки на фронте, в первую очередь вследствие отхода группы армий «А» с Кавказа, появилась возможность сократить фронт и развернуть его фронтом на восток. Оборонявшиеся узлы на железной дороге из Россоши в Каменск были оставлены, и их гарнизоны, так или иначе, прорывались к основным силам группы армий «Дон». Удержание в условиях полного окружения гарнизонов Миллерово, Чертково и других мелких опорных пунктов в полосе советского наступления позволило немецкому командованию затруднить снабжение наступающих советских войск и оттянуло на себя часть танковых корпусов. Так, например, 17-й и 18-й танковые корпуса как вышли к Миллерово в конце декабря 1942 г., так и оставались в том же районе до середины января.

24 января Манштейн приказал армейской группе Фреттер-Пико занять оборону по реке Айдар для прикрытия бреши между Северским Донцом и 2-й армией группы армий «Центр». Дополнительным резервом, прибывшим в распоряжение армейской группы, стала 335-я пехотная дивизия, которая к 28 января заняла оборону к западу от Ворошиловграда. Очередной раунд борьбы завершился. Вновь армейская группа Фреттер-Пико вступит в бой в ходе операции «Скачок».

Столкнувшись с сопротивлением немецких войск в районе Тацинской, Морозовской и Миллерово, советское командование решило не ввязываться в очередной «Верден» и поменять направление удара. Две последующие операции, Воронежско-Касторненская и Острогожско-Россошанская, были направлены на запад. Основной идеей зимней кампании 1943 г. стало для советского командования постепенное разрушение всего фронта, пользуясь его ослабленным южным флангом.

Совинформабюра

В последний час

I. НАШИМИ ВОЙСКАМИ ЗАНЯТЫ МИЛЛЕРОВО, АЛЕКСЕЕВКА, КОРОТОЯК, ПОДГОРНОЕ, КУРСАВКА

Миллерово.
Танк-памятник Т-34-85, установленный в честь танкистов, освобождавших Миллерово в 1943 году во время Второй Мировой войны.

Памятник лётчикам. Самолёт МИГ-17


источник http://www.skyscrapercity.com/showthread.php?t=774730&page=6
Памятн ик работникам тыла на повороте в Миллерово

Текущая страница: 5 (всего у книги 17 страниц) [доступный отрывок для чтения: 12 страниц]

Участие же немецкой авиации в снабжении Черткова носило, по всей видимости, достаточно ограниченный характер. Причин тому было несколько. Во-первых, частям авиакомандования «Дон» и так приходилось заботиться сразу о нескольких окруженных группировках, включая, естественно, сталинградскую, а во-вторых, существенную нагрузку по снабжению «котла» взяли на себя итальянцы. Документы учета потерь люфтваффе за этот период также не содержат упоминаний о гибели или серьезном повреждении немецких транспортных машин над Чертково.

Однако из тех же документов следует, что для снабжения Чертково использовались немецкие десантные планеры из планерного отряда Sonderstaffel DFS230. При этом минимум один планер был сбит ружейно-пулеметным огнем с земли, а один самолет-буксировщик типа «Хеншель-126» скапотировал при посадке.

Имеются упоминания и о применении для снабжения Чертково бомбардировщиков «Хейнкель-111» из состава 27-й бомбардировочной эскадры «Бельке», использовавшихся в качестве транспортных самолетов. Вот цитата из дневника командира 14-го отряда эскадры Ханса Хазельбаха (запись от 13 января 1943 г.): «Велико было наше замешательство, когда приходили новости о лавинообразном развитии зимнего наступления русских. При этом некоторые соединения Сухопутных войск попадали в окружение. Сегодня нам была поставлена задача доставить окруженным продовольствие и боеприпасы. Погода была чрезвычайно плохой, нижняя граница облаков не превышала 75 метров. Тем не менее, задача снабжения наших товарищей-пехотинцев должна была быть выполнена.

На старт вырулили машины с бортовыми номерами 1G+NK (командир – лейтенант Хазельбах), 1G+DR (лейтенант Фолльмер) и 1G+GN (лейтенант Вениг). Лейтенант Хазельбах выполнял полет на предельно малой высоте, над позициями зенитной артиллерии и скоплениями пехоты противника. Отличились борт-радист и борт-стрелок самолета. Длинными очередями, хорошо ложащимися по цели, они вносили сумятицу в ряды наземного противника. Над “котлом” Чертково машина резко набрала высоту и сбросила столь необходимый груз нашим товарищам.

Первый вылет экипажа лейтенанта Фолльмера был неудачным. Из-за повреждения системы сброса не удалось освободиться от грузовых контейнеров. Пытаясь все-таки выполнить задание, Фолльмер отправился во второй вылет. Граница облаков стала еще ниже. Высота полета была минимальной. При подлете к цели видимость стала еще хуже. Пилот не успел отреагировать на предупреждение борт-радиста о близости земли. От удара поднялось облако снега и разлетелись осколки фонаря. Однако Фолльмер смог удержать управление машиной. Поврежденный “хейнкель” с ранеными пилотом и штурманом на борту с трудом вернулся на аэродром Уразово.

Лейтенант Вениг также стартовал в направлении Чертково. С тех пор про него никто не слышал. Пытаясь помочь боевым товарищам, пилоты пожертвовали жизнью…»

Интересные подробности о «воздушном мосте» в Чертково содержатся в записи телеграфных переговоров начальника штаба Юго-Западного фронта генерал-лейтенанта С.П. Иванова и его коллеги из 1-й Гвардейской армии генерал-майора И.Т. Шлемина от 14 января 1943 г.: «Два транспортных самолета, потеряв ориентировку, сбросили грузы на парашютах в район Тарасовки и Виликотск вместо Чертково. Сброшены были боеприпасы и медикаменты и четыре зенитных пулемета, которые разбились из-за нераскрытия парашюта. Это подтверждает показания пленных, что блокированный гарнизон Чертково нуждается в минах, артснарядах и медикаментах, а также и в продовольствии» .

Несколько южнее Чертково возник еще один «котел», или, как пафосно называли его немцы, «крепость», – миллеровский. Если части, окруженные в Чертково, по большому счету, боролись за собственную жизнь, то удержание Миллерово имело существенное оперативное значение. Миллерово было узловой железнодорожной станцией, находившейся на важной рокадной линии Воронеж – Ростов, кроме того, от неё отходила ветка на Ворошиловград. Поэтому меры к обороне Миллерово были приняты заранее, еще до подхода к городу передовых советских частей. Возглавил оборону «крепости» генерал Крейзинг, командир 3-й горнопехотной дивизии.

Этой дивизии вообще в зимнюю кампанию 1942/43 г. крупно «повезло». Начало масштабного советского наступления застало её в процессе переброски из района Великих Лук на Кавказ. В результате соединение пошло в бой раздерганным по частям. Один полк и тыловые части были оставлены на месте и брошены на отражение наступления 3-й ударной армии. Передовые подразделения все-таки доехали до станции назначения в ста километрах западнее Пятигорска и, как пишет автор дивизионной хроники, «увидели сине-белые горы Кавказа» . Но основная масса солдат и офицеров дивизии гор так и не увидела. Катастрофа на Среднем Дону вынудила немецкое командование бросить горных стрелков на оборону Миллерово.

Прибывшему в город генералу Крейзингу открылась еще не привычная ему картина хаоса отступления: бегущие солдаты разных частей, думающие только о спасении, разграбленные склады, неясность обстановки на фронте. Заметим, что собственно горных стрелков с генералом в Миллерово прибыло немного. Только два батальона 144-го горнопехотного полка и управление 112-го артиллерийского полка без своих подчиненных. В самом городе в тот момент находились два моторизованных легких гаубичных дивизиона (93-й и 935-й), насчитывающих в общей сложности только восемь орудий. На складах в городе удалось обнаружить еще несколько гаубиц, которые составили третий дивизион. Там же удалось найти и несколько противотанковых орудий. Расчеты для них были составлены из находившихся в Миллерово военнослужащих.

