Мистические легенды вокруг крушения «Титаника. Гибель Титаника: события и тайны той ночи Тайны титаника читать


«Титаник», трудно найти человека, которому было бы совсем ничего не известно о печальной судьбе самого большого и роскошного корабля начала XX века. О затонувшем в ледяных водах лайнере написано множество книг, снято семнадцать художественных фильмов и два телесериала. Есть даже мюзикл «Титаник» и опера-реквием.

Самым же знаменитым произведением масскультуры об этой катастрофе является оскароносный двухсотмиллионный блокбастер Джеймса Камерона. Кроме одиннадцати «Оскаров», фильм Камерона «Титаник» может похвастаться еще одним достижением. Дотошные киноведы-историки насчитали в этом блокбастере ни много ни мало 157 ошибок.

Самый знаменитый прокол - это электронные часы на руке одного из утопающих, которых в 1912 году просто не могло быть. Не могло быть у собак из фильма специальных поводков: изобретенных лишь в 1970 году. Прокол получился и со статуей Свободы. В фильме она такого же цвета, как и сейчас - зеленого. Но в 1912 году - она была еще коричневой, а зеленой стала только через 35 лет после создания, то есть в 1921 году.

Крупнейшие морские катастрофы

Во многом благодаря именно этому фильму, многие люди во всем мире думают, что гибель «Титаника» была крупнейшей морской катастрофой в истории человечества. Однако это не что иное, как заблуждение.

Во время гибели «Титаника» морская пучина поглотила 1513 человек. Но в 1940 году немецкие бомбардировщики потопили у побережья Франции британский транспорт «Ланкастрия», на борту которого находилось около семи тысяч человек. Образовавшаяся на месте гибели корабля гигантская воронка засосала более 4500 человек - в три раза больше, чем унесла катастрофа «Титаника» в 1912 году.

Еще большее количество жертв было при гибели немецкого лайнера «Вильгельм Густлофф», торпедированного в 1945 году советской подводной лодкой под командованием Маринеско. Тогда погибло, согласно официальной версии, 7700 человек. Другая советская лодка потопила немецкий транспорт «Гойя», на котором было от 5 до 7 тысяч человек. А британская авиация отправила ко дну лайнер «Кап Аркона», вместе с 5 тысячами заключенных.

Стоит отметить и то, что и в мирное время были морские катастрофы, число жертв которых было больше, чем во время гибели «Титаника». В 1987 году при столкновении парома «Дона Пас» с танкером у берегов Филиппин погибло около 4 тысяч человек.

Вернемся к тайне гибели «Титаника». Есть несколько экзотических версий о причинах гибели «Титаника».

По одной, все дело было в пробоине от торпеды, выпущенной немецкой подводной лодкой. По другой, корабль погубил пожар в трюме. Согласно третьей, во всем повинна мумия Амен-Оту, знаменитой египетской прорицательницы времен фараона Аменхотепа IV, которую перевозили на лайнере. Но общепринятой была версия о том, что «Титаник» затонул от столкновения с айсбергом, следствием которого была огромная пробоина в корпусе корабля длиной 90 м.

Новое о гибели «Титаника»

Однако относительно недавние исследования останков «Титаника» доказали, что и это заблуждение. Айсберг, скорее всего, был, но что касается дыры в корпусе… Вначале ученые не обнаружили никаких следов масштабной пробоины. Но не все было еще ясно, потому как нос корабля увяз в иле и не весь низ корабля был доступен для исследователей.

Позднее, погребенный под 20-метровым слоем ила, низ лайнера обследовали с помощью ультразвука. И что же? И снова никаких следов грандиозной пробоины. Зато нашлась цепочка из шести небольших отверстий суммарной площадью около… квадратного метра. Именно они и погубили «самое надежное судно в мире», как называли «Титаник» перед его первым и последним плаванием.

Почти столетие прошло с той страшной ночи с 14 на 15 апреля 1912 года, когда в ледяных волнах северной Атлантики затонул легендарный «Титаник», унеся с собою более полутора тысяч человеческий жизней. Сотни свидетельских показаний, тысячи фактов и, наконец, долгожданная возможность опуститься на глубину почти 13 тысяч фунтов, чтобы подробно изучить обломки некогда одного из самых великих судов человечества. Сотни научных исследований, проведенных учеными крупнейших стран мира с использованием самой мощной компьютерной техники. Хронометраж трагедии восстановлен, казалось бы, поминутно и никаких загадок больше не может быть. И вроде бы уже пора поставить точку в конце этой печальной истории, если бы только не одно обстоятельство: до сих пор корабли ловят сигналы SOS, посланные из радиорубки терпящего бедствие «Титаника», а норвежские рыбаки все продолжают и продолжают вылавливать спасшихся пассажиров. Что это - массовое помешательство или неизученные пока загадки времени и пространства?

