История создания. История создания Количество ис 2 выпущенных в период вов


: 23.07.2017 12:37

Цитирую Антоха

Не было у ягдпантеры 88мм пушки. На ней стояла 75мм пушка, которая стояла и на Пантере. А 88мм пушка стояла на ягдтигре!

как я уже упомянул, я ошибся в том, что на Ягдпантере стояла 75мм пушка. На ней действительно стояла 88мм зенитная пушка, впихнутая в танк. Просто немного перепутал. Бывает. А на Ягдтигре, само собой разумеется, никогда не было 88мм пушки. Решил вот выделить в отдельный коммент, чтобы вопросов лишних не было. Была бы возможность редактирования комментариев, то редактировал бы.



: 16.07.2017 23:24

Цитирую Н.Н.

У ИС-2 был бонус в виде вращающейся башни. Однако пушка была "самоходная", не танковая. Поэтому это была не рубочная, а башенная САУ. Класса "башенный артсамоход". Использовалась, как САУ поддержки Т-34

Д-25Т, где "Т"-танковая. Вопросы ещё есть? Далее: почему же вы, назвав танковую пушку самоходной, не упоминаете о том, что на Тигре стояла зенитная пушка, запиханная в танк? (кстати, на Тигре стояла пушка покороче, чем на Королевском и на Фердинанде) Почему вы называете 46ти тонную машину лёгкой, когда это была самая тяжёлая из наших серийных, не считая КВ-2, который выпускать прекратили в 41м? Если следовать вашей логике, то СУ-85 это сверхлёгкой артсамоход, а СУ-76 вообще ультралайт?

Цитирую Н.Н.

ИС-2 никогда и ничего не прорывали. Т.к. были не способны на это и в ближнем бою с пехотой противника были обречены на быстрое уничтожение.

гражданин, а кто выпускал танки без пехоты? Это первое. Второе, какой танк был способен без пехоты воевать, чтобы не быть быстро уничтоженным? Третье, вам напомнить номера гвардейских тяжёлых танковых полков прорыва и их работу, которую они обязаны были выполнять? И которую выполняли с честью. А то могу напомнить и конкретные примеры их работы.



: 16.07.2017 23:00

Цитирую Н.Н.

С чего бы это? Три пулемёта давали жару в любую сторону, а вращающаяся пушка обеспечивала круговой обстрел. А мощная лобовая броня гарантированно защищала он немецких выстрелов противотанковой артиллерии. Немецкие танкисты, конечно, тоже не дураки и использовали отвлекающие манёвры, чтобы бить ИСа в более слабые борта, в чём преуспевали. Самые многочисленные потери ИС-2 были именно пробития в борт. В лоб редко пробивалась броня, по крайней мере в ИСов образца 44г, со спрямлённой лобовой бронёй. Про Ягдпантеру: извиняюсь, ошибся. У неё действительно стояла 88мм пушка. Про мощность пушек: чем 10кгвый немецкий снаряд был мощнее 25кгвого снаряда нашего, с бешеной энергией? Немецкий снаряд имел чуть более высокую начальную скорость, но по энергетике, а следовательно по пробивным и по проламывающим свойствам нашему проигрывал значительно! Энергии было столько, что попав в башню, на дистанции 1-1,5км у тяжёлых танков просто её срывало! Про фугасное действие я просто промолчу. Дав по Тигру в лоб фугасом, гарантированно выводились из строя прицельные, наблюдательные приспособления, повреждалось или выходило из строя орудие, часто раскалывалась броня. Только Фердинанд мог на равных бороться с нашим ИСом, да и то только из-за своей мощной лобовой брони, которая гарантированно пробивалась нашим снарядом метров с 600, как и немецким снарядом наша броня метров с 600-800.



: 15.07.2017 11:01

Цитирую Н.Н.

Если же сравнивать ТТХ Jagdpanther и ИС-2/ИСУ-122/ИСУ-122С, то при личной встрече "немец" не оставлял этой советской БТТ никаких шансов. Бронепробиваемость советской 122-мм пушки составляла только примерно 80% от уровня немецкой 88-мм пушки KwK43

Кошмар. Гражданин, вы что курите? Вы нам пытаетесь донести свою "правду", но прокалываетесь на мелочах. Не было у ягдпантеры 88мм пушки. На ней стояла 75мм пушка, которая стояла и на Пантере. А 88мм пушка стояла на ягдтигре! Да, ягдпантера была признана лучшим истребителем танков, благодаря своей броне, вооружению, габаритам и неплохой подвижности, но их было слишком мало выпущено для реального изменения обстановки на поле боя. Теперь про 85мм пушку: снаряд из этой пушки пробивал бортовую броню королевских тигров. Есть зарегистрированные победы Т-34 над королевскими тиграми.



: 09.07.2017 15:18

Цитирую Н.Н.

может вспомнить полное название наших тяжелых танковых полков? И предназначались ИС именно для прорыва. А вот как раз задачей тигров была ПТ борьба



: 29.05.2017 22:30

Таким образом, при подобной встрече тет-а-тет Тигру было вступать в бой весьма невыгодно.

ИС-2 начали производить в 1944г. Кроме установочной партии в 35 машин, выпущенной в 1943г. В том же году немцы начали выпуск Королевского тигра. Может быть хотите сравнить ИС-2 с ним и определить, у кого и сколько было шансов? А то, что же это вы сравниваете советскую БТТ 1944г. с немецкой БТТ 1942г? Кроме этого, их сравнение само по себе, это полная чушь. Pz Kpfw Tiger любой модели был тяжелым танком. И его "специальностью" было взламывание ПОДГОТОВЛЕННОЙ обороны противника. ИС-2 был башенной САУ поддержки. И его "работой" была поддержка наступающих Т-34. Совершенно разная БТТ вполоть до разных весовых категорий. Как можно их вообще сравнивать?