Значительно усилили мощь обороны пять зенитных батарей, в том числе две – 88-мм орудий, подчиненных коменданту аэродрома Миллерово полковнику Симону. Кроме того, под начало генерала Крейзинга вошли саперные батальоны, подчиненные штабу 680-го саперного полка. Все оказавшиеся в городе военнослужащие, вне зависимости от принадлежности, были объединены в сводные роты. Имелась и небольшая группа бронетехники. А вот находившиеся в городе две тысячи итальянцев были настолько деморализованы, что не представляли никакой боевой ценности .

Блокада города, продолжавшаяся с 25 декабря 1942 г. до 14 января 1943 г., и не была слишком плотной. В боевых порядках 6-го гвардейского стрелкового корпуса, усиленного частями 18-го танкового корпуса, имелись неприкрытые разрывы. Тем не менее транспортной авиации тоже нашлась работа.

Во-первых, еще до того, как 25 декабря немцы вынуждены были из-за обстрела советской артиллерии отказаться от использования аэродрома Миллерово, удалось вывезти по воздуху несколько сот раненых из расположенных в городе госпиталей. Во-вторых, в период боев, когда кольцо блокады значительно уплотнилось, а расход боеприпасов приблизился к критической отметке, потребность в организации «воздушного моста» стала весьма насущной. В силу сложившейся ситуации снабжением гарнизона должна была заняться группировка люфтваффе, поддерживавшая Группу армий «Дон», хотя сама группа Крейзинга была подчинена Группе армий «Б». Но, пока принималось решение, высшее командование сочло за благо оставить город. 14 января 1943 г. миллеровский гарнизон, хотя и с потерями, но смог прорваться из окружения .

Хотя масштабных воздушных перевозок в Миллерово не было, тем не менее авиация использовалась для поддержания связи с окруженными частями. Так, вездесущие «физилер-шторьхи» регулярно садились на территории «крепости», доставляя в город офицеров связи.

Ещё один небольшой «котел» возник на крайнем правом фланге советского наступления, на аэродроме Гартмашовка (хотя в немецких документах он называется Кантемировка). Сама станция Кантемировка на важнейшей железнодорожной магистрали Воронеж – Ростов была освобождена танкистами 17-го танкового корпуса генерала П.П. Полубоярова 21 декабря 1942 г. , а вот рядом с ней, в районе аэродрома, была блокирована группа немецких войск, возглавляемая командиром 84-го моторизованного зенитного дивизиона подполковником Георгом Тироллером. Благодаря тому, что немцы смогли удержать аэродром, удалось наладить снабжение этой группы по воздуху посадочным способом и организовать вывоз раненых. Транспортная авиация доставляла и подкрепления. 26 декабря 1942 г. на самолетах была переброшена рота из состава запасного батальона ВВС «Дон» (Flieger-Ersatz-Btl.Don) – одного из многочисленных подразделений люфтваффе, спешно созданных для участия в наземных боях.

Красная армия продолжала отламывать один за другим «куски» Восточного фронта вермахта. В январе очередь дошла до первого, чисто немецкого объединения – 2-й полевой армии. 24 января армии Воронежского и Брянского фронтов нанесли удар смежными флангами и вскоре отрезали два немецких армейских корпуса – 7-й и 13-й. В данном случае уместнее использовать именно термин «отрезали», потому что создать прочный фронт окружения, к сожалению, не удалось. Части 2-й армии образовали несколько «блуждающих котлов», которые двигались то параллельно с частями Красной армии, то вольно или невольно с ними пересекались. Устроить немцам ещё один «Сталинград» не получилось, и уже 12 февраля части 7-го корпуса соединились со своими войсками.

Справедливости ради, следует сказать, что потери блуждавших по советским тылам, восьми дивизий (57-я, 68-я, 75-я, 82-я, 88-я, 323-я, 340-я, 377-я пехотные) были высоки. Помимо утраты большей части тяжелого вооружения, погибло 6476, пропало без вести 13 225, ранено 14 129, обморожено 4568 рядовых и офицеров . Это не считая потерь 3-го венгерского корпуса (части 6-й и 9-й пехотных дивизий, выходившие из окружения мелкими группами) и других дивизий 2-й армии. Не меньший, если не больший, удар был нанесен по моральному состоянию войск. Командир прибывшей из Франции 327-й пехотной дивизии генерал Фридрих, на участке которого выходили «окруженцы», докладывал: «Отступающие солдаты кричали моим войскам: “Бросайте оружие, больше нет смысла воевать с русскими!”». Генерал просил разрешения расстреливать паникеров на месте, без суда и следствия .

О том, как проходило снабжение «блуждающих котлов» 2-й армии, можно получить представление из отчета планерного отряда Авиационного командования «Дон» (1.(Go)/LwKdo.Don) . Сам отряд был первоначально сформирован как 10.DFS230-Staffel в апреле 1942 г. в Хильдесхайме. В августе того же года его перевооружили на новые планеры Go-242 и перебросили в Конотоп. Прибывшие в разобранном состоянии пятнадцать «гот» были оперативно собраны, но не использовались, так как в отряде отсутствовали штатные самолеты-буксировщики. Показательно, что как только, согласно пословице, «клюнул жаренный петух», буксировщики сразу же нашлись.

Итак, собственно отчет: «20 января состоялось совещание командира Lufttransportgruppe Don, капитана Гайслера с командиром отряда, лейтенантом Кортумом. Отряд 1.(Go242) /LwKdo Don должен был приступить к снабжению окруженных гарнизонов Миллерово, Чертково и Кантемировка посадочным способом. В тот же день отряду был придан буксировщик Не-111. Аэродромом вылета был определен Харьков-Войченко. Большая часть отряда продолжала оставаться в Конотопе. Согласно переданному по телефону приказу Авиакомандования “Дон” 21 января 1943 года в Харьков перебазировалась оперативная группа в составе четырех планеров. По погодным условиям переброска в этот день не удалась, планеры были перебазированы только в ночь на 25 января. Первая “Гота” стартовала утром 26 января с аэродрома Харьков-Войченко с грузом 3200 килограмм.

В последующие дни за период с 26 января по 11 февраля 1943 года было использовано 17 планеров. Груз состоял из топлива, боеприпасов, перевязочных материалов и продовольствия. Каждый планер перевозил в среднем до 3800 килограмм груза. Полеты совершались в район между Воронежем и Старым Осколом…

В связи с тем, что сухопутные войска не могли предоставить точных данных о месте посадки планеров или хотя бы точное расположение окруженных войск, отряд производил вылеты самостоятельно. Им предшествовали основательное изучение местности по карте, разведывательные полеты “Хейнкеля-111” или “физилер-шторьха”, выбор наиболее пригодных мест для посадки, пути обхода опасных районов (например, расположения пулеметных точек), учет изменения линии фронта. Использовался элемент внезапности: ночные полеты, посадка на рассвете или в вечерних сумерках, полеты на высоте ниже ста метров.

Наряду с буксировкой планеров “хейнкель” из состава отряда при неблагоприятных метеорологических условиях (высота облачности 50-100 метров) использовался для сброса грузовых контейнеров. Третий вылет с планерами 28 января выполнялся в условиях сумерек, так как иначе снабжаемая танковая часть вынуждена была бы уничтожить свои боевые машины.

Почти все вылеты выполнялись в условиях близости противника, который препятствовал посадке огнем стрелкового оружия и зенитной артиллерии. Пилоты «гот» вынуждены были сажать планеры посреди населенных пунктов. Моральное состояние окруженных было таково, что многие уже теряли волю к жизни. Экипажи планеров не только привозили жизненно важные грузы, но и передавали новости о фактическим положении на фронтах, служили примером того, что скоро наступит освобождение.