Таинственные сигналы бедствия

Недавно в прессе опять (в который раз!) промелькнуло сообщение о том, что радисты сразу нескольких судов, приписанных к портам Норвегии, Швеции и Нидерландов, 15 апреля приняли международный сигнал бедствия SOS, который подавался в течение почти двух часов из точки с координатами 41,46 норд, 50,14 вес в Атлантическом океане. О полученных сигналах все суда сообщили по радиосвязи на берег, где к поиску попавшего в беду судна подключились навигационные службы. Однако, к удивлению моряков, снимки со спутника показали, что в этом районе в данный период времени вообще никаких судов не было. Радисты получили выговор, навигационные службы начали служебную проверку, пытаясь найти неизвестного «шутника», однако никаких результатов это (увы!) не принесло. А тем не менее, это была уже далеко не первая подобная «мистификация».

В первый раз сигналы SOS с тонущего «Титаника» были зафиксированы еще в 1972 году. 15 апреля радист американского линкора «Теодор Рузвельта» Ллойд Детмер принял сигнал бедствия. Сквозь чудовищные помехи в наушниках прорывалась морзянка с призывом прийти на помощь тонущему «Титанику». Естественно, как и всякий здравомыслящий человек, он не поверил своим ушам. Первая мысль была о том, что он либо свихнулся, либо его кто-то разыгрывает. Однако инструкция строго предписывала сообщать обо всех подобных фактах на берег. Действительно, мало ли что? Вдруг кто-то и на самом деле тонет? Вдруг на самом деле название судна было просто созвучно «Титанику», а из-за помех он его просто неправильно разобрал? Ответ с берега пришел в рекордно короткие сроки и, к удивлению Ллойда Детмера, был на удивление спокойным и странным: на сигналы SOS не реагировать, следовать прежним курсом. А позже, уже в порту, команде линкора, включая капитана, разъяснили, что давно утонувший «Титаник», естественно, никаких призывов о помощи посылать не мог. Соответственно, следуя логике, либо никакого сигнала SOS не было вообще, либо кто-то просто хамски пошутил. Команда, посмеиваясь, разошлась. Действительно, наверное, так все и было. Однако несчастному радисту что-то не давало покоя. Но что? Объяснения, на первый взгляд, логичны, сигнал действительно был слишком слабым и в него вполне могла вкрасться ошибка. Подозрительным было лишь одно: почему разъяснения по поводу его, как все считали, бреда или неустановленного хулиганства в эфире давало не их непосредственное военное начальство, а представители спецслужб? И тогда, сначала просто из любопытства, Детмер начал свое собственное расследование, которое дало очень много весьма неожиданных и совсем необъяснимых фактов. Не удивительно, что когда расследование зашло слишком далеко, и Детмер уже стал обладать кое-какой весьма любопытной информацией, его вдруг объявили психически неполноценным и в рекордно короткие сроки упрятали в психушку. Но что же такого интересного накопал Ллойд Детмер, чем вызвал на себя гнев могущественных спецслужб?

Во-первых, как стало известным, Детмер отыскал в военных архивах донесения своих коллег-радистов о том, что, оказывается, не он один получал странные радиограммы, посланные якобы с «Титаника». Как оказалось, призраки радиоэфира появлялись с завидной регулярностью - примерно один раз в шесть лет (1924, 1930, 1936, 1942 и т.д. годы). Но тогда получалось, что следующего сигнала нужно было ожидать в 1978 году! Продолжая работать радистом на судне, Детмер сам напросился на вахту в ночь на 15 апреля. Как стало известно из судового журнала, сигнал был получен. Однако, как и в прошлый раз, на берегу никто не поверил, спецслужбы провели повторную разъяснительную беседу, а Детмера, который на фактах, полученных из военных архивов, пытался доказать свою правоту, объявили психически неполноценным и отправили на принудительно лечение в клинику неврозов города Балтимор (США). Почти на два десятилетия о таинственных сигналах с затонувшего «Титаника» позабыли. До тех пор, пока в апреле 1996 года в канадской газете «Сан» не появились заметка об очередном сигнале SOS из прошлого, полученного канадским судном «Квебек». Круг замкнулся.

Петля времени

Итак, предположение Детмера о периодичности сигнала бедствия, похоже, оказалось верным. С ним, кстати, согласны и некоторые ученые, изучавшие этот феномен. Было выдвинуто несколько предположений, объясняющих появление сигнала из прошлого. Так, по мнению некоторых исследователей, объяснение может состоять в том, что «в поле пространства-времени сформировался фантом радиосигнала». Его-то, мол, и ловят время от времени суда в Атлантическом океане. И если периодичность «радиоматеризации» фантома рассчитана верно, то очередного его появления следует ожидать в 2008 году.