: 29.05.2017 22:21

Тяжёлые танковые полки (а впоследствии и бригады), укомплектованные ИС-2, прорывали любую оборону немцев.

ИС-2 никогда и ничего не прорывали. Т.к. были не способны на это и в ближнем бою с пехотой противника были обречены на быстрое уничтожение. Оборону противника прорывали Т-34. А ИС-2, а также ИСУ-122, их поддерживали. Сзади. Как и полагается САУ поддержки.

: 29.05.2017 20:19

Цитирую Сергей Сиволобов

Бонус-вращающаяся башня.

Бонус. И не более того. Боевая ценность ИС-2 была ненамного выше ИСУ-122/122С.

Цитирую Сергей Сиволобов

Т-4 в атаку не ходил...

Да, в 1944г, а именно в этом году впервые появился его советский визави Т-34/85 (С-53), Pz.IV в атаку в первом ряду не ходил. Только под прикрытием Pz.V или Pz.VI.

Цитирую Сергей Сиволобов

Рубочный самоход без бонуса

ИСУ-122/122С были обычными рубочными САУ. Без каких бы то ни было примочек. Разве что на первых стояли полевые пушки, а на вторых "самоходные".

Цитирую Сергей Сиволобов

без головы...

Это вы о себе?

Цитирую Сергей Сиволобов

Новатор-аналитик,

А это вы к кому обращаетесь? Сами с собой беседуете?

Цитирую Сергей Сиволобов

просветите неучей

Вы о себе?

Цитирую Сергей Сиволобов

что такое танковая, самоходная, да и чем они отличаются от просто пушки?

Хм. А вы и этого не знаете? Чего же ведете себя так «ехидно»? Думаете, это побуждает что-то вам объяснять?

Цитирую Сергей Сиволобов

Жаждем подробностей.

Успехов вам в этом.

Цитирую Сергей Сиволобов

А БТ-2,-5,-7, Т-28,-34,-35 и даже (подумать страшно!) КВ с моторами М-17 и М-5? Их то куда? В бронированные нелетающие полутанковые птеродактили?

В них. В птеродактили. Полутанковые.



: 29.05.2017 13:24

Бонус-вращающаяся башня... Т-4 в атаку не ходил... Рубочный самоход без бонуса... бонуса... без бонуса... без башни... без головы...



: 29.05.2017 13:13

Новатор-аналитик, просветите неучей- что такое танковая, самоходная, да и чем они отличаются от просто пушки? Жаждем подробностей. Кстати, если на "танках" стояли самолетные рации, то как классифицировать данные машины? А БТ-2,-5,-7, Т-28,-34,-35 и даже (подумать страшно!) КВ с моторами М-17 и М-5? Их то куда? В бронированные нелетающие полутанковые птеродактили?



: 29.05.2017 12:10

Что касается встречи ИС-2 с "Тигром"

Сравнивать ИС-2 с Тиграми занятие, безусловно, увлекательное. Жаль, что с точки зрения методологии сравнения, неверное. В какой-то степени одноклассником ИС-2 являлись ИСУ-122/122С и немецкая САУ Jagdpanther.

У ИС-2 был бонус в виде вращающейся башни. Однако пушка была "самоходная", не танковая. Поэтому это была не рубочная, а башенная САУ. Класса "башенный артсамоход". Использовалась, как САУ поддержки Т-34.

На Jagdpanther стояла мощная танковая пушка, поэтому это была САУ класса "истребитель танков".

У ИСУ-122/122С никаких бонусов не было, это был обычный "рубочный артсамоход". Тоже использовалась, как САУ поддержки Т-34.

Артсамоходы, совсем подобные ИС-2 и ИСУ-122/122С в Германии не выпускались. За ненадобностью, т.к. в панцерваффе существовали танки Тигр и Пантера. Которым САУ поддержки не требовались. А одноклассник советского Т-34/85 (С-53), немецкий Pz.KpfW.IV Ausf.H/J, в атаку подобно советскому танку не ходил.

Если же сравнивать ТТХ Jagdpanther и ИС-2/ИСУ-122/ИСУ-122С, то при личной встрече "немец" не оставлял этой советской БТТ никаких шансов. Бронепробиваемость советской 122-мм пушки составляла только примерно 80% от уровня немецкой 88-мм пушки KwK43. Для любителей все же сравнить ИС-2 с Тигром, такая же стояла и на Pz.KpfW. VI «Tiger II». И на Pz Jag (САУ) Ferdinand.