В Харькове находилась оперативная группа отряда в количестве сорока человек, которая пыталась срочно ввести в строй планеры, складированные в местном авиапарке. До того, как авиапарк “Рогань” был взорван, команда в тяжелых условиях и при непрерывной работе смогла ввести в строй девять планеров. Работы велись на открытом воздухе при использовании примитивных технических средств. Собранные планеры использовались для снабжения окруженных войск.

Все экипажи совершивших посадку планеров вместе с окруженными частями пробивались с боями к своим. 30 января в бою погиб экипаж в составе унтер-офицеров Науманна и Вельтера.

Необходимо отметить, что во всех случаях посадки совершались в запланированных местах.

К сожалению, немецких обобщающих данных о снабжении «блуждающих котлов» воздушным путем нет . В документах 2-й армии число задействованных транспортных машин оценивается в пределах 10–15 единиц в день. При этом обратные рейсы с вывозом раненых осуществлялись только из Старого Оскола, удерживаемого 26-й пехотной дивизией, и сыгравшего, возможно, решающую роль в спасении 7-го корпуса. Всего было вывезено 1400 человек, при этом один самолет с ранеными был сбит в районе деревни Салтыково .

Так как большая часть автотранспорта в окруженных дивизиях была уничтожена, то перевозимые по воздуху грузы состояли в основном из боеприпасов, перевязочных материалов и медикаментов. Только для 68-й пехотной дивизии периодически сбрасывалось горючее, так как в её составе имелись самоходные артиллерийские установки . В отчете о боевых действиях 7-го корпуса имеющиеся отрывочные данные о снабжении с воздуха отнюдь не выглядят восторженными. Так, тоннаж боеприпасов, доставляемых на планерах, считался командованием корпуса совершенно недостаточным. Вот донесение от 6 февраля: «Снабжение корпуса совершенно недостаточное. Сегодня поступило только две тонны грузов. Боеприпасов – 20–30 % боекомплекта. Горючего – одна заправка. Продовольствия хватит до восьмого числа» .

Однако делать вывод о том, что немецкая транспортная авиация с задачей снабжения окруженных частей 2-й армии не справилось, на наш взгляд, не стоит. Немецкие части отступали в условиях, когда была возможность или везти минимальный объем необходимых запасов с собой, или, как в случае со Старым Осколом, пополнить их по пути отступления. То есть наличие снабжения по воздуху или же его отсутствие не было столь критичными. Значительно большее влияние на исход операции оказало тесное взаимодействие ударной авиации Авиакомандования «Дон» с прорывающимися дивизиями. Зачастую именно бомбардировщики и штурмовики люфтваффе решали исход боя не в нашу пользу.

Параллельно со снабжением окруженной 2-й армии транспортная авиация использовалась для снабжения отдельных немецких соединений, периодически окружаемых наступающими советскими войсками. Так, в первой декаде февраля только по воздуху снабжалась 320-я пехотная дивизия. Грузы доставлялись как планерами Go-242 или DFS-230, так и сбрасывались в парашютных контейнерах. Чуть позже, уже в конце месяца, авиация пришла на помощь 168-й пехотной дивизии. Использовалась ВТА и для срочной доставки дефицитных боеприпасов. Так, 22 февраля для частей армейской группы «Кемпф» по воздуху было переброшено 852 снаряда для 75-мм танковых и 465 – для противотанковых пушек .

Немцы широко использовали авиацию для срочной переброски резервов и пополнения в кризисных ситуациях. Так, 24 декабря 1942 г. в Старобельск был переброшен усиленный батальон 901-го учебного моторизованного полка. Отметим, что по воздуху прибыл не просто личный состав, а вполне боеспособное подразделение, способное вести самостоятельные боевые действия. Всего было доставлено 678 человек, три 37-мм противотанковые пушки, три тяжелых противотанковых ружья, восемь станковых и 30 ручных пулеметов, шесть 81-мм и девять 50-мм минометов, 21 мотоцикл. Днем ранее в Старобельск, также по воздуху, прибыл маршевый батальон для 19-й танковой дивизии .

Несмотря на то, что степень участия люфтваффе в снабжении многочисленных «котлов» была различной, зачастую именно доставка снабжения по воздуху помогла большей части окруженных избежать гибели или пленения.

Весной 1943 г. командование люфтваффе провело реорганизацию своей военно-транспортной авиации. Теперь и она перешла на эскадренную структуру. 108-я транспортная группа, действовавшая на Крайнем Севере, была переименована в TGr20.

Завершение реформирования структуры ВТА как раз совпало с началом общего наступления Красной армии на центральном и южном участках советско-германского фронта. Соответственно, военно-транспортная авиация все чаще и чаще использовалась для ликвидации локальных кризисов, то тут то там возникавших на фронте.

Военно-транспортная авиация

Так, для «затыкания» прорыва севернее Орла батальон 95-й пехотной дивизии был переброшен по воздуху на один из полевых аэродромов . В ходе стремительного наступления Красной армии нередко немецкие части и соединения попадали в оперативное окружение. Такие окружения не всегда приводили к фатальным последствиям, но в ходе интенсивных боев имевшиеся боеприпасы и горючее расходовались очень быстро. Например, пришлось снабжать с помощью авиации 52-й батальон «Пантер» из состава 11-й танковой дивизии, на некоторое время отрезанный от своих тылов под Грайвороном . В данном случае грузы доставляли бомбардировщики Не-111.

В октябре 1943 г. советские войска в ходе Невельской операции совершили глубокий прорыв на стыке Групп армий «Север» и «Центр». Срочно переброшенное на этот участок управление 1-го армейского корпуса объединило под своим началом собранные немцами «с бору по сосенке» отдельные части и боевые группы, однако новое наступление советской 3-й Ударной армии вновь угрожало противнику глубоким прорывом. Теперь командование Группы армий «Север» решилось на переброску полноценных пехотных дивизий. 81-я, 218-я, 290-я, 329-я дивизии спешно выдвигались к месту сражения. Для того чтобы выиграть время, часть резервов перебрасывалась по воздуху. Так, самолетами 3-й транспортной эскадры в начале ноября был доставлен в район прорыва один батальон 81-й пехотной дивизии. При этом погрузка частей производилась на аэродроме Красногвардейск, непосредственно в прифронтовой полосе и, заметим, в пределах досягаемости советской дальнобойной артиллерии . Чуть позже пришлось снабжать по воздуху и весь 1-й армейский корпус. Для советской стороны эта снабженческая операция прошла почти не замеченной, хотя «Юнкерсы-52» даже понесли потери. Так, 3 декабря 1943 г. был сбит самолет из IV./TG1. Его экипаж в составе четырех человек пропал без вести.

В целом летне-осенняя кампания 1943 г. на советско-германском фронте не привела к крупным окружениям войск вермахта, поэтому транспортная авиация люфтваффе работала хотя и напряженно, но, тем не менее, без особых потерь в экипажах и технике.

Огромное значение для судеб Царицынского фронта имел тот факт, что почти одновременно с решением Совнаркома о поездке товарища Сталина в Царицын к Дону подошли отступавшие из Донбасса части украинских армий т. Ворошилова.

В своей автобиографии, написанной в 1925 г., т. Ворошилов следующим образом характеризовал этот период своей деятельности:

«Военную работу начал с отряда, организованного в 1918 г. и в марте под моим командованием дравшегося с оккупационными немецкими войсками. Вскоре был назначен командиром 5-й Украинской армии, а затем командовал отрядами, отходившими под напором немецких войск с Украины на Волгу и к Царицыну».

Тов. Ворошилов, любимый вождь и руководитель рабочих Луганска и всего Донбасса, при первом известии о приближении немцев к Украине обратился с призывом к шахтерам и металлистам Донбасса создать вооруженную силу для борьбы с интервентами.