Другие ученые утверждают, что сигнал SOS с «Титаника» пробил время в обе стороны. То есть должен был ловиться в 1906, 1900, 1894 (и так далее) годах. Однако ввиду того, что в начале века радио было слишком дорогой экзотикой, да и изобрели его сравнительно недавно (в 1895 году), сигнал не был задокументирован. Впрочем, последнее не означает, что его не было совсем.

Удивительно? Но это еще далеко не все чудеса, связанные с гибелью «Титаника». Сопоставив все факты, связанные катастрофой, можно утверждать, что Эдвард Смит, капитан реального «Титаника», незадолго до катастрофы мог получить … свой собственный сигнал SOS. Именно этим, по их мнению, можно объяснить и его оцепенение, и неожиданную попытку изменить курс, и (самое главное), что «Карпатия» и «Олимпик» - корабли, первыми прибывшими на помощь терпящему бедствие «Титанику», получили сигнал SOS почти на двадцать минут раньше, чем произошла сама катастрофа.

Разберемся. Корабли «Олимпик» и «Карпатия» получили SOS с «Титаника» в 23 часа 17 минут. «Титаник» пошел на дно в 2 часа 20 минут ночи. «Карпатия» прибыла на место катастрофы в 4 часа 38 минут, то есть шла около шести часов. Все, казалось бы, сходится: «Карпатия» находилась примерно в 200 километрах от «Титаника». Не сходится только вот что: «Титаник» столкнулся с айсбергом в 23 часа 40 минут и, таким образом, никак не мог передать сигнал SOS 23 минутами раньше. Он вообще начал взывать о помощи только около полуночи, и именно этот зов был услышан на корабле «Цинцинатти», находившемя в 900 километрах. Получается, что и на «Олимпике», и на «Карпатии», приняли не реальный сигнал бедствия, а его фантом.

Природа SOS

Итак, факты подтверждают, что сигналы бедствия распространялись еще до катастрофы. Ученые задались вопросом их происхождения. Действительно ли это были радиосигналы, или что-то принципиально иное?

Еще в 70-х годах прошлого века доктор технических наук Г.А. Сергеев сообщил об открытии им так называемого стрессового излучения, возникающего в момент смертельной опасности для человека, в том числе, и когда он тонет. Он доказал, что физическая компонента этого излучения распространяется как в воде, так и в воздухе. Кроме того, это излучение при помощи специальных жидкокристаллических датчиков может быть зафиксировано на небольших расстояниях от тонущего человека. Вполне возможно, что трагедия «Титаника» породила стрессовые излучения такой силы, что они распространялись на тысячи километров!

В качестве подтверждения этой теории ученый приводит тот факт, что в момент гибели «Титаника» в разных странах были документально зафиксированы «видения», либо сны родственников людей, погибавших на «Титанике».

Апрельским вечером 1912 года священника Роуздейльской методической церкви в Канаде посетило видение: яростный шум волн, голоса, взывающие о помощи, и слова старой песни, которую он не слышал много лет. В конце вечерней службы священник рассказал прихожанам о своем видении и попросил вместе с ним исполнить старое песнопение, услышанное им во время видения: «Мы молимся Тебе, о наш Господь, за тех, кто погибает в бездне моря». На следующее утро священник и прихожане узнали о страшной трагедии в Атлантике, происшедшей в тот самый момент, когда возникло странное видение. Как потом выяснилось, это песнопение исполнялось во время молитвы на борту лайнера. Еще один пример. Молодой американке приснился жуткий сон: ее мать находится в лодке, забитой мечущимися и кричащими людьми, попавшими в кораблекрушение. Неподалеку плавают еще несколько лодок и сотни людей, барахтающихся в воде. А вдали над океаном вздымается корма судна, погружающегося в пучину. Позже спасшаяся мать женщины подтвердила, что во время гибели «Титаника» она обращалась мыслями к своей дочери, которую не чаяла больше увидеть.

В самом Нью-Йорке, куда должен был прибыть «Титаник», молодая девушка Стелла Смит во сне увидела себя на борту тонущего судна, корма которог о круто вздымалась вверх. Под ногами у нее уже плескалась вода, и о на, судорожно цепляясь за ванты, пыталась карабкаться вверх, но сорвалась и полетела в черную бездну... Чуть позже она узнала, что сре ди погибших пассажиров был и ее жених.

Подобные видения, как показывают факты, время от времени (все с той же периодичностью в 6 лет) посещают людей по обоим берегам Атлантики. А если принять во внимание теорию о петле времени, то вполне вероятно, что видения, распространяясь как в прошлое, так и в будущее, были восприняты Морганом Робертсоном, автором романа-предупреждения «Тщетность».