На завершающем этапе Великой Отечественной войны предприятия советского военно-промышленного комплекса приступили к отливке в металл всего накопленного за годы боевых действий опыта. Десятки отработанных схем и решений, сотни боев с участием танков Т-34 и другой отечественной бронетехники привели к созданию сверхзащищенных танков, огневой мощи и бронирования которых с лихвой должно было хватить для того, чтобы разобрать на запчасти любой танк вермахта.Гроза брони Значительные успехи советских танков Т-34 и Т-34-85 на фронтах не раз описывались историками и специалистами в области бронетехники. Появление на поле боя немецких танков Tiger и Panther заставило командование РККА и промышленность пересмотреть подход к созданию бронетехники. Однако результат исследовательской работы и обстрел опытных образцов на полигоне привели к тому, что первое же появление перспективных танков ИС-2 на поле боя коренным образом изменило характер боевых действий.Боевое крещение ИС-2 в боях за Украину нельзя назвать удачным в прямом смысле этого слова. Масштабного танкового боя, ожидаемого и запланированного командованием, не состоялось. Вместо активного вмешательства в судьбу, продолжительность жизни немецких танков и их экипажей ИС-2 в состоянии «только-только с завода» попали в засаду немецких САУ Ferdinand.Наиболее показательным в плане надежности и защищенности советских ИС-2 является случай, когда советский танк с отказавшим спусковым механизмом орудия выводился экипажем из-под огня, организованного гитлеровцами. Историки отмечают, что прежде чем окончательно покинуть заготовленную немцами ловушку, ИС-2 выдержал до пяти попаданий снарядов САУ Ferdinand в нижний бронелист. И хотя позднее подобравшийся на расстояние 500 м Ferdinand повредил ИС-2 выстрелом в борт, экипаж советского танка сумел спастись из разбитой машины.120 мм брони советской машины значительно сказались на тактике применения немецких танков Tiger. Историки бронетехники отмечают, что хотя прямые столкновения Tiger и советских ИС-2 случались не ежедневно, до немецких танкистов была доведена специальная директива, предписывающая избегать танковых дуэлей с советским ИС-2. Одной из самых ярких страниц в книге боевого пути ИС-2 является боевое применение этих танков в операции по захвату Сандомирского плацдарма.В августе 1944 года ИС-2 только за один бой уничтожили до восьми Tiger II и до 20 танков противника за месяц. Потери ИС-2 на фоне ущерба противника выглядели скромно: три уничтоженных танка и еще пять поврежденных, но отремонтированных впоследствии машин.
Кувалда для «Тигра»Вместе с другой советской бронетехникой ИС-2 хорошо показал себя в ходе городских боев в Европе. Расчистка городских улиц и подавление противника, по словам историков, выглядели как чистой воды армагеддон. На полном ходу ИС-2 врезался в баррикады, давил наспех собранные укрепления, а там, где мощности 520 л. с. не хватало, в дело вступала пушка Д-25Т калибра 122 мм.Особенно с расчетами противотанковых орудий и ствольной артиллерией противника советские танкисты не церемонились. Историки отмечают, что верхние этажи зданий для засевших внутри гранатометчиков становились братской могилой. Одного выстрела ИС-2 было достаточно, чтобы закрывать вопрос с продвижением небольшой группы из одного-двух танков и пехоты дальше, вглубь города. Экипажи ИС-2 одними из первых начали осуществлять огневую поддержку пехоты при штурме Рейхстага. В целом, по мнению специалистов, ИС-2 оказался одним из наиболее неприхотливых и сбалансированных советских танков в период Великой Отечественной.Длительные марши 46-тонным машинам давались без особого труда, а ремонтопригодность и надежность конструкции до сих пор удивляют танкостроителей. Специалисты объясняют, что эвакуированные с поля боя машины восстанавливались ремонтными бригадами в самые сжатые сроки – до двух, реже трех суток требовалось рембригаде, чтобы подлатать советского стального монстра и дать возможность командирам бросить машину в самую гущу боя. Прозвище «кувалда Сталина» часто приписывают буксируемой советской гаубице Б-4, однако так же гитлеровцы прозвали и ИС-2.
Случилось это не в последнюю очередь благодаря уничтожению танками ИС-2 тяжелого немецкого 501-го батальона, танкисты которого воевали на новейших немецких Tiger II. Независимые эксперты и историки Второй мировой поясняют, что разговоры про «сорванные башни» немецких танков не были фантастикой или фронтовыми сказками. Могущества 122-мм боеприпаса было достаточно, чтобы при грамотной работе экипажа не просто обездвижить немецкие танки, но и вырвать кусок корпуса парой метких выстрелов.Качество и защищенность немецких танков Tiger и более современных, выпускаемых к концу войны Tiger II большинство как зарубежных, так и отечественных экспертов сильно преувеличивает, поскольку грамотное планирование операций и опытные экипажи неоднократно доказывали, что технологическое превосходство не может служить гарантом абсолютной неуязвимости. ИС-2 стал одним из символов победы советских войск, хотя вклад этой машины в общее дело описывается не так хорошо и не так ярко, как боевая работа танков Т-34.
Однако именно ИС-2 показывал наиболее впечатляющие результаты не только по части поражения основных целей. Главным достоинством танка наряду с вооружением было отсутствие возможности у немецких танкистов проделывать свой любимый трюк – расстрел бронетехники с дистанции 800– 1000 м. Снаряды Tiger броню ИС-2 не брали ни с тысячи метров, ни в том случае, когда экипаж немецкой машины решался подойти на дистанцию 800 м.Эксперты поясняют, что для вероятного повреждения советской машины немецкие танкисты старались подходить на расстояние 550– 600 м, что для немецкой машины при расторопности советских танкистов почти всегда заканчивалось смертельным попаданием. Советские танкисты же до момента капитуляции гитлеровских войск имели уникальную возможность пробивать лобовую броню танков Tiger штатным бронебойным боеприпасом с дистанции тысячи метров. «Танком победы» ИС-2 назвал сам Иосиф Сталин. Увидев новую машину с мощным вооружением и броней, генералиссимус сказал: «С этой машиной мы будем завершать войну».

Без его участия не было бы знаменитых тяжелых танков КВ-1 и ИС-2, артиллерийских установок Су-152 и ИСУ-122. В день рождения Жозефа Котина «Защищать Россию» вспоминает знаковые изобретения конструктора.

КВ, или КВ-1

Тяжелый танк с мощным бронированием и 76-мм пушкой впервые использовался в годы советско-финской войны, при прорыве линии Маннергейма. В Великой Отечественной участвовал с первого дня — состоял на вооружении частей западных округов, которые первыми приняли удар сил вермахта, — и использовался на начальном этапе войны.

«Машины КВ ознаменовали совершенно иной уровень вооружений, бронезащиты и веса танков. Немецкие танки вмиг перешли в разряд исключительно противопехотного оружия…», — писал лейтенант вермахта Гельмут Ритген.

А немецкие солдаты прозвали грозную машину русских «призраком» — на тот момент ни один немецкий танк, ни одна противотанковая немецкая пушка . Справиться с 50-тонным гигантом было под силу лишь 88-мм зенитному орудию, которое гитлеровцы нередко применяли в качестве противотанковой пушки.