Вскоре был создан 1-й луганский социалистический отряд, который под командованием т. Ворошилова выступил на борьбу с белогвардейцами и интервентами. В боях под Купянском, Сватовом, Лисичанском, Камышевахой, Родаковым и т. д. ворошиловский отряд нанес ряд поражений немцам. 15 апреля 1918 г. т. Ворошилов был назначен командующим 5-й Украинской армией.

Весь апрель 5-я Украинская армия т. Ворошилова вела ожесточенные бои с немцами в районе Родаково-Луганск-Миллерово и к концу апреля отступила на ст. Миллерово.

29 апреля из Миллерово т. Ворошилов, Артем и др. телеграфировали Ленину о том, что 5-я армия отошла на территорию Донской республики, что эшелонами забита вся линия Зверево-Лихая. В телеграмме ставился вопрос о необходимости принять меры к охране ст. Чертково, потому что Чертково являлось единственным путем к отступлению на Воронеж и единственной связью с Москвой. Тов. Ворошилов просил сообщить о плане демобилизации революционных войск и о дальнейших задачах.

Но в день посылки этой телеграммы, 29 апреля, станция Чертково была занята немцами. В создавшихся условиях для армии т. Ворошилова оставался один путь отхода на Лихую и через Лихую к Царицыну. Этот поход сыграл решающую роль в судьбе Царицына. Но трудности его были огромны, и не будь Ворошилов во главе армии, планомерное и организованное отступление на Царицын было бы вообще невозможно. 30 апреля части т. Ворошилова вступили в станицу Каменскую (ныне город Каменск). Станица Каменская еще с начала 1918 г. стала центром формирования революционных казачьих частей. Именно здесь в январе 1918 г. происходил съезд фронтовых казаков, объявивший советскую власть на Дону и создавший Донской ревком во главе с Подтелковым. Революционными отрядами станицы Каменской командовал Е. А. Щаденко. Когда части Ворошилова вступили в Каменскую, отряды Щаденко влились в состав Украинской армии и вместе с т. Ворошиловым совершали в боях дальнейший переход к Царицыну.

В первых числах мая части т. Ворошилова вступили в Лихую. На станции Лихая произошло большое сражение. Немцы и белоказаки прилагали все усилия, чтобы отрезать армии т. Ворошилова путь к отступлению и на Воронеж через Чертково и на Царицын через Лихую. Но армия Ворошилова прорвалась от Лихой на Белую Калитву, и дальше ей открылся путь на Царицын.

Путь на Царицын… Что представлял этот путь в мае 1918 г.? Позади были немцы, впереди - восставшие белоказаки. Надо было провести армию через Донскую область, через вражеские восставшие станицы, в непрерывных боях с белыми генералами. В Лихой части 5-й армии т. Ворошилова встретились с отступавшими со стороны Лозовой-Славянска-Никитовки частями 3-й Украинской армии. Огромный интерес представляет самый состав Украинской армии т. Ворошилова. Наряду с 1-м луганским социалистическим отрядом, состоявшим из луганских металлистов, здесь были отряды донбасских шахтеров, харьковских рабочих, Полтавский отряд, Изюмский отряд, Киевский отряд, Одесский отряд (в состав его входили черноморские моряки и одесские грузчики), Нежинский отряд и т. д. В Каменской в армию т. Ворошилова влились отряды иногородних и революционного казачества, под Белокалитвенской - отряд богураевских горняков, и так на всем пути следования к Царицыну присоединялись все новые части. Но все эти части не представляли еще регулярной армии. Много было анархически настроенных отрядов и отрядиков, которые не подчинялись дисциплине, не признавали общего руководства и т. д.

Вместе с рабочими отступали их семьи - дети, старики, женщины, с самоварами, подушками, перинами, пеленками, с домашним скарбом.

В этом и заключалась огромная трудность перехода Донбасс-Царицын.

«Десятки тысяч деморализованных, изнуренных, оборванных людей, - писал т. Ворошилов, - и тысячи вагонов со скарбом рабочих и их семьями нужно было провести через бушевавший казачий Дон. Целых три месяца, окруженные со всех сторон генералами Мамонтовым, Фицхелауровым, Деникиным и др., пробивались мои отряды, восстанавливая ж.-д. полотно, на десятки верст снесенное и сожженное, строя заново мосты и возводя насыпи и плотины».

Вся армия т. Ворошилова двигалась в эшелонах по железнодорожному пути. Свыше 80 эшелонов-3 тыс. вагонов, больше чем 30-тысячная армия бойцов с их семьями растягивались на 20 километров в пути. В непрерывных боях эшелоны проходили 3-5 километров в день. Все водокачки были разрушены. Воду к паровозу подавали конвейером в ведрах от какого-нибудь ближайшего колодца. Рельсы на пути большей частью были взорваны. Белые применяли особый способ уничтожения железнодорожного пути: запрягали несколько пар быков и верблюдов и стягивали в сторону рельсы вместе со шпалами. Это приводило в негодность часть рельсов. Приходилось брать рельсы, находящиеся сзади, и переносить их вперед. На каждой станции шли ожесточенные бои. Белоказаки пытались во что бы то ни стало отрезать путь ворошиловской армии на Царицын, захватить ее в мешок, из которого нет выхода. В таких условиях происходил почти что 700-километровый 2-месячный переход с Украины через Донбасс к Царицыну. С самого начала т. Ворошилов со всей ясностью поставил перед командным составом вопрос о трудностях перехода, он решительно разоблачал точку зрения тех, кто смотрел на поход к Царицыну, как на передышку. Воюя, сражаясь, шли к Царицыну не для передышки, а для новой войны, для того, чтобы оттуда завершить разгром донской армии Краснова. Оборона Царицына - это оборона подступов к Москве - так с самого начала ставил вопрос т. Ворошилов. В этом он видел смысл всего героического перехода. Для того чтобы выполнить эту задачу, делалось все возможное и невозможное. На ходу, в непрерывных боях сколачивалась, переформировывалась, дисциплинировалась армия бойцов.

В середине мая армия т. Ворошилова вступила в станицу Морозовскую. Это была революционная станица, которая в течение долгих месяцев вела борьбу с казачьей контрреволюцией. Тут сохранилась советская власть и были созданы морозовские революционные отряды из рабочих железнодорожников и казачьей бедноты. Со стороны станицы Каменской в Морозовскую вместе с частями т. Ворошилова подошли революционные отряды под командованием т. Щаденко. Тов. Ворошилов помогал оружием этим морозовско-донецким частям (из которых в будущем сформировалась Морозовско-донецкая дивизия 10-й армии). Он резко ставил вопрос об очищении особенно морозовских отрядов от пробравшегося в них кулачья, требовал изгнания партизанщины, установления твердой дисциплины в частях и т. д. Морозовцы дальше своей станицы двигаться не хотели, отказывались от похода на Царицын. Только тогда, когда армия т. Ворошилова отошла от Морозовской к Дону в направлении на Царицын, морозовские части под давлением белоказаков оставили станицу и присоединились к т. Ворошилову около Чира.

Армия т. Ворошилова не только наносила удары донской контрреволюции, громя ее в ожесточенных боях, не только отдаляла и затрудняла возможность захвата Царицына белыми, но и способствовала сплочению сил всех революционных элементов Дона.

Во время пребывания войск т. Ворошилова в станице Морозовской произошла реорганизация и переформирование частей 3-й и 5-й Украинских армий. Было созвано совещание командиров 3-й и 5-й армий, на котором т. Ворошилов резко поставил вопрос о создании единого военного руководства армиями. Это предложение т. Ворошилова было принято единогласно, и командующим был утвержден т. Ворошилов.

Создание единого командования, переформирование частей, борьба за дисциплину, непрерывные бои и грозная опасность сплачивали, закаляли бойцов. В пути из деморализованных, изнуренных, недисциплинированных отрядов вырастала боеспособная армия, покрывшая себя неувядаемой славой под Царицыном.

Трудности при приближении к городу не уменьшались, а увеличивались. Сопротивление донской контрреволюции, пытавшейся во что бы то ни стало отрезать армию т. Ворошилова от Царицына, росло по мере приближения красных частей к Дону.