Мистическое предсказание Моргана Робертсона

В 1896 году в Англии вышла книга абсолютно никому неизвестного автора Моргана Робертсона. Репортер, специализировавшийся на морской тематике, опубликовал роман со странным названием «Тщетность», в котором рассказал незатейливую историю о том, как в Англии был построен трансатлантический лайнер длиной 260 метров, имевший четыре трубы и три винта. При водоизмещении 60 тысяч тонн и мощности машин 50 тысяч лошадиных сил он развивал скорость свыше 25 узлов. Корабль считался непотопляемым, самым роскошным и самым быстроходным в мире. Естественно, право совершить на нем первое путешествие через океан выпало сильным мира сего - миллионерам Старого и Нового Света. Однако плаванье закончилось трагически: холодной апрельской ночью лайнер на полном ходу врезался в айсберг и затонул. Трагедия усугублялась тем, что спасательных шлюпок на всех не хватило, и поэтому основная часть из двух тысяч пассажиров погибла. Название вымышленного парохода было «Титан». Сюжет ничего не напоминает?

Любой человек безошибочно узнает в истории романа «Тщетность» историю реального крушения «Титаника», построенного в Англии и погибшего холодной ночью с 14 на 15 апреля на пути в Америку в результате столкновения с айсбергом. Удивительно лишь то, что реальная катастрофа произошла на 16 лет позже. Кстати, этот роман спас жизнь некоторым людям, так и не ставших пассажирами злополучного «Титаника». Так, по иронии судьбы, экземпляр романа оказался в руках одного из кочегаров судна, который начал читать его в перерывах между вахтами во время рейса. По мере чтения он буквально пришел в ужас, узнав в описании «Титана» корабль, на котором он сам плыл. Попытался рассказать об этом товарищам, но они подняли его на смех. Тем не менее, напуганный кочегар поспешил дезертировать с лайнера во время захода в английский порт Саутгемптон. Что ж, как показало время, он оказался прав.

Совпадения «Титана» и «Титаника» заметили, но, к сожалению, слишком поздно. Через 16 лет после выхода романа все экземпляры до того практически не пользовавшейся спросом книги разошлись буквально мгновенно. В чем причина? Почему книга отставного моряка британского флота вдруг стала самой популярной не только в США, но и во многих других странах? Неужели читатели разглядели в ней какие-то, до этого тщательно скрытые литературные достоинства? Их не было. Но поразительно другое - в повести с невероятной точностью предсказывались мельчайшие детали катастрофы, разыгравшейся в апреле 1912 года. Сходилось все: и то, что кораблекрушение произошло в первом же рейсе, и то, что корабль погиб в Атлантике в апреле, и то, что оба корабля - настоящий и выдуманный - наткнулись ночью на айсберг, и то, что они продержались на поверхности океана приблизительно одно и тоже время, и то, что технические данные «Титана» и «Титаника» почти полностью совпадали. Убедитесь сами:

Список совпадений может быть продолжен. Даже число погибших в книге Робертсона не намного отличается от числа тех несчастных, которые погибли на самом деле при крушении «Титаника».

Таинственные предупреждения

Роман «Тщетность» был не единственным предупреждением о возможной катастрофе. Жена промышленника Г.Вуда, в последний момент отказавшегося от билета на «Титаник», после катастрофы, передала прессе полученное ею по почте накануне отплытия анонимное предупреждение, в котором говорилось: «Если вы не хотите потерять своего мужа, то приложите все усилия, чтобы отговорить его от этого путешествия. Если данное предупреждение возымеет благоприятное действие, прошу в знак благодарности перечислить по указанному адресу сумму в 1000 фунтов, поскольку передача вам этого предупреждения потребовала от меня больших усилий и расходов».

Супруга Вуда сумела уговорить мужа отказаться от поездки, восприняв это послание как предупреждение о возможном покушении на него. Разумеется, после сообщения в прессе о гибели судна указанная сумма была немедленно перечислена неизвестному благодетелю. Откуда неизвестный доброжелатель узнал о грядущей катастрофе, неизвестно. Однако супруги Вуд были не единственными, кто, вероятно, получил «последнее предупреждение».

В самый последний момент, сославшись на нездоровье, отказался от поездки на лайнере американский мультимиллионер Пирсон Морган - фактический владелец судна. Однако несколькими днями позже, уже после кораблекрушения, Моргана обнаружили на курорте во Франции в компании любовницы. Пребывал он в абсолютном здравии и ни о каком недомогании даже и не заикался.

Вместе с Морганом отказались плыть, и тоже в последний момент, еще свыше пятидесяти человек, в том числе его близкие друзья и деловые партнеры, включая германского стального магната Генри Фрика и американского мультимиллионера Джорджа Вандербильта.

Призраки катастрофы

Кто были все эти люди, предупредившие (пусть зачастую и не безвозмездно) сильных мира сего о грядущей катастрофе? Кем был, кстати, и отставной моряк Морган Робертс, биография которого, как оказалось, совсем неясна и изобилует всевозможными белыми пятнами? Недавно группой американских аномальщиков была предложена совсем уж фантастичная версия: все они были … выжившими пассажирами «Титаника». Похоже, петля времени сработала не только для радиоволн, но и для людей. Удивительно? Еще бы! Но все дело в том, что эта, без сомнения, весьма фантастичная версия имеет ряд весьма серьезных подтверждений, полученных уже в наши дни.