КВ-2 был принят на вооружение в 1940-м. Всего с февраля 40-го по июль 41-го Ленинградский Кировский завод выпустил 204 танка.

На боевую машину устанавливалась 152-мм танковая гаубица М-10 . Что касается боеприпасов, из-за катастрофической нехватки положенных снарядов применяли буквально все, что попадалось под руку. КВ-2 мог стрелять и бетонобойными снарядами Г-530 , и осколочными гаубичными гранатами сталистого чугуна О-530А, и зажигательными снарядами, и старыми фугасными гранатами, и даже шрапнелью.

Однако несмотря на очевидные преимущества боевой машины, большая их часть была потеряна и списана в первые годы войны. Из-за неопытности экипажей, частых поломок трансмиссии и нехватки горючего танк нередко бросали прямо на поле боя.

В связи с появлением немецкого тяжелого танка «Тигр», конструкторское бюро опытного завода №100 под руководством Котина разработало нового гиганта семейства «Клим Ворошилов». КВ-85 с 85-мм танковой пушкой поступил в Красную армию осенью 1943 года и активно использовался в составе танковых полков прорыва до осени 44-го.

КВ-85 серийно выпускался на Челябинском Кировском заводе с августа по октябрь 1943 года. Всего было выпущено 148 боевых машин.

— второй тяжелый танк семейства «Иосиф Сталин», который пришел на смену КВ-85 и ИС-1 . От предшественников отличался более мощной броней и вооружением — 122-мм пушкой Д-25Т — которая, наконец, позволила не только соперничать с танками и противотанковым оружием вермахта, но и превзойти его.

«…Установка 122-мм пушек на танки ИС вернула нашим танкам утраченное на время превосходство над противником в артиллерийском вооружении тяжелых танков», — писали в «Отчете Управления самоходной артиллерии-КА ».

ИС-2 успешно прошел проверку боями Великой Отечественной и принимал участие в освобождении городов Европы, а модернизированная версия ИС-2 служила советской, а потоми и российской армии вплоть до 1995 года.

СУ-152 была построена на базе тяжелого танка КВ-1С, и в отличие от него прошла более успешный и долгий фронтовой путь. Артиллерийская установка начала войну в сражениях на Курской дуге, а завершила боевую карьеру в конце Великой Отечественной, несмотря на то, что серийно перестала выпускаться еще в январе 1944-го.

Самоходная артиллерийская установка на базе танка ИС-1 была принята на вооружение Красной армии в ноябре 1943 года. Серийно выпускалась до 1946-го, а использовалась до 1974 года. Применялась практически во всех аспектах использования самоходной артиллерии, особенно успешно — в качестве истребителя танков.

На одной из „Пантер“, что уже почти выползла на площадь, от удара крупнокалиберного бетонобойного снаряда снесло башню. Второй тяжелый танк вспыхнул огромным костром. А ИСУ-152 тут же покинули позиции, — вспоминал в мемуарах танкист Дмитрий Лоза, участник боев за Вену. — Немецкие танки спешно стали пятиться назад, оставив без поддержки пехоту, которая тут же разбежалась по дворам и переулкам.

ИСУ-122 была разработана на базе танка ИС-2 . В качестве штурмового орудия и истребителя танков использовалась с марта 1944 года, а на вооружении армии состояла до середины 1960-х.

В послевоенные годы разоруженные установки под названием ИСУ-Т использовались как штабные машины, передвижные артиллерийские наблюдательные посты, или в качестве тягачей передавалась гражданским ведомствам.

Танк был принят на вооружение Красной Армии в конце 1943 года и производился серийно с 1943 по 1946 год. Он представляет собой модификацию танка ИС-1 с вооружением, усиленным за счет установки весьма мощной 122-мм пушки Д-25 с дульным тормозом. Новая боевая машина обладала всеми качествами, необходимыми для борьбы с любым танком противника: мощная пушка, повышенная броневая защита и надежная силовая установка. В ходе испытаний при стрельбе по трофейному немецкому танку Т-V "Пантера" с расстояния 1500 метров снаряд танковой пушки пробил лобовую броню и, не утратив еще своей энергии, прошил все внутренности "Пантеры", вышиб по швам сварки броневую плиту на корме и отбросил ее от машины. ИС-2 снабжались радиостанцией 10-РК-26, прицелами ТШ-17, ПОП. Начиная с 1944 года на них стали устанавливать 12,7-мм зенитный пулемет ДШК. Всего было выпущено 3750 ИС-2, ставшего наряду с ИС-3 самым мощным танком Второй мировой войны.

Прародителями "Танка Победы" - ИС-2 - стали тяжелый танк КВ-1 и средний KB-13. Почти одновременно с ИС-1 началось производство более мощно вооруженной модели ИС-2 (объект 240). Только что созданная 122-мм танковая пушка Д-25Т (первоначально имевшая поршневой затвор) с начальной скоростью снаряда 781 м/с позволяла поражать все основные типы немецких машин на всех дистанциях боя. В опытном порядке на ИС устанавливались 85-мм пушка большой мощности с начальной скоростью снаряда 1050 м/с и 100-мм пушка С-34.

В октябре 1943 года под руководством Н. Ф. Шашмурина была осуществлена проработка варианта танка ИС с более мощной танковой пушкой Д-25 калибра 122-мм. После успешного завершения государственных испытаний танк был отправлен на испытательный полигон под Москвой, где из его пушки с расстояния 1500 м произведен обстрел немецкого танка Pz. Kpfw. V "Пантера".
Под маркой ИС-2 в октябре 1943 года танк был принят в серийное производство, которое было развернуто в начале 1944 года. При массе в 44 т незначительно превосходившей массу танка КВ-1с, новая боевая машина имела более толстую броню. Башня, лобовая деталь и подбашенная часть корпуса выполнялись литыми. Установка малогабаритных планетарных механизмов поворота (ПМП) конструкции А. И. Благонравова позволила уменьшить ширину корпуса ИС-1 на 18 см по сравнению с КВ-1С.