Покинув в 20-х числах мая Морозовскую, передовые ворошиловские эшелоны двинулись по направлению к Обливской и Суровикино. И тут произошел трагический эпизод, ярко показывающий всю остроту и ожесточенность борьбы.

После выступления из Морозовской для восстановления пути и связи с Царицынским советом был послан бронированный поезд и несколько эшелонов с войсками.

Когда путь был восстановлен, штаб украинских войск отправил на Царицын санитарный поезд с ранеными и больными красноармейцами.

22 мая вечером санитарный поезд прибыл на станцию Суровикино, где помощник начальника станции, оказавшийся изменником и предателем, задержал поезд, заявив, что дальше двигаться опасно, отцепил паровоз и поставил поезд в тупик. Утром 23 мая белоказаки напали на станцию Суровикино и зверски расправились с тяжело ранеными красноармейцами…

Очевидцы передавали ужасные сцены.

Было убито, точнее добито, 53 человека… Весь поезд был разграблен… Раненых выбрасывали из вагонов и тут же на месте рубили шашками. Тяжело раненых били плетьми.

Но во время этой зверской расправы подоспели красные части под командованием т. Ворошилова, и белые были отогнаны.

Так шло продвижение частей Ворошилова от Морозовской до Чира.

В начале июня армия т. Ворошилова повела наступление на станцию Чир. После ожесточенных боев станция Чир была занята красными частями, а белоказаки отступили на юг к станице Нижне-Чирской. У станции Чир находился огромный, почти в 600 метров длиной железнодорожный мост через Дон. После отступления 23 мая царицынских частей от Чира железнодорожный Донской мост был взорван. Подойдя к Донскому мосту, ворошиловская армия остановилась - дальше двигаться было невозможно. Вследствие взрыва моста путь на Царицын был отрезан. Сзади, со стороны Суровихино, наступали белые, ударяя в хвост двигавшимся к Чиру эшелонам. Спереди взорванный Донской мост, а за ним, между Чиром и Кривой Музгой, путь занимали белоказаки. Связи с Царицыном не было. Армия Ворошилова была почти у цели, но вся она находилась во вражеском кольце: и со стороны Суровикино и со стороны Нижне-Чирской и Ляпичева наступали белые.

Взорванный мост вызвал растерянность у некоторой части бойцов и командного состава.

Восстановить мост и провести по нему эшелоны казалось делом почти невозможным. Некоторые под воздействием контрреволюционной агитации начали панически требовать оставить эшелоны, весь военный груз, все ценное имущество и попытаться походным порядком, отыскав переправу, двигаться к Царицыну. Отдельные, так называемые «летучие отряды», не подчиняясь дисциплине, попытались на лодках переправиться на левый берег Дона, но около Ляпичева их окружила кавалерия белых, и только посланная им на помощь поддержка спасла их от неминуемого разгрома. Другие требовали двигаться назад и прорваться опять к Украине.

Тяжесть положения еще более усугублялась тем, что со стороны Царицына не было оказано ворошиловским частям никакой помощи. Царицынские отряды оставили Чир буквально за несколько дней до подхода к нему украинских армий (23 мая царицынские части отступили от Чира на левый берег Дона, к Ляпичеву, а затем Кривой Музге, а в начале июня Чир был занят ворошиловскими частями). Царицынские отряды дрались в это время около Кривой Музги и Калача, не пытаясь прорваться обратно к Дону и разорвать кольцо, которое со всех сторон окружало украинские армии. В Царицыне вследствие предательской позиции Минина определенно тормозили подход частей Ворошилова. С трудом пробравшиеся в Царицын обходным путем представители украинских эшелонов (Артем и др.) встретили там со стороны Минина более чем холодный прием.

«За последнюю неделю через Лихую-Зверево, по Донецкой линии, на Чир пробились пятьдесят семь эшелонов, 4 броневых поезда, требующих ремонта, 4 с продовольствием, 4 с беженцами, несколько с грузами и эшелонов 40 разных отрядов и остатков армии. Есть там революционные части, но есть и ненадежные, мародерские, везущие с собой разное добро; было опасение, что эти эшелоны расстроят наш фронт и внесут анархию в город».

Итак, Минин «высказывал опасение», что прибывающие эшелоны «расстроят наш фронт и внесут анархию в город». А между тем он не мог не знать, что во главе эшелонов идут известный партии руководитель луганских рабочих, участник IV и V съездов партии - т. Ворошилов, член ЦК партии т. Артем и ряд других крупнейших работников Донецко-Криворожской советской республики.

Мало того. Совершенно очевидно было, что подход ворошиловских частей спасал Царицын от захвата его белыми. После отступления к Кривой Музге царицынские отряды собственными силами не смогли бы отстоять город при условии концентрированного наступления противника. Но вся активность белоказаков после подхода Ворошилова была сосредоточена в направлении к Чиру. Это спасло город от концентрированного удара белоказаков в мае-июне 1918 г.

Какой же выход из создавшегося положения был найден т. Ворошиловым?

Восстановить мост во что бы то ни стало и провести через него все эшелоны, ничего не оставляя противнику, - таково было решение. Был отдан приказ и распространено обращение т. Ворошилова к бойцам, в котором говорилось о необходимости восстановить мост. В части были посланы для агитации лучшие представители армии: Пархоменко, Дышловой, Кулик и др.

Было решено Дон бутить. Это был единственный возможный в тех условиях выход.

Тов. Ворошилов долго беседовал с железнодорожным сторожем, который говорил о бездонной глубине Дона в этом месте, о том, что бутить Дон невозможно, что быстрым течением «все унесет аж в Ростов».

«У большевиков выйдет, поедем по мосту и тебя, отец, покатим», - уверенно и твердо ответил ему командарм Ворошилов.

В первой половине июня начались земляные работы. Вначале было много неразберихи, шума, беспорядка. Много людей стояло без дела. А противник в это время из орудий обстреливал работающих. Постепенно были введены смены. Порядок был установлен. Одни работали, другие вели борьбу с наступавшим противником. У окрестного населения были мобилизованы лопаты, пилы, топоры, мотыги, ломы, подводы с лошадьми и т. д.

«В этот день (первый день работы), - описывает ход работ один из участников похода, - мы начали Дон бутить.

Весь день возили к мосту на подводах, носили на носилках, ведрами и в подолах передников и юбок землю, песок и камни, обливались потом, изнемогали, но упорно и настойчиво копались в земле, непримиримо боролись с бушующей стихией воды, уносившей бесследно наш труд в бездну.

Весь этот день т. Ворошилов был у моста, руководил, организовывал работу и сам, наряду с другими, носил землю, песок и камни.

Во второй половине дня работа пошла значительно организованней и дружней… Надо было забутить Дон на пять саженей от берега, и только тогда можно было приступить к восстановлению моста».

«Шесть суток днем и ночью с лопатами в руках мы штурмовали Дон и сопку почти безрезультатно. Начали изощряться, всячески приспосабливаться, спускать в воду плетни, бороны, сцепления бревен. Работа начала заметно подаваться. А противник ни на минуту не выпускал из виду моста, его артиллерия ежедневно посылала на мост тучи снарядов. Разрываясь в воде, они глушили массу рыбы, которой заполнялись котлы кухонь наших частей… от разрыва попадающих в реку снарядов рыба белыми брюшками покрывала воду и тут начиналась ловля… никакие предостережения не действовали. Рыба нужна…

…После двенадцатидневной упорной борьбы Дон начал заметно бутиться… Воспрянули духом. Удесятерились силы, и темпы значительно поднялись. Все сильней и сильней напирали, и сопка сдалась. Мы на третьей неделе работы ее сдвинули, перенесли в русло Дона, разровняли ее на пять саженей площадью от берега, и фундамент для возведения верфи был готов. Эта победа была у нас самым торжественным праздником».