24 сентября 1990 года рыбаками норвежского рыболовного траулера «Фоссхаген» под командованием капитана Карла-Йоргена Хаса в Северной Атлантике, в 340 км юго-восточнее Исландии была обнаружена и снята с айсберга 29-летняя Винни Каутс. Женщина была насквозь промокшей, обветренной и продрогшей. Она утверждала, что чудом спаслась с тонущего «Титаника», буквально только что на ее глазах погрузившегося в пучину. Кроме этого, Винни Каутс очень беспокоилась за судьбу остальных пассажиров и буквально умоляла команду корабля немедленно отправиться на их спасение. Для этой женщины время как будто остановилось на трагической дате 15 апреля 1912 года, которую она и спустя 79 лет переживала так, как если бы это случилось только что. Более того, для нее вообще не существовало этих самых 79 лет!

Безусловно, объявившийся неизвестно откуда живой и невредимый свидетель гибели «Титаника» стал для экипажа корабля «Фоссхаген» полной неожиданностью. Это не укладывалось не только в бедные рыбацкие головы, но и в привычную схему восприятия земного времени. Норвежские морские власти были в полном замешательстве, ибо миссис Каутс производила впечатление вполне нормальной женщины, без психических отклонений. Кроме того, удивительными были и тот факт, что ее одежда полностью соответствовала последним веяньям моды начала ХХ века, и то удивление, которое вызывали у нее обычные, казалось бы, вещи - сотовый телефон, телевизор, самолет и т.д.

На лицо были признаки «перескока» во времени на целых 79 лет. Но как? В поисках ответа эксперты связались с английским морским ведомством. Однако пришедший в скором времени ответ не только не прояснил, но еще больше запутал сложившуюся ситуацию. Лондон подтвердил, что миссис Винни Каутс из Саутсгемптона действительно значилась в списках пассажиров «Титаника» и, следовательно, могла находиться на борту суперлайнера в момент катастрофы. Однако как объяснить тот факт, что 108-летняя женщина к моменту обнаружения выглядела как 29-летняя? «Это сверхъестественно, - заявили 27 врачей и ученых, обследовавших спасенную, - похоже, что эта женщина в течение 79 лет находилась во временном искажении. Она ничуть не постарела».

Подобные случаи, кстати, не единичны. Уже через год после описываемых событий, 9 августа 1991 года команда исследовательского судна военно-морского флота «Ларсон Нэейпер» в 365 километрах юго-западнее Исландии (то есть почти на том же самом месте) подобрали еще одного «ожившего» утопленника со спасательной лодки старинной конструкции. На этот раз им оказался, ни много, ни мало, потрясенный случившимся, но вполне невредимый капитан «Титаника» Джон Смит. На нем, к удивлению всех, была чистая и отутюженная униформа пароходной компании «Уайт Стар». Вдобавок ко всему капитан покуривал табачок из своей старой трубки. Спасатели, как и в случае с Винни Каутс, немедленно доставили спасенного на берег, где и передали с рук на руки изумленным психиатрам. К делу подключились спецслужбы, и, сразу после того, как полностью совпали отпечатки пальцев новоявленного капитана и обнаруженные в 80-летних документах, все документы по этому делу были засекречены. На любые вопросы прессы представители спецслужб отвечали кратко: «Это был всего лишь психически больной человек». Действительно, тяжело остаться психически здоровым, когда ты сначала утонул, а затем неожиданно воскрес спустя 80 лет после трагедии! До сих пор, даже несмотря на то, что оба спасенных чувствуют себя прекрасно, их держат в изоляции от общества, якобы в целях последовательной адаптации к современной действительности.

А вот третьему спасенному пассажиру «Титаника» повезло. Его никто не держит в психбольнице, он (вернее, она) благополучно адаптировался и в настоящее время проживает в Норвегии. Через три года после описанных событий, в 1994 году, в водах Северной Атлантики, опять практически на том же самом месте, командой уже другого норвежского судна была спасена 10-месячная девочка, замерзшая, но здоровая. На вопрос, откуда взялся младенец вдали от морских путей, в холодной воде, никто так и не смог ответить. Не добавил ясности и тот факт, что малышка была привязана к спасательному кругу с надписью «Титаник», а ее одежда полностью соответствовала той, в которую одевали младенцев в начале века. Позднее ученые, занимавшиеся этим феноменом, обнаружили в списках пассажиров «Титаника» упоминание о 10-месячном ребенке женского пола. Однако дальше исследование продолжать не представлялось возможным: грудной ребенок, увы, ничего не мог о себе рассказать.