В 1944 году ИС-2 был модернизирован. Новый образец имел наклонную лобовую часть корпуса, вместо смотрового люка механика-водителя - щель, закрытую стеклоблоком. На кронштейне, закрепленном на подвижном погоне командирской башенки, установили крупнокалиберный зенитный пулемет. В том же году, выпустив 107 машин, производство танка ИС-1 прекратили. С этого момента в производстве остался только ИС-2. Его ходовая часть состояла из шести опорных катков с внутренней амортизацией на борт, трех поддерживающих катков, ведущего колеса заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (цевочное зацепление) и направляющего колеса. Подвеска опорных катков - индивидуальная торсионная. В состав трансмиссии входили: многодисковый главный фрикцион сухого трения, восьмискоростная коробка передач с демультипликатором, планетарные механизмы поворота и бортовые передачи.

Вскоре на ИС-2 изменили прицельные приспособления (в частности был изъят перископический прицел) и расширили броневую маску пушки. Кроме того, был введен крупнокалиберный зенитныи пулемет ДШК, который, впрочем, устанавливался не на всех танках. В таком виде ИС-2 принял участие в заключительных сражениях второй мировой. Танки ИС-2 поступали на вооружение отдельных тяжелых танковых полков которым уже при формировании присваивалось наименование "гвардейский". В начале 1945 года были сформированы несколько отдельных гвардейских тяжелых танковых бригад, включавших по три тяжелых танковых полка каждая.

Компоновка тяжелого танка ИС

Компоновка тяжелого танка ИС - классическая, с кормовым расположением трансмиссии. Отделение управления располагалось в носовой части корпуса. В нем размещались сиденье механика-водителя, два топливных бака, приводы управления танком, контрольные приборы, два баллона со сжатым воздухом, центральный топливный кран, ручной топливный насос, кнопка электроспуска курсового пулемета и часть ЗИП. За сиденьем механика-водителя в днище имелся аварийный люк. Боевое отделение располагалось за отделением управления и занимало среднюю часть корпуса танка. Здесь находились сиденья заряжающего, сиденье командира башни (наводчика), сиденье командира танка, а также курсовой пулемет, основная часть боекомплекта, аккумуляторные батареи, обогреватели. По днищу боевого отделения проходили тяги приводов управления танком.

Над боевым отделением устанавливалась башня, в которой размещались пушка и два пулемета, прицелы и приборы наблюдения, часть боекомплекта, радиостанция, механизмы поворота башни, вентилятор боевого отделения и часть ЗИП. Моторное отделение находилось за боевым и отделялось от него перегородкой. В середине его на кронштейнах устанавливался двигатель. По обе стороны от него, по бортам, находились: справа - топливный, слева - масляный баки; над ними - масляные радиаторы, а в передней части моторного отделения, по бортам, воздухоочистители "мультициклон".
Трансмиссионное отделение располагалось в кормовой части танка. В нем размещались главный фрикцион, центробежный вентилятор, коробка передач, планетарные механизмы поворота и бортовые передачи. В перегородке между моторным и трансмиссионным отделениями, над вентилятором, устанавливались водяные радиаторы.

1. Дульный тормоз; 10.122-мм снаряды; 19. Балансир;
2. 122-мм пушка Д-25Т; 11. Триплекс; 20. Ограничитель хода балансира;
3. Маска пушки; 12. Место командира танка; 21. Направляющее колесо;
4. Накатник; 13. Кормовой пулемет; 22. Натяжной механизм;
5. Тормоз отката; 14. Жалюзи; 23. Место наводчика;
6. Телескопический прицел 10Т-17; 15. Походные топливные баки; 24. Место механика-водителя;
7. Прибор наблюдения MK-IV; 16. Ведущее колесо; 25. Приборы наблюдения механика-водителя;
8. Вентилятор; 17. Опорный каток; 26. Люк-пробка;
9. Лоток; 18. Поддерживающий каток; 27. Фара;

Корпус

Корпус танка представлял собой жесткую броневую сварную коробку из литой и катаной брони. Литые детали корпуса - носовая часть и подбашенная коробка. Днище, борта, корма и крыша корпуса - катаные. В верхнем лобовом листе был смонтирован смотровой люк-пробка механика-водителя. В передней части крыши корпуса имелись два перископических смотровых прибора, предназначавшихся для наблюдения за местностью при закрытом люке-пробке. Доступ в отделение управления был возможен только через люки башни.
В мае 1944 года носовая часть корпуса была изменена, при этом люк-пробку механика-водителя заменили смотровой щелью со стеклоблоком.

Башня

Башня - литая, обтекаемой формы. В ее лобовой части имелась амбразура, закрываемая подвижной бронировкой с тремя отверстиями для пушки, спаренного с ней пулемета и телескопического прицела. В задней части башни с левой стороны находился прилив, где крепилась шаровая установка кормового пулемета. По бортам башни имелись лючки для стрельбы из личного оружия, закрываемые броневыми заглушками. В крышу была вварена командирская башенка с входным люком и шестью смотровыми щелями. Справа от командирской башенки имелся люк для посадки и высадки экипажа. Башня приводилась во вращение электрическим поворотным механизмом или вручную. При работе электропривода максимальная скорость поворота башни достигала 2,4 об/мин.