Но и это было не все. Надо было срубить и уложить клети из бревен, скрепить их и затем проложить железнодорожную линию по мосту. Было организовано целое подсобное производство. Наконец, и эта часть работы была закончена. Затаив дыхание, все следили за бронепоездом, который первым медленно прошел по мосту. Артиллерия противника в эти последние дни и ночи работы особенно упорно обстреливала части Ворошилова. Но ничто не помогло. Мост был построен. Труднейшая, на первый взгляд почти невыполнимая задача была доведена до конца.

Сразу же после восстановления моста по приказу т. Ворошилова начали двигаться к Царицыну все ворошиловские эшелоны. Под Ляпичевом, под Музгой, под Карповкой - всюду шли ожесточенные бои. Но кольцо белых было разорвано. 22 июня т. Ворошилов приехал в Царицын. В начале июля к Царицыну подошла вся армия. В Царицыне т. Ворошилов встретился с товарищем Сталиным. Приехав в Царицын 6 июня-в момент, когда ворошиловские части подошли к Дону, товарищ Сталин сразу же установил связь g Ворошиловым и организовал активную поддержку украинским частям со стороны Царицына. Это ускорило подход ворошиловской армии к Царицыну. И как раз вовремя: с середины июля активизация противника вокруг Царицына особенно усилилась.

ОСВОБОЖДЕНИЕ.

ОБ ОСВОБОДИТЕЛЯХ И О НАС.

В последние годы все чаще мы слышим о попытках фальсифицировать историю Великой Отечественной войны. В череде публикаций, выступлений, осквернения памятников, в попытках переписать историю второй мировой войны надеются стереть народную память о тех событиях. Но мы, россияне, никогда не были «Иванами непомнящими»: в каждой семье есть свои, горькие, но очень дорогие сведения о той войне. История войны на нашей территории стала всеобщей памятью жителей Чертковского района. Сохранить её наша обязанность и долг.

В 1942-1943г.г. тысячи воинов остались навечно в нашей земле, тысячи были здесь ранены, потеряли здоровье. В былые годы, когда оставшиеся в живых наши освободители, еще имели силы, они приезжали из разных республик Советского Союза к священным могилам своих друзей и товарищей. В этом году уже не смогут приехать те немногие, кто добывал нам свободу. Теперь наш черед вспомнить о них, поклониться их подвигу. Не надо, в этом случае, бояться пафосных слов, возвышенного стиля. Это мы, именем верности Родине, сколько бы лет не прошло, должны навсегда сохранять для своих детей память о мужестве и героизме предков, защитивших страну от нашествия врагов. Пройдут годы, уйдут из жизни очевидцы событий, и новые люди забудут о них. Давайте сегодня еще раз вспомним воинские соединения Красной Армии, одержавшие победу над врагом в нашем районе. Давайте запомним и будем рассказывать об этом нашим детям и внукам.

…Наступил морозный декабрь 1942года. В истории нашего района он был не только невыносимо лютый. Суровый. Наиболее смертоносный. Кровавый. Но он был еще и долгожданный. Поэтому каждый год наши земляки повсюду, от хуторов и сел Артамошкина и Богуны, Павловка и Ольховчик, Тихая Журавка и Сохрановка, Арбузовка и Малая Лозовка, Богуны и Сетраки, Алексеево- Лозовка, Греково-Степановка и Кутейниково, Анно-Ребриково и Щедровка, Яново-Шептуховка и Михайлово –Александровка до Маньково-Калитвенское и Чертково чтут этот декабрь и по христиански поминают всех, кто принес освобождение на нашу землю.

Перечитайте еще раз внимательно все эти дорогие сердцу имена малой Родины. Это путь воинских соединений 1 гвардейской армии под командованием генерал-лейтенанта В.И. Кузнецова. Им, совместно с Воронежским фронтом, предписывалось разгромить 8 итальянскую армию, остатки 3-ей армии королевской Румынии и оперативную группу немцев «Холлидт». А затем совместными усилиями развить наступление на Миллерово и Ростов. Это давало бы возможность полного разгрома противника на южном направлении советско-германского фронта. Операция получила название «Сатурн». Но за 4 дня до начала этой операции противник перешел в наступление. 13 декабря Ставка ВГК (Верховного Главнокомандования) внесла коррективы в план «Сатурн». Направления главного удара были изменены. Ставилась задача разгромить хорошо укрепленную свежими силами и вооружением вражескую группу армий «Дон», освободить северо-восточную часть Ростовской области и выйти по сходящимся направлениям на Тацинскую и Морозовск. Эта операция и получила, часто упоминающееся в нашей газете, потому хорошо нам знакомое, название «Малый Сатурн». В ее плане теперь был уже и важный железнодорожный узел - станция Чертково, занятая фашистами. Путь к ней пролегал через территории Алексеево-Лозовского и Чертковского районов.

Соединения 1-й гвардейской армии были усилены 24, 25 танковыми корпусами, 17 танковым корпусом Воронежского фронта. В ходе проведения операции потребовался ввод 9 артдивизиии РВГК (Резерва Верховного Главнокомандования).
Но самые кровопролитные и значимые бои прошли в окрестностях хутора Арбузовка и в поселке Чертково.

Главная задача разгрома Арбузовской многочисленной группировки противника была одной из трудных. В результате быстрого броска в районе Верхнего Дона наши войска отрезали и окружили большую группировку немецко-итальянских войск, до 25 тысяч солдат и офицеров. Пытаясь выйти из окружения, они и оказались в так называемом Арбузовском котле.

Со стороны хутора Верхняковского на Арбузовку наступала 38 гвардейская стрелковая дивизия (гв.с.д.) под командованием генерал-майора А.А. Онуфриева, слева от нее – 35гв.с.д. под командованием генерал-майора И.Я.Кулагина. К исходу 23 декабря 35гв.с.д. овладела селом Малая Лозовка и завязала бой на юго-западе от хутора Арбузовка. Подошли к цели части 38-й гв.с.д. На рассвете 24 декабря воины 35-й, 38-й, 44 гв.с.д. (командир генерал-майор Д.А.Куприянов) при поддержке огня артиллерии перешли в решительное наступление.

В донесениях о положении в войсках на Верхнем Дону эта местность была именована как «Арбузовский котел». Читая сегодня о сражении, и представить себе не можешь, что Арбузовка - наш небольшой хутор, оказался в центре боев. Здесь враг был полностью разгромлен. Командир 4 батареи, старший лейтенант С.Воронин, описывая Арбузовское сражение, приводил такие данные: сдалось в плен до 15 тысячи итальянцев и немцев, 10 тыс. выведено ранеными, 30 тысяч погибло во время боев. А хутор буквально стерт с лица земли. Все 66 дворов.

В истории района навсегда останется в памяти подвиг комиссара Емельяна Алексеевича Лисичкина, ставшего в этих боях легендарным. Он безоружным, под белым флагом, выезжал на открытой машине в расположение противника. Сагитировал сдаться в плен без кровопролития около 8 тысяч человек. В один из таких выездов был тяжело ранен, несмотря на то, что на его машине установлен белый флаг. Спасти комиссара не удалось. До центра Алексеево-Лозовки его не успели довезти. В доме одной из жительниц, на окраине села, где пытались оказать медицинскую помощь, Е.А. Лисичкин скончался. Похоронен в Алексеево-Лозовке на центральной площади. Много лет спустя на месте его ранения, в Арбузовке, установили памятный знак. Есть теперь в селе Алексеево-Лозовка улица имени Лисичкина.

Операция «Малый Сатурн» на территории нашего района проводилась поистине молниеносно. С 16 по 19декабря, была освобождена большая часть населенных пунктов вплоть до Маньково. Днями позже воины 41-й гв.с.д.(командир дивизии Н.П.Иванов) освободили ст. Шептуховка и вплотную подошли к Чертково. Фашисты оказались в плотном кольце. Впереди - Чертково, далее, село Меловое, Украина.