Современные исследователи раскопали и другие факты. Оказывается, моряки неоднократно сообщали о том, что примерно в этих широтах видели огромный пароход, уходивший носом вниз. Видение длилось всего несколько секунд, а затем исчезало. «Создается впечатление, - сказал по этому поводу исследователь-океанолог Малвин Айдланд, - что в этом районе мира время потеряло свое значение. Люди, исчезнувшие еще в 1912 году, неожиданно появляются, словно с ними ничего не происходило. Они даже не постарели! Возможно, что и «Титаник», и его пассажиры попали в какую-то ловушку времени, загадку которой нам еще предстоит отгадать».

Кстати, если принять все эти факты и сопоставить их с теорией о «пробитом» в обе стороны времени, то тогда можно предположить, что Морган Робинсон, автор удивительно пророческого романа «Тщетность», вполне мог оказаться одним из пассажиров «Титаника», только «заброшенного» не в будущее, а в прошлое. Тогда становятся понятными все удивительные совпадения вымышленного «Титана» и вполне реального «Титаника»: Морган Робинсон писал всего лишь автобиографическую повесть, которой хотел предупредить. К сожалению, далеко не все вняли его предупреждениям.


«Титаник», крупнейшее пассажирское судно начала XX века, принадлежавшее английской почтово-пассажирской пароходной компании «Уайт Стар Лайнз». Построено в 1911 году. Водоизмещение 46 328 тонн, длина 269 метров, скорость 25 узлов. Во время своего первого плавания из Саутгемптона в Нью-Йорк в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года «Титаник», столкнувшись с айсбергом, затонул в 800 километрах к юго-востоку от острова Ньюфаундленд.

Число погибших, по различным данным, составило от 1400 до 1517 человек (всего на борту было около 2200 человек). Страховые компании выплатили родственникам жертв катастрофы более 14 миллионов фунтов стерлингов, по тем временам — астрономическая сумма. Гибель «Титаника» — это одна из величайших морских катастроф XX века.

1 сентября 1985 года трое участников подводной экспедиции, возглавляемой профессором Робертом Баллардом, опустились в батискафе «Альвин» на глубину свыше четырех километров и впервые через 73 года после катастрофы увидели на морском дне разломившийся на две части корпус «Титаника». Однако его обследование не только не прояснило некоторых загадочных обстоятельств гибели гигантского лайнера, но и вызвало много новых вопросов.

Так, все эти годы считалось, что «Титаник» затонул оттого, что при столкновении айсберг распорол ему обшивку правого борта ниже ватерлинии на длине около 60 метров. Однако экспедиция Балларда обнаружила в обшивке корпуса только шесть сравнительно небольших разрывов, края которых были вывернуты наружу. Такие повреждения могли, например, возникнуть в результате взрыва (или взрывов) внутри корпуса судна. Но тогда отчего произошли взрывы и как они связаны с ударом об айсберг?

Возможно, события развивались так. Айсберг пробил бортовую обшивку ниже ватерлинии на уровне машинного отделения, и туда хлынула соленая морская вода, имевшая температуру — 2 градуса по Цельсию. Когда она стала заливать паровые котлы, в их раскаленных стенках из-за резкой разницы температур возникли колоссальные напряжения, металл не выдержал, стенки лопнули, и котлы, давление пара в которых достигало 150 атмосфер, начали взрываться. Взрывы увеличивали размеры полученных при столкновении пробоин и создавали новые, выворачивая их рваные края наружу...

Факт столкновения «Титаника» с плавучей ледяной горой сомнения не вызывает. Его засвидетельствовали многочисленные пассажиры и члены команды, которым посчастливилось остаться в живых. Но почему, опять-таки по свидетельствам очевидцев, ни пассажиры, ни члены команды не почувствовали ничего, кроме легкого содрогания корпуса и как бы отзвука далекого взрыва? А ведь о гигантскую ледяную глыбу, имевшую твердость скалы, ударилось тело массой 66 тысяч тонн, двигавшееся со скоростью 40 км/час!

Так, может быть, «Титаник» вовсе и не столкнулся с айсбергом, а лишь слегка коснулся его? А столкнулся он с чем-то совсем другим? Или это «что-то» намеренно столкнулось с лайнером, использовав айсберг в качестве «ширмы» и став истинным виновником гибели судна?

Ну а если все-таки виновник — айсберг, то почему вообще произошло это столкновение? Как могло случиться, что при ясной, безветренной погоде и полном отсутствии волнения — явлении удивительном для этих широт и этого времени года — вахтенным офицерам и матросам не удалось вовремя заметить опасность и принять меры к тому, чтобы избежать катастрофы? Тем более что, как выяснилось позже, на пути следования «Титаника» роковой айсберг был единственным в радиусе нескольких десятков миль.