Внутренний вид башни танка

1 - подъемный механизм пушки 9 - поршневой затвор
2 - сиденье наводчика 10 - кронштейн походного крепления пушки
3 - укладка пулеметных магазинов 11 - вентилятор боевого отделения
4 - ручной привод механизма поворота башни 12 - 122-мм снаряды
5 - щиток башни 13 - прибор наблюдения МК-4
6 - перископический прицел 14 - механизм поворота башни
7 - телескопический прицел 15 - курсовой пулемет ДТ
8 - казенная часть пушки 16 - сиденье заряжающего


76,2-мм пушкой Ф-34 и 3 пулеметами ДТ

Летом 1943 г. в немецкой армии появились 75-мм и 88-мм пушки с довольно большой начальной скоростью бронебойного снаряда, что давало им возможность довольно эффективно бороться с советскими танками Т-34 и КВ . Чтобы эффективно противостоять этим пушкам, необходимо было увеличить броневую защиту, что привело бы к увеличению массы танка. А сделать этого не было возможности, так как масса КВ уже достигла 47,5 т. Поэтому в конструкторском бюро Челябинского тракторного завода, где выпускался танк КВ , параллельно с модернизацией выпускаемой машины разрабатывался совершенно новый танк.
Так в результате разработки под руководством Ж.Я.Котина во второй половине 1942 года появился тяжелый танк ИС-1. За основу был взят КВ-13, на базе которого изготовили два опытных варианта машины ИС-1 (объект 233) и ИС-2 (объект 234). Их различия состояли в том, что на ИС-1 стояла 76-мм пушка ЗИС-5, а на ИС-2 - 122-мм танковая гаубица У-11. Испытания этих машин выявили ряд недостатков, главным образом в моторно-трансмиссионном отделении и ходовой части. Первые опытные образцы танков ИС имели пятикатковую ходовую часть, поэтому комиссия рекомендовала число катков увеличить.

Опытный тяжелый танк ИС (1942 г.). Вооружен
122-мм пушкой-гаубицей типа У-11 и 2 пулеметами ДТ

Параллельно с испытаниями на ЧКЗ, на заводе № 100 и основных предприятиях-смежниках - УЗТМ и заводе № 200 - полным ходом развернулась подготовка к серийному производству новых боевых машин. Однако в апреле 1943 г. были получены достоверные данные о броневой защите "Тигра" и выяснилось, что наиболее эффективным средством борьбы с ним является 85-мм зенитная пушка 52-К обр.1939 г., которая с дистанции до 1000 м пробивала его 100-мм броню. ГКО своим постановлением предписывал разработать и установить на двух танках КВ-1с и двух опытных танках ИС 85-мм пушки с баллистикой зенитного орудия 52-К.
В первой половине июня все четыре пушки - две С-31 ЦАКБ и две Д-5Т завода № 9 - были готовы. Для установки новых пушек пришлось увеличить погон башни, длину корпуса и добавить по одному катку на каждый борт, отлили новую башню. Танк ИС с 85-мм пушкой получил обозначение "объект 237". Одновременно на ЧКЗ создали два КВ с установленными на них 85-мм пушками. В июне 1943 г. проходили испытания всех четырех танков, в результате которых предпочтение отдали об. 237 и 239, которые с этого момента стали именоваться ИС-85 и КВ-85. В начале августа эти танки прошли госиспытания, по результатам которых 4 сентября 1943 г. постановлением ГКО танк ИС-85 был принят на вооружение. Этим же постановлением опытный завод № 100 обязывали до 15 октября 1943 г. создать танк ИС, вооруженный пушкой калибра 122 мм, а до 1 ноября - артиллерийскую самоходную установку на его базе ИС-152.

Тяжелый танк ИС-1 (ИС-85) (1943 г.). Вооружен 85-мм танковой пушкой Д5 и 3 пулеметами ДТ

31 октября 1943 г. постановлением ГКО по эскизному проекту танк ИС с 122-мм пушкой был принят на вооружение. В ноябре изготовили танк ИС-122 (объект 240), установив на него 122-мм пушку "А19 танковая". Тогда же прошли госиспытания, после которых на пушке Т-образный дульный тормоз заменили на двухкамерный.
Первые серийные танки ИС-85 были изготовлены в октябре 1943 года, а ИС-122 - в декабре. С января 1944 г. ЧКЗ выпускал только танки ИС-122, оснащенные новым 122-мм орудием Д-25Т. В марте 1944 г. на орудии установили новый дульный тормоз. С этого же времени танки ИС-85 были переименованы в ИС-1, а ИС-122 - в ИС-2.
27 декабря 1943 года вышло постановление ГКО о вооружении танка ИС пушками большой мощности, и с февраля 1944 года началось проектирование трех машин - ИС-3, ИС-4 и ИС-5. Танк ИС-3 (объект 244) представлял собой танк ИС-1 с установленной вместо штатного орудия пушкой большой мощности Д-5Т-85БМ. На объекте 244 испытывался новый ломающийся телескопический прицел ПТ-8, а также ряд опытных узлов двигателя и трансмиссии. Испытания об. 244 продолжались до конца марта 1944 года и закончились неудачей по причине недостаточной прочности ствола орудия.

Тяжелый танк ИС-2 (1943 г.). Вооружен 122-мм танковой пушкой Д-25 и 3 пулеметами ДТ

Танки ИС-4 и ИС-5 более известны под своим первоначальным индексом ИС-100. Весной 1944 года танк ИС-4 (объект 245) проходил государственные полигонные испытания, которые он не выдержал и был возвращен на завод для доработки полуавтоматики пушки и некоторых других элементов. В результате на танк установили пушку Д-10Т с новой полуавтоматикой, более мощный вентилятор боевого отделения, изменили наклон боеукладки в нише башни и т.д. ИС-5 имел перевернутую маскустановку из-за необходимости размещения наводчика справа. На правую сторону башни была перенесена и командирская башенка с рабочим местом командира танка. Заряжающий в этой машине располагался слева от орудия. Помимо трех членов экипажа в башне планировалось разместить также механический досылатель, а впоследствии установить стабилизатор прицела. В результате всех этих доводок тяжелый танк ИС-5 (объект 248) был изготовлен заводом № 100 только в июне 1944 г. В начале июля проходили совместные испытания танков ИС-4 и ИС-5, в ходе которых военные отвергли первый и предложили доработать второй. К октябрю в башне ИС-5 появился досылатель и прицел, стабилизированный в вертикальной плоскости. Боекомплект довели до 39 выстрелов. Место командира перенесли еще дальше к правому борту, дабы откатывающаяся при выстрелах казенная часть пушки не могла его задеть. Испытания подтвердили значительно возросшие боевые качества танка. Однако развертывание серийного производства тяжелого танка со 100-мм пушкой сочли нецелесообразным.