На этот участок была выдвинута 57-я гвардейская стрелковая дивизия под командованием генерала А.П. Карнова. Четырежды воины 57-й во взаимодействии с 35-й и 41-й гв.с.д., 47 истребительным противотанковым артиллерийским полком выходили в атаку. К исходу 9 января 1943г. гвардейцы овладели северной окраиной поселка и закрепились здесь. К 16 января фашистам все-таки удалось прорвать окружение в направлении украинского хутора Ясный Проминь. Они устремились к Стрельцовке. На этом пути были полностью уничтожены огнем советской артиллерии и авиации. Чертково и весь район обрели свободу.

Вот эти даты, которые ежегодно торжественно отмечают в наших селах, вспоминая тех, кто защищал нашу землю от немецко-фашистских захватчиков:
16 декабря 1942года – хутор Артамошкин.
17 декабря – Слобода Анно-Ребриковская.
18 – Богуны, Сетраки.
19-Алексеево-Лозовка, Сохрановка, Кутейниково, Греково-Степановка,
Маньково-Калитвенская, Щедровка, Тарасовка, Семено-Камышенка, Ольховчик, Павловка.
20- Шептуховка.
23 – Тихая Журавка.
22-24 декабря-Арбузовка, Малая Лозовка.
26 декабря 1942г. – Михайлово-Александровка.
16 января 1943 года – Чертково.

Вот что сообщал об этой победе корреспондент П.Лидов в газете «Правда» в январе 1943года:
НАШИМИ ЧАСТЯМИ ВЗЯТО ЧЕРТКОВО.
Юго-Западный фронт
Вчера наши части планомерно продвигались вперед. На некоторых участках враг отходил в беспорядке, на других оказывал сопротивление, порой весьма упорное.
Особенно упорное сопротивление немцы оказывали в районе станции и города Чертково. На ближайших подступах к нему неприятельские войска цеплялись
за каждый, даже - самый небольшой, населенный пункт и естественные рубежи. И даже после того, как Чертково было блокировано, и в нем оставался лишь полк вражеской пехоты, сопротивление продолжалось. Несколько дней наши части вели бои на уничтожение окруженной группы. Кольцо вокруг города и станции сжималось. Положение противника становилось катастрофическим. Сегодня войска Красной Армии заняли город и железнодорожную станцию Чертково.

Кроме того, заняты населенные пункты Пасюков, Калинов, Высочанов, Рудово, Просяный, Кризское, Терновый.

На фронт прибывают свежие немецкие части. Однако, одновременно активизация фронта в районе Среднего Дона, юго-западнее Сталинграда, и на Северном Кавказе
не позволяет противнику сосредоточить в одном месте крупные силы и организовать эффективную оборону. На одном из участков немцы отступали, оставляя позади себя небольшие заслоны из румын.

Пленный немецкий обер-ефрейтор Герхард Гутвин показал, что его дивизия еще недавно находилась в Германии и пополнялась. Солдаты знали об окружении германских войск, действующих под Сталинградом. Перед отправкой на фронт дивизия получила в один день три приказа: первый - об отправке во Францию, через два часа - об отправке в Африку, а еще через полчаса дивизия была отправлена на Дон.
П. ЛИДОВ.

С тех пор в День Победы чертковцы с особым вниманием встречались и слушали рассказы земляков, которые освобождали наш район от немецко-фашистских захватчиков. Вот их имена:

Воины 57-й гвардейской стрелковой дивизии кавалер второй и третьей степеней орденов Славы и других правительственных наград командир орудия гвардии старшина М. А. ШМЫРОВ,

Санинструктор гвардии старшина Н.Н. КИРЬЯКОВА,

Командир химвзвода разведки И.Ф. КОМНАТНЫЙ,

Командир отделения гвардии сержант Н.А. БЕЛЬМАС,

Связист гвардии рядовой Ф. И. ДАНЦЕВ,

А также М.А. ОПАРОВ, В.П. МУШИХИН, А.В. МЕДКОВ, И.И. ЯКОВЕНКО.

В других частях и подразделениях в жестоких боях по изгнанию врага из пределов чертковской земли участвовали наши земляки кавалер многих правительственных наград, механик-водитель танка «Т-34» И.Т.КРАВЦОВ, начальник радиостанции Г.Ф.ЗЕМЛЯКОВ, работник оперативного отдела гвардии майор А. П. ВОЛКОВ, механик-водитель танка «Т-34» П.М. ПРОЗОРЕНКО, разведчик гвардии старшина А.М. НАГОРНЫХ, командир отделения связи гвардии младший сержант Ф.М. МОИСЕЕНКО, водители автомашин С.И. КОНДРАТЬЕВ и К.В. ЛЕВЧЕНКО, командир отделения А.Г. ЕГОРОВ, командир взвода разведки гвардии лейтенант Н.П. КЛЮЕВ, водитель установки реактивных минометов «катюша» Ф.Н. ФЕДОРЕНКО, боевого расчета «катюши» Ф.Т. ТРЕНЕВ, автоматчик П.О. ГОЛУБНИЧИЙ и др., участник Арбузовского сражения в составе 35 гв.с.д, впоследствии редактор нашей районной газеты, ИВАШОВ Александр Яковлевич, Д.Н. ВАСИЛЬЧЕНКО, А.Я.НИКУЛИН, П.П.ДЕГТЯРЕВ, Н.И. АРТЕМОВ, И. ПИХУЛЯ, Е.У. ПОБЕРЕЖНЫЙ...

Список участников освобождения Чертковского района и поселка Чертково составили А.С. Глущенко, В.С. Погребенко, Г.И. Лемешко. Возможно, сведения еще неполные. Автор будет признателен за дополнения.

Прошли годы. Многочисленные памятники воинской славы установлены на братских могилах воинов, погибших в боях за нашу свободу. Имена героев носят школы. В Чертково в память об этих событиях названы улицы: Гвардейская, Флоренко, Чуйкова, Благоя Касабова, Победы, Мира; переулки Кулагина, Оборонный, Полковой, Партизанский. В Алексеево-Лозовке и в Чертково есть улица имени Е.А. Лисичкина. Мы помним. Мы чтим. Только бы память наша не ослепла, не оглохла, не остудилась!

February 22nd, 2015

"Мы находились в Чертково, ожидая дальнейших указаний. Итальянские продовольственные и промышленные склады были в руках немцев. Наши службы, занимающиеся снабжением войск продовольствием, бросили их, когда в городе появились первые русские танки.
Немцы, защищавшие город, сочли склады своей военной добычей. Только в самый первый день итальянские солдаты сумели разжиться кое-какими продуктами. Уже на второй день немцы поставили у складов вооруженных часовых.
В результате солдаты начали воровать, причем нередко при попустительстве своих офицеров. Немцы без зазрения совести открывали по ним огонь. Очень обидно расстаться с жизнью таким образом...
За время существования итальянского гарнизона в Чертково его численность колебалась от пяти до семи сотен человек. Говорили, что немцев там около четырех тысяч. По моему мнению, их там было намного больше.


Горловка.



Все их подразделения были полностью укомплектованы и готовы к бою. У немцев был приказ ставки Гитлера - закрепиться и любой ценой удержать крепость Чертково. Поэтому они вовсе не собирались выделять нам танки для сопровождения.
Без танков мы не могли пройти 60 километров, отделяющих нас от своих. Даже одного русского танка хватило бы, чтобы с нами было покончено.
А тем временем русские получили подкрепление, и кольцо вокруг города сомкнулось. Мы оказались в полном окружении. На много тысяч итальянцев, попавших в Чертково, приходилось всего около 500 винтовок. У большинства офицеров также имелись пистолеты.
После наступления нового года тяжелые самолеты, сбрасывавшие припасы: немецкие - в больших количествах, на парашютах, итальянские - совсем чуть-чуть (в основном медикаменты), больше не прилетали, потому что русские подошли вплотную к аэродрому и простреливали тяжелыми орудиями взлетную полосу.
Теперь в Чертково приземлялись только "шторхи" - небольшие немецкие разведывательные самолеты, которым требовалось всего несколько десятков метров для взлета и посадки.