Оказывается, столкновению предшествовала и сопутствовала цепочка весьма странных обстоятельств и событий. Некоторые из них иначе как сверхъестественными не назовешь...

История гибели «Титаника» в наши дни известна почти каждому, особенно после недавнего выхода на экраны очередного голливудского фильма об этой трагедии. Но мало кто знает, что она была с невероятной точностью предсказана во всех подробностях за 14 лет до того, как произошла. Предсказателем оказался писатель Морган Робертсон. В своем романе «Тщетность» он описал, как в один из апрельских вечеров 1898 года, столкнувшись с гигантским айсбергом, у берегов Америки затонул «Титан» — огромный пассажирский пароход, совершавший свой первый трансатлантический рейс из Саутгемптона в Нью-Йорк. Поразительные совпадения на этом не кончаются. Реальный «Титаник» и придуманный Робертсоном «Титан» имели почти одинаковую длину — 269 и 252 метра, сопоставимым было и их водоизмещение: 46 тысяч и 66 тысяч тонн. Оба судна приводились в движение тремя гребными винтами и отправились в путь, имея на борту приблизительно по 2500 пассажиров, принадлежащих в основном к респектабельным и весьма состоятельным слоям общества. И «Титаник», и «Титан» столкнулись с айсбергами в одном и том же месте — в пятистах милях к юго-востоку от острова Ньюфаундленд, на обоих судах спасательных средств на всех не хватило, и около половины их пассажиров погибли, главным образом от переохлаждения, в ледяной воде Атлантики. Эти многочисленные и столь точные совпадения невозможно объяснить чистой случайностью. Напрашивается предположение о каком-то мистическом пророчестве...

Сохранилось немало свидетельств того, как еще в глубокой древности судьба жестоко карала грабителей и осквернителей усыпальниц знатных египтян. Широко известно, в частности, о внезапной и загадочной гибели многих из тех, кто принимал участие в исследованиях знаменитой гробницы фараона Ту- танхамона. Менее известно о таинственной и зловещей истории, связанной со вскрытием могилы жрицы бога Амона-Ра, которая около 3600 лет тому назад была похоронена в Долине Царей поблизости от Бибан Эль-Мулюка. Ее могилу разграбили в 60-х годах XIX века, мумия жрицы не сохранилась, но саркофаг с изображением женского лица демонической красоты остался неповрежденным. Говорят, что всех, имевших дело с этим саркофагом, настигала преждевременная и необъяснимая смерть. В том числе и всех его обладателей, последовательно сменявших друг друга. А фотограф, делавший снимки саркофага, на одном из отпечатков якобы увидел, будто живое, лицо прекрасной египтянки со зловещей улыбкой на устах. Последняя владелица реликвии спасла свою жизнь тем, что передала ее в дар Британскому музею. Но заклятие продолжало действовать. Когда стало очевидно, что после приобретения саркофага смертность среди музейных работников резко возросла, было принято решение упрятать его в подвальном помещении, а в зале выставить копию.

Тем временем саркофагом заинтересовались американцы, и в 1912 году была организована его тайная доставка в США. Реликвию упаковали в простой ящик, в таможенной декларации он был записан как «ящик с книгами», и 10 апреля 1912 года в Саутгемптоне его погрузили на самый современный и самый надежный пароход Королевской почтовой службы. Этим пароходом был «Титаник».

Если заклятие саркофага действительно имело убийственную (в прямом смысле слова) силу и дух египетской жрицы действительно мстил за ее поруганную могилу, то трудно представить себе более жестокое и несправедливое прояшгение такой мести, чем гибель сотен людей, непричастных к этому поруганию.

Не поддается объяснению и странная беспечность капитана Смита и его двух вахтенных помощников, Мэрдока и Лайтоллера. В свое время ее причиной были признаны ясная погода и полный штиль на море. Эта беспечность проявилась, в частности, в том, что матросов-наблюдателей в «вороньем гнезде» на мачте даже не снабдили биноклями, они следили за окружающей обстановкой невооруженным глазом! Не было и вахтенного-впередсмотрящего на носу корабля, когда неизбежность столкновения с айсбергом стала очевидной, роковую и непростительную для профессионала ошибку совершил старший помощник капитана Уильям Мэрдок. Если бы в тот момент он дал команду «Полный назад! Прямо руль!», то «Титаник» остался бы на плаву. Расчеты показали, что в этом случае при столкновении оказались бы разбитыми два носовых водонепроницаемых отсека, судно получило бы дифферент на нос, который легко устранялся заполнением забортной водой двух кормовых отсеков. Оставшиеся невредимыми остальные 12 отсеков обеспечили бы «Титанику» плавучесть, и если при этом он все же не смог бы своим ходом дойти до Нью-Йорка, то, по крайней мере, все пассажиры и члены команды были бы спасены.