Тяжелый танк ИС-2 (1944-1945 гг.). Вооружен 122-мм танковой пушкой Д-25, 3 пулеметами ДТ и 12,7-мм пулеметом ДШК

В 1944 г. ИС-2 модернизировали, в результате чего корпус получил наклонную лобовую часть. На командирской башенке установили крупнокалиберный зенитный пулемет. Была расширена маска пушки, изменились устанавливаемые приборы наблюдения и прицеливания.
В середине 1945 г. после выпуска 3483 танков производство танков ИС-2 было прекращено.
Последним танком, созданным во время Великой Отечественной войны, стал танк ИС-3 (об. 703). Он был разработан в 1944-1945 гг. на опытном заводе № 100 в Челябинске под руководством ведущего конструктора М.Ф.Балжи. Серийное производство началось в мае 1945 г., в течение которого было выпущено 1170 танков.
Корпус танка сваривался из катаных броневых листов. Лобовые листы корпуса устанавливались с двойным наклоном под большим углом к вертикали. Механик-водитель размещался впереди по оси машины. Люк разместили в крыше над водителем. Башня - литая, приплюснутой сферической формы. Ходовая часть состояла из шести опорных катков с внутренней амортизацией, трех поддерживающих катков, ведущего колеса заднего расположения и направляющего колеса на борт. Подвеска опорных катков - индивидуальная торсионная.

Самоходная артиллерийская установка ИСУ-122
(1944 г.). Вооружена 122-мм пушкой А-19

Однако при конструировании танка был допущен ряд конструктивных просчетов и ошибок, поэтому в середине 1946 г. танк сняли с производства.
ИС-2 оставался на вооружении Советской Армии и в послевоенные годы. Поэтому с 1957 г. при капитальном ремонте проводились конструктивные улучшения этих танков. На ИС-2 установили двигатель В-54К-ИС с электростартером, форсуночным подогревателем НИКС-1, электрическим маслозакачивающим насосом МЗН-2 и воздухоочистителем ВТИ-2 с отсосом пыли из бункеров. Установка нового двигателя влекла за собой изменения системы смазки и охлаждения. Наружные топливные баки включили в систему питания танка. В ходовой части установили новые опорные катки и направляющие колеса с нерегулируемыми подшипниками. Боекомплект довели до 35 артвыстрелов. Кормовой башенный пулемет был изъят. Количество аккумуляторных батарей увеличили с двух до четырех. Установили радиостанции Р-113 и танковые переговорные устройства Р-120 послевоенной конструкции. В результате модернизации изменились боевые и технические характеристики танка ИС-2, и он получил обозначение ИС-2М.
Компоновка тяжелого танка ИС - классическая, с кормовым расположением трансмиссии. Корпус танка представлял собой жесткую броневую сварную коробку из литой и катаной брони. В мае 1944 года носовая часть корпуса была изменена, при этом люк-пробку механика-водителя заменили смотровой щелью со стеклоблоком. Башня - литая, обтекаемой формы. Башня приводилась во вращение электрическим поворотным механизмом или вручную.

Самоходная артиллерийская установка ИСУ-122-2 (ИСУ-122С) (1944 г.). Вооружена 122-мм пушкой Д-25 и пулеметом ДШК

На ИС-1 устанавливалась 85-мм пушка Д-5Т (или Д-5-Т85) с длиной ствола 48,8 калибра. Выстрел из пушки производился электроспуском, кнопка которого находилась на рукоятке маховика подъемного механизма. В танке устанавливались три 7,62-мм пулемета ДТ, из них два в башне и один курсовой - в корпусе. Один из пулеметов, размещенных в башне, был спарен с пушкой, другой - смонтирован в шаровой установке в кормовом листе. Курсовой пулемет жестко закреплялся параллельно оси танка в вваренном в корпус патрубке. Боекомплект ИС-1 состоял из 59 выстрелов и 2520 патронов к пулеметам.
На танке ИС-2 устанавливалась 122-мм пушка Д-25Т с длиной ствола 48 калибров (с дульным тормозом). Выстрел производился электроспуском или, в случае его неисправности, ручным механическим спуском. Помимо трех пулеметов ДТ, расположенных как на ИС-1, на части танков ИС-2 на кронштейне, закрепленном на подвижном погоне командирской башенки, размещался 12,7-мм пулемет ДШК обр. 1938 г. Боекомплект пушки Д-25Т состоял из 28 артвыстрелов раздельного заряжания. Боекомплект пулеметов ДТ - 2331 патрон, пулемета ДШК - 250 патронов.

Самоходная артиллерийская установка ИСУ-152
(1944 г.). Вооружена 152,4-мм пушкой-гаубицей
МЛ-20С

На танке ИС устанавливался 12-цилиндровый четырехтактный бескомпрессорный дизель В-2ИС (В-2-10) мощностью 520 л.с. при 2000 об/мин. Общая емкость трех топливных баков 520 л. Еще 300 л перевозилось в трех наружных баках, не подключенных к системе питания.
Ходовая часть танка применительно к одному борту состояла из шести сдвоенных литых опорных катков диаметром 550 мм. Подвеска - индивидуальная торсионная. Ведущие колеса заднего расположения имели два съемных зубчатых венца по 14 зубьев каждый. Зацепление цевочное. Направляющие колеса - литые, с кривошипным механизмом натяжения гусениц. Гусеницы стальные, мелкозвенчатые, из 86 одногребневых траков каждая. Траки штампованные, шириной 650 мм, шаг трака 162 мм.
Все танки ИС оснащались радиостанцией 10Р или 10РК и внутренним переговорным устройством ТПУ-4-бисФ на четыре абонента.
Помимо Красной Армии ИС-2 состояли на вооружении Войска Польского (71 танк). На вооружение чехословацкой армии несколько ИС-2 поступило весной 1945 года, накануне освобождения Праги. В начале 50-х годов небольшое количество ИС-2 передали Китаю. Куба получила два полка ИС-2М в начале 60-х годов. Примерно в это же время ИС-2 поступили и в КНДР.