Утром 7 января 1943 года атаку начали немцы. Они имели целью отбросить русских на ранее занимаемые ими позиции. Бой длился все утро. В итоге русские отступили и закрепились на расстоянии нескольких километров от немецких позиций. Тем не менее, дальние подступы к городу все еще были в их руках.
Штыковая атака не миновала этого места. Здесь вперемешку с трупами итальянцев встречались и русские, хотя итальянцев было явно больше.
Утром прошел слух, что немцы расстреляли всех русских пленных. Рассказывали, что пленных строили в шеренги по 10 человек, вдоль которых ходил солдат и стрелял. Чаще всего в голову.
Насколько мне известно, ни одному из пленных не удалось уцелеть. Я видел тела некоторых из них. Помню русского мальчика, одетого в солдатскую форму. Ему было не больше шестнадцати лет. Он лежал, раскинув руки и ноги и глядя широко раскрытыми, невидящими глазами вдаль.
Маленькая дырочка на виске показала, куда попала пуля, убившая юношу. Свидетели убийства русских пленных рассказывали, что они стояли перед своими палачами, высоко подняв головы, и ни о чем не просили, но в их глазах метались страх и отчаяние.

В конце мы должны были перейти через деревянный мост, изогнувшийся над широкой, затянутой льдом речкой. Под ним на льду догорал немецкий грузовик, окруженный горящими лужами бензина и воды.
Здесь немцы совершили отвратительное преступление. Этот грузовик подбили партизаны. Отстреливаясь, они засели в доме, но их сумели окружить и взять живыми. Партизан было шесть или семь человек. Немцы бросили их в горящий бензин.
Очевидцы рассказывали, что живые факелы какое-то время бегали, отчаянно крича, затем стали срывать с себя горящие одежды и бросаться в оттаявшие от пламени лужицы воды. Там они умирали в страшных мучениях.
Немцы ввели в бой танки. Два из них были подбиты, остальные вернулись в плачевном состоянии. Это было третье и последнее из больших сражений в районе Чертково.

Тем временем в городе мы близко познакомились со всеобщим кошмаром, названным ласковым женским именем Катюша. Шестнадцать 130-миллиметровых снарядов один за другим сыпались на наши головы.
Заслышав звук летящих снарядов, все бросались плашмя наземь. За пронзительным свистом следовали взрывы. "Катюши" предпочитали стрелять по большим скоплениям людей. Когда обстрел прекращался, мы вскакивали и сломя голову бежали прочь, стремясь укрыться подальше от страшного места. А на снегу оставались трупы - пять, шесть, семь... как повезет.
Один карабинер стоял на улице в группе из пяти или шести солдат, когда вокруг них начали взрываться снаряды "катюши". Его друзья попадали на землю, а он сам остался на ногах.
Когда дым рассеялся, карабинер с ужасом убедился, что его спутники в полном смысле этого слова разорваны в клочья. Между тем сам карабинер не получил ни одной царапины. Из-за страшного шока у него помутился рассудок, и он поверил, что тоже умер.
Он решил, что жива только его душа. В этом убеждении провел несколько дней. Ходил в атаки, старался всячески поддержать своих товарищей, но сам не стрелял и не укрывался от вражеских пуль, считая, что мертвого человека нельзя убить дважды.



После 10 января итальянцев перестали использовать для работ на немецких позициях. Теперь этим занималось русское гражданское население и пленные.
Мы часто видели немецких солдат, высматривающих на улицах русских. Они хватали всех, невзирая на возраст, гнали на работы даже семидесятилетних стариков. Однажды я спас пожилого хозяина нашей избы от совершенно озверевшего немца, который явился, чтобы забрать его на работу.
Позже, когда стало ясно, что русских слишком мало, немцы снова начали привлекать итальянцев, причем обращались с нами ничуть не лучше, чем с пленными.
По запросу немецкого командования в разных полках формировались рабочие смены, которые являлись в штаб, откуда отправлялись к немцам. Каждый вечер немцам требовалось 300-400 человек. Они копали траншеи, ходы сообщения, сооружали укрытия.
Немцы решили предпринять попытку прорвать кольцо окружения. Когда дорога будет свободна, мы пойдем по направлению к Беловодску, то есть на запад.

Поток людей четко разделился на две параллельные струи: справа шли люди в темной итальянской форме, слева двигались немцы в своих весьма громоздких светлых одеждах. Причем обувь последних была подбита толстым войлоком. Разница между нами была очевидна каждому.
Между прочим, у немцев было топливо и достаточно большое количество транспортных средств. У них было много саней и телег, каждую из которых тянули две или даже три лошади. В такие повозки помещалось восемь - десять человек. Это давало возможность солдатам отдыхать по очереди на санях.
Кроме того, они ничего не несли на себе, даже оружия. Но если падающий с ног от изнеможения итальянский солдат делал попытку забраться на немецкие сани, его незамедлительно сгоняли прочь.

Я шел и думал о наших правителях, ввязавшихся в войну. Сейчас они находились в далеком Риме, в привычной неге своих роскошных жилищ...
При этом они послали своих солдат воевать в этот убийственный климат, даже не позаботившись о соответствующей одежде! Как их можно назвать? Негодяи! Сукины дети!
Даже если мы пройдем через войну и найдем способ донести до остальных, особенно до непосредственных виновников, настоящий смысл ее, в будущем войны все равно будут продолжаться, вопреки человеческой логике. Но чтобы действительно их предотвратить, необходимы совместные усилия всего человечества.

Трупы итальянских солдат окруженного под Горловкой полка и похороны после прорыва.






По нашим расчетам, из 30 тысяч итальянцев, служивших в 35-м армейском корпусе, которые были окружены на Дону, около восьми тысяч добрались до Черткова. Вечером 15 января мы производили подсчет войск.
Получилось около семи тысяч. Примерно пять тысяч человек ушло из Черткова. Из "котла" выбралось не более четырех тысяч. Из них, как минимум, три тысячи были ранены или серьезно обморожены. Но и среди уцелевших не было здоровых: нервные расстройства, болезни...
На больших деревянных дорожных указателях было написано: "Беловодск", "Старобельск". Наступила ночь, ветер еще больше усилился. Наши лица вновь покрыли ледяные маски. Через час я уже сомневался, что смогу одолеть расстояние до Беловодска.
Я узнал, почему приказ покинуть Чертково был отдан столь внезапно. 19-я бронетанковая дивизия немцев (правда, бронетанковой она была только по названию, поскольку к тому времени танков в ней уже не осталось), которая совместно с несколькими батальонами старалась пробиться к осажденному городу, больше не могла сопротивляться превосходящим силам противника. Ее отступление было вопросом даже не дней, а часов.
Пятьдесят километров от Беловодска до Старобельска, где разместилось командование 8-й армией, я преодолел на грузовике. Вскоре после моего отъезда Беловодск подвергся массированной бомбардировке русскими самолетами, значительно уменьшившей число счастливцев, вышедших из окружения.
После я через Ворошиловград на попутном транспорте добрался до станицы Ясиноватой на Донце - пункта сбора оставшихся в живых однополчан. Отсюда на специально оборудованном санитарном поезде мы отбыли во Львов." - из воспоминаний Э. Корти, лейтенанта-артиллериста из дивизии Pasubio 35.

Браво маршировавшие летом 1942-го по улицам Алчевска, Красного Луча, Луганска итальянские войска уже зимой 42-43-го уносили ноги, попадая из одного "котла" в другой.
Италия первой из германских сателлитов в 1943 году заявила о выходе из войны. Так итальянцам аукнулись потери, полученные ими во время военных действий на востоке Украины.