К несчастью, Мэрдок скомандовал по-другому: «Полный назад! Лево руля!», подставив под удар айсберга весь правый борт лайнера. Результат этой ошибки опытнейшего морского офицера нам известен.

Комиссия, расследовавшая обстоятельства гибели «Титаника», пришла к заключению, что ближе всех от места катастрофы был пароход «Калифорниен» — единственное судно, которое, по мнению комиссии, могло бы прийти на помощь гибнущему лайнеру, тем более что оба они находились один от другого в пределах прямой видимости. Следственная комиссия признала Стенли Лорда, капитана парохода «Калифорниен», одним из виновников гибели более чем полутора тысяч человек, находившихся на борту «Титаника». Обвинение в умышленном неоказании помощи людям, терпящим бедствие на море, является столь тяжким для любого моряка, и тем более для капитана судна, что ставит крест на его профессиональной репутации и дальнейшей морской карьере.

В течение многих лет заключение комиссии не подвергалось сомнению, и лишь в 1968 году Американская ассоциация капитанов торгового флота, повторно изучив обстоятельства гибели «Титаника», пришла к выводу, что обвинение, выдвинутое против капитана Стенли Лорда пятьдесят с лишним лет тому назад, было ошибочным. «Калифорниен» находился слишком далеко, и с него не могли видеть тонущий «Титаник». Было доказано, что расстояние между этими двумя судами было настолько велико, что для них исключалась возможность видеть даже ходовые огни друг друга. Вместе с тем выяснилось, что между тонущим «Титаником» и лежащим в дрейфе «Калифорниен» оказалось еще какое-то судно, причем с «Титаника» его принимали за «Калифорниен», а с «Калифорниен» — за Титаник». Название и принадлежность этого судна-призрака остаются загадкой до сих пор. Характер маневров таинственного судна (назовем его «Икс») удалось достаточно точно установить по записям в вахтенном журнале «Калифорниен» и по показаниям членов его команды, а также людей, спасшихся с «Титаника». Эти маневры представляются достаточно странными.

«Икс», идущий курсом с северо-востока на юго-запад, попадает в поле зрения вахтенных на обоих упомянутых судах примерно в одно и то же время, в 22. 25. Ровно в 23. 40, то есть в тот момент, когда «Титаник» сталкивается с айсбергом, «Икс» стопорит машины и ложится в дрейф, а затем... разворачивается на 180°, словно намереваясь пойти обратным курсом! Однако он этого не делает и до 02.05 продолжает дрейфовать, словно бы издали — с расстояния около шести морских миль — наблюдая за развитием трагедии «Титаника». После этого «Икс» запускает машины, снова разворачивается на 180° и уходит на юго-запад. В 02.40 его ходовые огни пропадают из поля зрения вахтенных на «Калифорниен».

Так что же это был за «Икс» и почему он вел себя так странно? И если с него в течение двух с лишним часов безучастно наблюдали, как тонет «Титаник», то не причастен ли он к гибели лайнера? А может, «Икс» вовсе и не был судном в общепринятом понимании этого слова? В заключение еще одно удивительное совпадение или скорее предвидение.

На исходе воскресного дня преподобный Чарлз Морган, пастор методистской церкви в канадском городе Виннипеге, готовился к вечерней службе. Для регента он написал на грифельной доске названия гимнов, которые хор будет исполнять во время службы, сделал еще ряд приготовлений и прошел в свой кабинет. До начала службы оставалось несколько часов, и пастор, решив немного вздремнуть, прилег на диван. Он сразу же заснул и увидел сон: его окружала темнота, слышался громкий плеск волн, и на этом фоне хор пел старинный гимн, о котором преподобный Морган не вспоминал уже много лет.

Сон был таким ярким и тревожным, что пастор проснулся. Мелодия гимна продолжала звучать в его сознании. Взглянув на часы, Морган понял, что у него есть время поспать еще, и уверенный, что странный сон больше не повторится, снова расположился на диване и накрылся пледом. Но как только он заснул, видение вернулось. Теперь плеск волн был еще сильнее, а тот же гимн звучал громче и печальнее. Пастор снова проснулся с чувством какой-то непонятной тоски. В конце концов он встал, вошел в пустую церковь, стер с доски название первого из ранее выбранных гимнов и написал на его месте новое.

Когда началась служба, прихожане запели вместе с хором старинное песнопение, которое преподобный Чарлз Морган услышал во сне. Но под сводами церкви, стоящей за тысячи миль от моря, слова: «Внемли нам, Боже, мы молимся тебе за тех, кто в этот час рискует своей жизнью в море», — звучали как будто бы не совсем уместно. Пастор вдохновенно пел вместе со всеми, и при этом, к его удивлению, по щекам у него катились слезы.

То была та самая ночь 14 апреля 1912 года и тот самый час, когда в далекой Северной Атлантике тонул «Титаник»...