Тяжелый танк ИС-2М

В Советской Армии танки ИС-2М состояли на вооружении очень долго, официально сняты были с вооружения в 1995 г.
На базе танка ИС-2 были созданы тяжелые самоходные артиллерийские установки (САУ) ИСУ-152 и ИСУ-122. До прекращения серийного производства в III квартале 1945 года было изготовлено 4635 самоходок обоих типов.
Самоходно-артиллерийские установки ИСУ-152 и ИСУ-122 состояли на вооружении Советской Армии до конца 60-х годов. При этом ИСУ-152 модернизировалась дважды.
Первая модернизация была произведена в 1956 году. Тогда на крыше рубки установили командирскую башенку с прибором ТПКУ и семью смотровыми блоками ТНП. Боекомплект гаубицы-пушки МЛ-20С увеличили до 30 выстрелов. Вместо прицела СТ-10 установили усовершенствованный телескопический прицел ПС-10. На всех машинах смонтировали зенитный пулемет ДШКМ с боекомплектом 300 патронов. На САУ поставили двигатель В-54К с эжекционной системой охлаждения мощностью 520 л.с. Емкость топливных баков увеличили до 1280 л. Была улучшена система смазки, изменена конструкция радиаторов. В связи с эжекционной системой охлаждения двигателя изменили крепление наружных топливных баков. Установили радиостанции 10-РТ и ТПУ-47. Масса самоходки возросла до 47,2 т, однако динамические характеристики остались прежними. Запас хода возрос до 360 км. Модернизированные таким образом САУ получили обозначение ИСУ-152К.


ИСУ-152-1 (1944 г.). Вооружена 152,4-мм пушкой БЛ-8

Второй вариант модернизации имел обозначение ИСУ-152М. На машину установили агрегаты танка ИС-2М, зенитный пулемет ДШКМ с боекомплектом 250 патронов и приборы ночного видения.
В 1956 г. на базе ИС-2 создали самоходный стартовый агрегат 8У-218 (объект 803) для ракетного комплекса оперативно-тактического назначения 8К11. Годом позже началось его серийное производство, всего выпустили 56 стартовых агрегатов. Экипаж каждого состоял из 5 человек. Машина массой 40 т развивала скорость 41 км/ч. Запас хода составлял 300 км. В конце 50-х годов был принят на вооружение комплекс 8К14 с более тяжелой ракетой. В качестве стартового агрегата использовалась машина 2П19 также на базе танка ИС-2, очень похожая на предыдущую. В войска новый комплекс начал поступать в 1961 году. В начале 60-х годов в рамках программы модернизации вооруженных сил стран - участниц Варшавского Договора ракетные комплексы 8К14 с пусковыми установками на базе танка ИС-2 поступили на вооружение армий Польши, Чехословакии, ГДР, Румынии, Венгрии и Болгарии.
Большая масса тяжелых танков ИС и самоходных орудий ИСУ вызвала потребность в соответствующем эвакуационном тягаче. В этом случае поступили так же, как с танком КВ - в качестве тягачей использовали линейные танки со снятыми башнями. Некоторое количество таких машин использовалось уже в 1945 году. При массе в 35 т тягач имел тяговое усилие на крюке 28 тс, но не имел тяговой лебедки. В начале 50-х годов машина была модернизирована - отверстие под башню в крыше корпуса закрыли крышкой, на которой установили командирскую башенку от ИС-2. В 60-е годы после снятия с вооружения ИС-2М таким образом переделали еще некоторое количество машин.

Опытная самоходная артиллерийская установка
ИСУ-130 (1944 г.). Вооружена 130-мм пушкой С-26

Еще один тип ремонтно-эвакуационного тягача был создан на базе ИСУ-122. Тягач ИСУ-Т представлял собой обычную самоходку с демонтированной пушкой и заваренной амбразурой. В начале 60-х годов на вооружение поступили еще два тягача на той же базе - БТТ-1 и БТТ-1Т. Корпус машины БТТ-1 подвергся изменениям, главным образом, в лобовой части. К нижнему лобовому листу приварили два коробчатых демпферных упора для толкания танков с помощью бревна. Была изменена и крыша рубки, к которой приварили балку с подкосами для увеличения жесткости. В машинном отделении, расположенном в средней части корпуса, разместили лебедку (тяговое усилие 25 тс, рабочая длина троса 200 м) с механизмом отбора мощности от двигателя. В кормовой части машины располагалось сошниковое устройство для упора в грунт. На тягаче устанавливалась разборная кран-стрела грузоподъемностью 3 т с ручным приводом. На крыше силового отделения находилась грузовая платформа, рассчитанная на перевозку до 3 т груза. Буксирное устройство тягача было оборудовано подрессориванием с двусторонней амортизацией и жесткой сцепкой. На машине устанавливался двигатель В-54-ИСТ. Для движения ночью механик-водитель располагал ночным прибором БВН. Масса тягача составляла 46 т. Экипаж состоял из двух человек. На тягаче БТТ-1Т вместо тяговой лебедки укладывался табельный или модернизированный комплект такелажного оборудования, рассчитанный на тяговое усилие 15 тс.


Опытная самоходная артиллерийская установка ИСУ-152-2
(1944 г.). Вооружена 152,4-мм укороченной пушкой БЛ-10